teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

История РПЦ в ХХ веке. Декларация 1927 года (2)


Продолжаем читать «Декларацию 1927 года…».

«Декларация…» служит основанием для выдвижения претензий в адрес РПЦ МП во всех смертных грехах.  Предлагаю ее прочитать и вынести суждения самим. Конечно, я не стану приводить весь текст, ссылка на который дана выше. Я буду читать ее, и выделять те места, которые на мой личный взгляд являются существенными как для РПЦ, так и ее противников. Если я встречу то, с чем не согласиться моя совесть, то непременно укажу и это.

«О Господе радоватися.

Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Патриарха Тихона пред его кончиной было поставить нашу Православную Русскую церковь в правильные отношения к Советскому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования.

К сожалению, разные обстоятельства, а главным образом, выступления зарубежных врагов Советского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их…

Ныне жребий быть временным Заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, … вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел.

…с учреждением при мне Временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на приведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок

Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас всех на глазах.

Тем нужнее для нашей Церкви … теперь показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского государства …, а с нашим народом и с нашим правительством.

Засвидетельствовать это и является первой целью настоящего нашего (моего и Синодального) послания».

Все сказано предельно ясно и конкретно. Резануло немного выражение «нашего правительства», но при небольшом размышлении я не нашел причин восклицать «Ага! Вот оно!». А как Сергий должен писать? «Вашего…»? «Их»? Чьего? Он гражданин СССР, как и чада РПЦ оставшиеся в Отечестве. Правительство «их», как ни крути.

Также видим, что в рамках позиционирования обозначена сторона «контра», то есть стоящая на полностью противных основаниях - РПЦЗ. И тут все логично. Это не в первый раз происходит. Такую позицию занимал не только Сергий. Да и историческая объективность нам говорит - так оно и есть. РПЦЗ выступала оппозицией не только РПЦ МП не только Советской власти, классово чуждой уехавшим за границу (именно по политическим, а не религиозным основанием), но и русскому народу, по факту уже принявшему новую власть.

Говоря о РПЦЗ надо оговориться, что после воссоединения 2007 года для части этого образования, возобновившей каноническое общение с РПЦ МП, большинство вопросов, которые заставляют меня писать о РПЦЗ, так как я пишу, были сняты. Исходя из этого, я включаю в РПЦ эту часть Церкви, действующей за пределами России.

Что же касается другой ее части, которая настаивает и после 2007 года на необходимости РПЦ от греха «сергианства», то к ней и сегодня в полной мере относится все сказанное мной. Эта часть продолжает демонстрировать все те качества, которые я обсуждаю в тексте и отчасти на проявление которых был дан ответ в «Декларации 1927 года». И тут важно отметить, что РПЦ МП имела все основания для этого критического ответа.

«… в мае текущего года по моему приглашению и с разрешения власти, организовался Временный при Заместителе Патриарший Священный Синод …

Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление

Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким образом в положении нашей Православной Церкви, Ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений…».





А все-таки надо! Потому как, не видя всех трудностей, с которыми боролось управление РПЦ в последние годы, невозможно понять важности произошедших перемен. Если коротко - РПЦ перестала быть вне правового поля. Это не отменяет факта продолжения гонений. Но вопрос об историческом небытие самой крупной православной поместной Церкви был снят.

Конечно же, используя написание слова «Церковь» с большой буквы я не имею в виду Церковь, как Тело Христово. Его одолеть никаким силам историческим и политическим, да и мистическим невозможно. Ибо Глава Ей - Сам Господь. Но писать с маленькой буквы мне не хочется, так как это может направить понимание в другую и не менее ошибочную сторону: церковь как собрание верующих граждан или вообще просто здание, храм.

Употребляя написание с большой буквы, и тем самым внося некоторую путаницу, я все же надеюсь, что тем самым получается обратиться к понимаю Церкви и как к собранию верующих. И как к институции участвующей в историческом процессе, неотъемлемо разделяющей судьбу Отечество, народа и во многом определяющей эту судьбу. Что в конченом итоге ближе к пониманию этого слова в высшем смысле  - Тела Христова.

Но вернемся к политическому противостоянию между Церковью в России и РПЦЗ. Понятное дело, что ни получи РПЦ легального статуса «естественным преемником» РПЦ становилась РПЦЗ. По крайней мере, она именно так видела ситуацию тогда. Ее позиция была уже оформлена к этому времени полностью. И, кстати, она мало поменялась до сего дня. Мол, Россия  - больна, русский народ пал, она - единственное, что осталось «русского» от России, и т.д.

Неоформленность позиции РПЦ МП была им на руку. И оформление РПЦ МП, как реально существующего в России института, было для них историческим и политическим проигрышем.

«Вознесем же наши благодарственные молитвы ко Господу…
Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству
… заверим правительство, что мы не употребим во злое…»

Конечно, видя перед глазами гонения и преследования трудно произнести слова благодарения… Даже пусть перед ними стоит молитва к Господу. Даже пусть сказанные слова носят очевидный казенный характер. Но, с другой стороны, стоит угроза реального исторического исчезновения РПЦ. И надежды на уехавших нет никакой. Народ ведь не уехал! А где русский народ, единственно там и может быть Русская Церковь.

Кстати, не удерживая в голове этого противопоставления себя и РПЦЗ нельзя читать этот документ. Потому что этот документ, прежде всего, политический. И пойти на него РПЦ была вынуждена из-за описанных выше трудностей своего положения, одно из которых провокационная деятельность уехавших иерархов и части эмигрантов.



Предыдущая статья цикла,
первая.


Tags: война с историей
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment