teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Categories:

Архиепископ Лука, профессор и хирург Войно-Ясенецкий (3)


«Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения». Из допроса 1939 года.

В первых двух частях этого рассказа мы познакомились с историей прихода Войно-Ясенецкого в медицину, а также к принятию священнического сана. Случилось это в 1920 году, во время Гражданской войны. Масштабных гонений на РПЦ еще не было, но проблемы во взаимоотношениях со властью уже начались. Об этом мы читали в «Истории РПЦ в ХХ веке». Поступок решительный и смелый, впрочем, как и все в судьбе этого выдающегося человека.

Затем последовали монашеский постриг и принятие епископской кафедры. А вместе с ними и преследование со стороны властей. Мы остановились на первом аресте епископа Луки и отправки его в Москву. В столице он встречается с Патриархом Тихоном и посещает допросы на Лубянке.

В октябре 1923 года его ссылают под Томск. Из Таганской пересыльной тюрьмы он отправляется в свою первую ссылку в Ейск и продолжает путь своего исповедничества веры и служения Отечеству. В его судьбе оба этих служения сошлись насколько прочно, что стали практически неотделимы.

По дороге он оперирует больных (дела уникальные операции в самых жутких условиях) и знакомится с другими ссыльными священниками. В Ейске активно занимается врачебной практикой и совершает богослужения, правда, на дому, категорически отвергая общение с обновленцами, которые захватили все церкви в этом городе. Мы видим - каков был масштаб угрозы для Церкви, с которой боролись и Патриарх Тихон и его наследники, митрополиты Петр и Сергий.

Как епископ и как врач Лука пользовался таким авторитетом и популярностью, что ГПУ удаляет его из города в деревню Хая. Затем его переводят в Турханск. Пишут, что местные жители встречали его как святого, с коленопреклоненными молитвами.

Епископ Лука не оставляет хирургической практики, при этом отказывается от предложений снять с себя священнический сан, ради сокращения сроков ссылки. Власть давила на епископа. Ему были запрещены богослужения и проповедь. От него требовали прекратить давать благословения больным. В ответ он написал заявление об уходе из больницы, где оперировал. Власть немного ослабила давление и перевела врача-епископа в новое место ссылки, уже за полярный круг.

Местные жители радушно встретили его и взяли под свою опеку. Епископ Лука проповедовал слово Господне и там. В результате ГПУ возвращает его в Туруханск. Кстати, этому сильно способствовал бунт крестьян, требовавших возвращения «врача-монаха», который творит чудеса в операционной.

Научный авторитет Войно-Ясенецкого рос, благодаря распространению его идей в СССР и заграницей. Он получил в ответ на свою поздравительную к юбилею телеграмму от самого академика Павлова:

«Ваше преосвященство и дорогой товарищ! Глубоко тронут Вашим теплым приветствием и приношу за него сердечную благодарность. В тяжёлое время, полное неотступной скорби для думающих и чувствующих по-человечески, остаётся одна опора — исполнение по мере сил принятого на себя долга. Всей душой сочувствую Вам в Вашем мученичестве. Искренне преданный Вам Иван Павлов».

В 1925 году его освобождают от ссылки, и он долгим путем, встречаясь по дороге с врачами и делая сложнейшие показательные операции, добирается до Ташкента. Там произошел конфликт с примкнувшим к обновленцам старинным другом протоиереем Михаилом Андреевым. Епископа Луку пытались перевести из Ташкента в другие епархии, но, в конце концов, он написал прошение об уходе на покой.

Профессор Войно-Ясенецкий не был восстановлен на работу ни в городскую больницу, ни в университет. Он занялся частной практикой. По воскресным и праздничным дням служил в церкви, а дома принимал больных, число которых достигало четырёхсот в месяц. В этой время он закончил и отдал в печать «Очерки гнойной хирургии».

В 1929 году началась вторая попытка приструнить профессора-попа. Его арестовали по совершенно надуманному обвинению, чуть ли не в убийстве. Из-под ареста он просил его выслать или в сельскую местность для несения служения (как врачебного, так и священнического), или, вообще, заграницу. Ему надо во что бы то ни стало закончить важнейший труд «Очерков гнойной хирургии», к которому он снова вернулся уже в тюрьме.

В 1931 году он оказался снова на севере. Затем на правах ссыльного открыл врачебный прием в Архангельске. В 1932 году ему снова было предложено снять с себя священнический сан и возглавить хирургическую кафедру. На что он ответил, что даже в условиях невозможности исполнения служения священника, от сана он никогда не откажется.

В 1933 году он был освобожден и в Москве встречался с митрополитом Сергием. Тот предложил ему вернуться на архиерейскую кафедру, но епископ Лука ответил отказом. В тот момент его жизни важнейшей задачей было окончание и публикация научного труда.

Ожидая выхода ее из печати, он поселился в Феодосии. Но в том же году сперва посетил Архангельск, затем спустя 2 месяца Андижан и вернулся в Ташкент. Там он тяжело заболевает и слепнет на левый глаз.

В 1934 году вышедшая монография «Очерки гнойной хирургии» приносит ему мировую известность. Профессора Войно-Ясенецкий приглашают возглавить главную операционную в Институте неотложной помощи Ташкента. За успешную операцию видного большевика, в прошлом секретаря Ленина, епископу Луке предлагают возглавить институт . Он ставит условием - восстановление городского храма. Ему было отказано и назначение не произошло.

Войно-Ясенецкого начинают активно приглашать на консультации. В печать начинают пропускать его научные статьи. Но в 1937 году его арестовывают в третий раз, за «создание «контрреволюционной церковно-монашеской организации», пропаганде, работе на немецкую разведку и т.д. но, главное, в убийстве пациентов на операционном столе.

Многие фигуранты нового дела признавали вину, но епископ Лука отвергал все обвинения. Он объявил голодовку и продержал ее 18 дней. На допросах он заявляет себя как сторонник кадетской партии и открыто говорит, что придерживается антисоветских убеждений, в силу, в том числе, и гонений на Церковь со стороны Советской власти. В 1938 году его переводят в центральную тюрьму, а его дело оказывается выделено в отдельное.

На очередном допросе он снова заявляет о своих взглядах:

«Я всегда был прогрессистом, очень далёким не только от черносотенства и монархизма, но и от консерватизма; к фашизму отношусь особенно отрицательно. Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым. Формы государственного строя США, Франции, Англии, Швейцарии я считаю наиболее удовлетворительными из буржуазных систем. Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта заповеди Евангелия, активным же контрреволюционером я никогда не был…».
В 1940 году Особое совещание НКВД СССР приговаривает его к 5 года ссылке в Красноярский край.

Предыдущая статья.



Tags: война с историей
Subscribe

promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments