xianyoung (xianyoung) wrote in eot_su,
xianyoung
xianyoung
eot_su

Category:

«Двоечники» и власть. Заслуженный учитель РФ Рукшин - о реформе образования



- Петербургская школа занимает особое место на образовательной карте страны и защищена двумя важными ресурсами, - считает Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, легендарный педагог, вырастивший двух филдсовских лауреатов - Перельмана и Смирнова, чего пока не удалось никому в мире.

- Во-первых, город не жалеет средств на её работу. Во-вторых - большую роль играет неповторимая культурная среда, традиции, заложенные десятилетия назад. Но запас прочности может иссякнуть, если реформы в этой сфере и дальше будут столь разрушительными.

Образование - не услуга

АиФ-Петербург: - Новый подход как раз переводит образование в сферу услуг, а знания заменяет компетенцией, которая подскажет, где взять нужную информацию.

Сергей Рукшин: - Это точка зрения двоечника, дорвавшегося до власти. Тогда самой компетентной у нас оказывается госпожа Простакова из фонвизинского «Недоросля» с её «географию пусть извозчики знают!» А теперь представьте дежурного на атомной станции, хирурга, делающего операцию ребёнку… Они в курсе, где взять нужные данные, но решение надо принимать здесь и сейчас!

Я также категорически против, когда образование полностью переводится на рыночные рельсы. Это не услуга, а системообразующий институт нации, формирующий человека и гражданина. И от того, каким он будет, зависит национальная безопасность государства. Иначе юноша или девушка получат не знания, помогающие поднимать российскую экономику, медицину, промышленность, а просто аттестат или диплом. Станут не профессионалами, нужными обществу, а винтиками огромной машины, где Родина - не более чем место работы. А его, в крайнем случае, можно и поменять.

АиФ-Петербург: - Школу привыкли ругать, тем не менее в Петербурге растёт число учеников, почти нет учительских вакансий. Средняя зарплата педагогов - 27 тысяч рублей, а можно заработать и 50. Разве это не перемены к лучшему?

Сергей Рукшин: - Нет! Зарплаты растут, но за счёт чего? Цена этой прибавке - повышенные нагрузки и снижение качества преподавания. Обычная учительская ставка - 18 уроков в неделю.

А хороший урок требует времени на подготовку, освоение современных методик. Потому что «если сегодня будем учить, как вчера, украдём завтра». Никто не отменял и проверку тетрадей, заботы классного руководителя. А электронный документооборот? Он введён не вместо, а вместе с бумажным. Знаю литераторов, химиков, которые получают и 80 тысяч, но при этом «вкалывают» по 40-50 часов. О каком творчестве, индивидуальном подходе может идти речь?

На учителей денег нет?

АиФ-Петербург: - В вузах преподаватели тоже на пределе?

Сергей Рукшин: - Да. Министр Дмитрий Ливанов говорит, что науку вместо академии будем развивать в университетах. Но на какую науку останутся силы при таком конвейере? Когда я работал в США, Турции, Аргентине, там считалось, что профессор, который читает больше двух лекций в неделю, а это 3-4 часа, перегружен. Остальное время он должен консультировать, участвовать в конференциях, писать статьи и т. д. Так что массовое увеличение зарплат преподавателям во многом лукавство. К тому же в регионах на повышение просто не нашлось денег. В итоге у одних педагогов сократили часы или даже уволили, чтобы за их счёт поднять жалованье другим и бодро отчитаться.

АиФ-Петербург: - Вы член Общественного совета Министерства образования РФ. Наверняка поднимался вопрос, почему образование, науку государство держит в «чёрном теле»?

Сергей Рукшин: - Боюсь, что наша компрадорская буржуазия, которая собралась вокруг газовой и нефтяной трубы, не заинтересована, чтобы в стране развивалось образование. Входящие в этот клуб думают, что если надо, могут купить западные технологии, замечу, не самые передовые. Или завлечь светил. 300 лет назад Пётр I приглашал в Петербург иностранцев и платил им огромные по тем меркам деньги, чтобы они создавали нашу науку. Спасибо ему за это. Великий математик Эйлер, приехав из Швейцарии, большую часть жизни проработал в России и похоронен в Александро-Невской лавре. Историк Миллер кодифицировал русские летописи, у нас самих руки не доходили. Сейчас, похоже, наоборот. Разрушаем Академию наук, чтобы пойти на поклон Западу…

АиФ-Петербург: - Ленинград, Петербург всегда лидировал в подготовке одарённых детей. Вы сами создали систему, помогающую найти таланты. Однако новый закон «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября, может поставить крест на таких успехах. Специализированным школам, где воспитываются незаурядные ребята, там места не нашлось.

Сергей Рукшин: - Не люблю определение «одарённый». Очень часто это тот ребёнок, который сначала ничем особым не выделялся, но его научили думать, развили способности и он стал «золотым». В этом году исполняется 80 лет, как в Ленинграде началась такая работа - была организована научная станция, затем эстафету подхватил Дворец пионеров. И сегодня мы ищем, набираем ещё в 4-5-х классах мотивированных, способных к интенсивному обучению детей.
Только сейчас эта мотивация опасно смещается. Если раньше родители гордились, что ребёнок всерьёз увлечён географией, геологией, сегодня - возражают. Не хотят, чтобы был нищим. Говорят: «Учи языки, гуманитарные предметы, станешь чиновником или юристом». В итоге ценности размываются. И тот, кто мог быть выдающимся конструктором подводных лодок, самолётов, ракет, строить плотины, прокладывать дороги, будет заниматься чуждыми ему вещами. В масштабах страны это трагическая ошибка.

Перельманов не будет?

АиФ-Петербург:  - Ваши ученики - мировые знаменитости, гении. В 1995-м из шести ребят, входивших в национальную сборную по математике, пять были вашими воспитанниками. Получается, при нынешних реформах больше перельманов не будет?

Сергей Рукшин: - Новый закон и заложенное в нём нормативно-подушевое финансирование фактически ликвидируют не только систему спецшкол, но и лицеев, гимназий. Перечёркивают возможность получить высококачественное и общедоступное образование рядом с домом. Тем самым уничтожается и один из важнейших социальных лифтов. На индивидуальную работу с неординарными мальчиками и девочками учителю сегодня выделяется 7,5 часа в год. Разве по этим методикам можно вырастить нового Перельмана или Смирнова?

АиФ-Петербург: - Но и они, и многие другие ребята закончили петербургские школы, вузы и получили знания, позволившие сделать мировые открытия.

Сергей Рукшин: - Многие действительно получают у нас хорошее школьное и вузовское образование, но вот в аспирантуру уезжают за рубеж. В этом году закончили матмех СПбГУ мои два замечательных ученика, золотые медалисты международных олимпиад. Один, к счастью, поступает у нас, а второй отправился в Швейцарию.

И хотя массовую утечку мозгов удалось приостановить, мы по-прежнему готовим талантливую молодёжь на экспорт. Золотой медалист Коля Гравин - в Сингапуре. Единственная в стране обладательница тройного золота Женя Малинникова, помотавшись по миру, осталась в Норвегии. Многие держат путь в Японию, Южную Корею, на Тайвань, где для науки созданы прекрасные условия.

Учтём, что в силу шоковых изменений у нас произошёл огромный разрыв поколений между теми, кто знает и умеет, и нынешними 20-летними. Этим во многом объясняется и недостаток квалифицированных научно-технических кадров. Результат - участившиеся техногенные катастрофы, падающие спутники, разрушающиеся электростанции и никак не могущие взлететь ракеты. Президент Путин поставил задачу до 2020 года создать 25 тысяч рабочих мест в сфере высоких технологий. Но кто там будет работать? Так что мы теряем и следующий пласт.

Источник
Tags: Ливанов, Россия, СССР, деградация, декультурация, компрадоры, образование
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments