teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

История РПЦ. Борьба за единство (3)


Митрополита Сергия и современные ему и сегодняшние критики обвиняют в захвате власти. Если с этими обвинениями согласиться, то теряется логика. Вместо узурпации власти, он собирает Синод.

Окончанием цикла статьей станет изложение судьбы ярчайшего человека, подвижника и великого ученого свт. Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Крымского. Житие свт. Луки - отличная иллюстрация к нашему разговору. Время было сложное, и судить его упрощенно, как это делают и «белые» и кондовые «красные» - значит сознательно превращать разговор на историческую тему в пропаганду.

Почему это делали эти самые коммунисты-начетчики понятно. Они ради стабилизации своего проекта согласились на отказ от его развития, что, кстати, его и погубило. Решаю эту задачу «стабилизации» они защищали свое видение от любой сложности, то есть неоднозначности.

С белыми тоже все понятно. Нанося удары по проекту, и попадая по России (а при таком упрощении такое попадание - неизбежно), они не сильно смущались. Ведь выбравший Красный проект русский народ стал им чужд и враждебен. Так чего же его жалеть!

Судьба свт Луки тем и замечательна, что в ней нет этой простоты и однозначности, а есть диалектика, одновременно с твердостью. Видя угрозы церкви со стороны большевиков и одновременно угрозы стране, на которые большевики давали отпор, сожалея о первом, помогал во втором, служа тем самым Богу, Отечеству и народу.

Мы продолжаем разговор о борьбе за единство Церкви в первый год после смерти Патриарха Тихона.

Патриарший Местоблюститель митрополит Петр под арестом. Синода нет, большая часть иерархов церкви или под арестом или в ссылке. Ситуация просто критическая. Нервы у многих иерархов не выдерживают.

«18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола».

(Цитаты по истории Церкви, выделенные в тексте зеленым цветом, взяты из «Истории Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина, синим из текста Патриарха Сергия).

Митрополит Сергий снова бросается на защиту единства Церкви. Он объясняется с митрополитом Агафангелом и через переписку, и на встрече: Местоблюститель от своих полномочий и прав не отказывался. К этому выяснению положению дел подключается и митрополит Петр, чьи права оспаривает Агафангел.

«В конце концов, недоразумение, грозившее Церкви бедой, было преодолено. 17 июня 1926 года митрополит Агафангел телеграммой уведомил митрополита Сергия об отказе от должности Местоблюстителя».

Я читаю и думаю вот о чем. Вся ситуация напоминает тушение пожара, когда то тут, то здесь вспыхивает пламя. Ты носишься от одного места к другому заливать огонь. Но дом сухой, и нагрет до предельной температуры. И потому снова и снова загорается. И по существу, он обречен, если не сделать что-то кардинальное.

Выше мы читали, что спасительную стабилизацию в вопросе управления Церковью может дать коллегиальный орган. Но его нет, он разгромлен и разогнан властью. Все зависит от свободы, решительности одного-единственного человека - Местоблюстителя. И потому Церковь уязвима чрезвычайно.

«Одной из главных забот митрополита Сергия как Заместителя Главы Русской Православной Церкви было устроение жизнеспособных и закономерных органов высшего церковного управления».

Митрополита Сергия и современные ему критики и сегодняшние обвиняют в узурпации власти. Если с критикой согласиться, то он действует нелогично. Он уже по факту управляет Церковью. Его полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя никто не оспаривает. Лицо, которое он замещает в тюрьме. Идеальные условия для захвата реальной власти. Но вместо того, чтобы предпринимать шаги в этом направлении, митрополит Сергий идет ровно в противоположную сторону: решает разделить груз прав и ответственности за судьбу Церкви с другими архипастырями.

Но для того чтобы появилась простая возможность собрать их в одном месте и не подвергать риску немедленного ареста, необходимо снова договариваться с властью. Тут важно подчеркнуть следующее:

Во-первых, это было продолжением диалога, начатого ради тех же целей свт. Тихоном, и Местоблюстителем Петром;
Во-вторых, договариваться предстояло по политическим, а не каноническим или догматическим вопросам.

Но прежде всего, требовалось принятие создаваемого органа управления Церковью со стороны епископата.

«К 1926 году в Соловецком лагере особого назначения находилось 24 епископа, среди них были маститые иерархи: архиепископы Приамурский Евгений (Зернов), Костромской Серафим (Мещеряков), Херсонский Прокопий (Титов), Курский Ювеналий (Масловский), Черниговский Пахомий (Кедров), Верейский Иларион (Троицкий), епископ Лужский Мануил (Лемешевский).

7 июля 1926 года появилась знаменитая «Памятная записка соловецких епископов», обращенная к Правительству СССР.

«Памятная записка» проникнута искренним стремлением «положить конец прискорбным недоразумениям между Церковью и Советской властью, тягостным для Церкви и напрасно осложняющим для государства выполнение его задач». В обращении подчеркивается невмешательство Церкви в политическую жизнь государства».

Замете, не Сергий, а сидящие в застенках иерархи обращаются к власти с призывом к миру. Среди них будущие мученики и исповедники. Многое из того, что потом вменится в вину митрополиту Сергию, говорится в этой записке.

«Памятная записка» соловецких епископов явилась проектом официального обращения от лица Церкви к государственной власти.
10 июля митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления, регистрации его собственной канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские соборы и издавать церковный журнал.

Одновременно он представил проект обращения к всероссийской пастве. В нем подчеркивалась лояльность Церкви к гражданской власти, при этом, однако, в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческие различия между христианством и материализмом».

Мы видим, что Заместитель Патриаршего Местоблюстителя действует в согласии с «соловецким Синодом», как иногда называют собрание в одном лагере столь большого числа видных церковных иерархов. И нет никакого противопоставления себя этого «Синоду» со стороны Сергия, чтоб было бы неминуемо, если подозрения в его стремлениях узурпировать власть имели основания.

Предыдущая статья цикла,
первая.



Tags: война с историей
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments