msmyslov (msmyslov) wrote in eot_su,
msmyslov
msmyslov
eot_su

Учиться читать тексты





Иллюстрация с сайта rossaprimavera.ru


Читая цикл статей «О коммунизме и марксизме» С.Кургиняна, постоянно ловлю себя на мысли о том, что целью автора является не только разбор нюансов классических марксистских текстов и их соотношения с практикой, с сегодняшними реалиями, но и передача метода работы с текстом и контекстом.

Вот, например, знаменитое письмо К.Маркса И.Вейдемейеру. Казалось бы, что можно вынести из этого текста – сухая констатация Маркса о том, что он-де не «изобретатель» классовой борьбы. Удивились, прочли, пошли дальше – зачем нам остановки? «Наш паровоз, вперёд лети!» И тут вот кроется проблема метода работы с такими многослойными текстами.

Сергей Ервандович ставит вопрос ребром: погружение в контекст как необходимость целостного понимания. Знакомые, но одновременно не несущие в себе никакого содержания, фамилии, такие как Гейнцен, Тьерри, Гизо, Рикардо, Руге, начинают наполняться смыслом. Общая картина выстраивается как витраж из мелочей. Что такое эти «хлебные законы», почему они важны для Маркса в его теоретической полемике? Как на их примере он показывает значимость классового интереса и его превалирование над моралью? Это всё возможно понять, лишь углубившись в контекст.

В общении с людьми нередко встречаешь снисходительные улыбки и важные замечания о том, что, мол, и вы, и ваши теоретики коммунизма – сплошь да рядом утописты. На слуху и известное выражение о «красивой и вредной сказке»[1]. Разъясняя позицию оппонентам, важно не попасть в замкнутый круг простых схем, т.к. борьба на этом поле обречена на поражение. Обращение к хрестоматиям и пересказам, а не первоисточникам, и следующее за этим неминуемое упрощение, загрубление мысли – не позволяют разобраться в сложнейших хитросплетениях общественных процессов. Поэтому глубокий разбор и текста, и контекста является не высоколобой прихотью, но насущной необходимостью.

В своё время мы читали и обсуждали на собрании труд В.И.Ленина «Государство и революция». Ленин, говоря об опыте Парижской Коммуны, отбивал очередные нападки обвинителей в «утопизме» (выделено Лениным – С.М.):

У Маркса нет и капельки утопизма в том смысле, чтобы он сочинял, сфантазировал “новое” общество. Нет, он изучает, как естественно-исторический процесс, рождение нового общества из старого, переходные формы от второго к первому. Он берёт фактический опыт массового пролетарского движения и старается извлечь из него практические уроки.

Маркс вывел из всей истории социализма и политической борьбы, что государство должно будет исчезнуть, что переходной формой его исчезновения (переходом от государства к не-государству) будет “организованный в господствующий класс пролетариат”. Но
открывать политические формы этого будущего Маркс не брался. Он ограничился точным наблюдением французской истории, анализом её и заключением.

И вот теперь, чтение писем к Руге дало мне, как кажется, дополнительный ключ к пониманию подхода Маркса. В сентябре 1843г. Маркс пишет[2] (выделено Марксом – С.М.):

… мы не стремимся догматически предвосхитить будущее, а желаем только посредством критики старого мира найти новый мир. До сих пор философы имели в своём письменном столе разрешение всех загадок, и глупому непосвящённому миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки. <…> Но если конструирование будущего и провозглашение раз навсегда готовых решений для всех грядущих времён не есть наше дело, то тем определённее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем, — я говорю о беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах: эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновением с властями предержащими.

Никаких догматизированных застывших форм будущего, постоянная работа мысли, беспощадная критика, твёрдость в отстаивании собственной позиции с власть предержащими – разве это не то, что востребовано и сегодняшним днём? Утопизм, говорите?..

Но Маркс был «прежде всего революционером»[3], его интересовало и объяснение мира, и его деятельное изменение (выделено мной – С.М.):

… мы желаем влиять на своих современников. Во-первых, религия, а во-вторых, политика вызывают в теперешней Германии преимущественный интерес. Эти-то два предмета, каковы бы они ни были, мы должны взять за исходную точку, а не противопоставлять им какую-нибудь готовую систему вроде, например, «Путешествия в Икарию».
<…>
Ничто не мешает нам … связать нашу критику с критикой политики, … а стало быть, связать и отождествить нашу критику с действительной борьбой. В таком случае,
мы выступим перед миром не как доктринёры с готовым новым принципом: тут истина, на колени перед ней! — Мы развиваем миру новые принципы из его же собственных принципов.

Читая эти тексты, с предельной ясностью понимаешь, что к «красивой сказке» они отношения не имеют. Они имеют отношение к некоей с трудом вербализируемой традиции, на которой взрастают общественные отношения со всеми своими противоречиями, движением, изменениями. Развивать новые принципы из собственных принципов – обеспечивать неразрывную связь с этой традицией, видимо, такой подход во многом обусловлен влиянием гегелевской философской системы («Наука логики») с её бесконечным самодвижением в развитии.

Сложились бы у меня все эти «разноцветные стёклышки» в витраж, пришёл бы я к такому пониманию через прочтение только советских учебников? Вопрос сложный. Но то, что обращение к первоисточникам, особое внимание деталям и контексту способствуют более глубокому пониманию – это точно. Именно такой подход позволяет видеть за сухим «не изобретатель классовой борьбы», многомерную яркую картину, позволяющую лучше разобраться в том, как действовал Маркс и как стоит действовать сейчас.

_______________

[1] В.Путин, 1991г., из фильма «Владимир Путин. Вечерний разговор» В.Шадхана.
[2] Цит. по http://lugovoy-k.narod.ru/marx/01/13.htm
[3] Ф.Энгельс, Речь на похоронах Маркса, цит. по http://dparchives.narod.ru/marx/tom19.htm#s052
Tags: Кургинян, Ленин, Маркс, Путин
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments