teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Categories:

История РПЦ. Гражданская война (2)


Пора, наконец, вступить в дело просто историкам! Нам нужна историческая правда! Не история, подгоняемая под идеологию и политическую борьбу. Неважно - «белыми» или «красными». А просто история фактов, документов, контекстов, сравнения с аналогиями в мировой истории. Нам это нужно позарез, потому как пока исторической правды нет - Гражданская война не окончена. И раз историки этого делать не хотят, обществу приходится заниматься этим вместо них.

Последние мои записи относилась ко времени Гражданской войны в молодой Советской республике. Сегодня я хотел приступить к следующему период 1922-1925 гг. Но сразу задумался над тем, под каким заголовком его дать. И в самом деле, чем маркировать это время? Можно ли сказать, что Гражданская была окончена? С чем вышли Советское государство и РПЦ из нее?

В прошлом тексте я показал, что по факту РПЦ не смогла остаться над схваткой в этой войне. Одна ее часть, которую я условно назвал «окраины», поддержала «белых» и после поражения эмигрировала вслед за ними. Опять же по факту эта часть РПЦ оставила значительную часть своей паствы и прилепилась к гораздо меньшей, но зато близкой и привычной по синодальному периоду. Образовавшаяся РПЦЗ, условно говоря, стала «церковью господ». Так образовалось два полюса в РПЦ. Один в Советской России во главе со свт. Тихоном. Второй и сильно политизированный за пределами России.  А для Советской власти была ли разница между ними? Не знаю. По факту молодая власть не видела в РПЦ союзника в строительстве нового государства.

Ситуация в стране, разоренной двумя войнами, была критическая. Разруха и голод. Церковь не осталась в стороне от беды. (Далее цитаты по истории Церкви выделенные в тексте зеленым цветом взяты из «История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.» прот. Владислава Цыпина)

«…святитель Тихон обратился к российской пастве, к Восточным Патриархам, к Папе и архиепископу Кентерберийскому с посланиями, в которых, во имя христианской любви, призывал провести сборы продовольствия и денег для вымирающего Поволжья. Под председательством Патриарха Тихона был образован «Всероссийский общественный комитет помощи голодающим» (Помгол)».

Однако Советская власть не доверяла РПЦ:

«27 августа 1921 года ВЦИК распустил Помгол. Вместо него была образована «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе. В декабре 1921 года эта Комиссия обратилась к Патриарху с настоятельным призывом к пожертвованию. 19 февраля 1922 года Патриарх Тихон издал воззвание
В печати, однако, начали появляться статьи с обвинением церковной власти в глухоте к народному бедствию, а 23 февраля ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей на нужды голодающих».

В ответ Патриарх пошел на обострение конфликта с новой властью о обратился с:

«…посланием к пастве, в котором он заявил о недопустимости изъятия. Когда декрет ВЦИК стал приводиться в исполнение, вокруг храмов собирались толпы народа; произошли столкновения, пролилась человеческая кровь. В связи с этим в разных городах страны возбуждены были уголовные дела».

В результате:

«Суд вынес суровые приговоры: несколько обвиняемых священников …также постановление о привлечении Патриарха Тихона и архиепископа Крутицкого Никандра (Феноменова) к суду в качестве обвиняемых».

Бежавшая из России часть духовенства выступила с откровенно провокационными высказываниями и усугубила положение в России всей РПЦ и положение Патриарха в частности:

«В «Русской мысли» в этой исключительно трудной для Церкви ситуации напечатаны были поистине безумные глаголы: «Недалеко то время, когда Святейший Патриарх возьмет в свои руки бразды народного правления, чтобы затем передать их в руки исторически сложившейся власти; он укажет и будущего носителя этой власти».

Очевидно, что «РПЦЗ» стремилась втянуть РПЦ в политическое противостояние с Советской властью. Я оставлю в стороне совершенно не соответствующую исторической правда формулировку о «исторически сложившейся власти». Кого они имели в виду? Монархию? Так «февралисты», которые стояли за этим призывом, ее сами и свергли? Либералов, пришедших к власти в результате Февраля? Ну так они имели прав на власть не более чем сами Советы? Варинатов трактовки этой формулировки не так уж много. Вернее всего один - власть господ, не важно при какой властной архитектуре: монархия, республика и т.д. Просто восстановления общественного строя, где есть господа и рабы.

В результате таких вот провокаций РПЦ в лице своих первоиерархов вместо того чтобы налаживать диалог с новой властью пришлось снова оправдываться и открещиваться от политической ангажированности. Так, в Петрограде на суде по делу о церковных ценностях:

«…священномученик Вениамин сказал: «Я, конечно, отвергаю все предъявленные мне обвинения и еще раз торжественно заявляю (ведь, быть может, я говорю в последний раз в своей жизни), что политика мне совершенно чужда, я старался по мере сил быть только пастырем душ человеческих».

Как мне видится ситуация. Две стороны настроены враждебно друг к другу, но в принципе готовы мириться и сосуществовать друг с другом, если… Как мы читали выше, первоначально РПЦ выставила Советской власти неприемлемые условия в тех исторических реалиях, в которых оказалась Россия.

Со своей стороны Советская власть последовательно осваивала ниши политической и общественной субъектности, без которых она не могла осуществлять государственное строительство. И до Церкви ей по большому счету не было бы дела, если она была над ситуацией. Но ведь не была над ситуацией!

Я не могу сказать, что оправдываю то, как Советская власть реагировала на этот исторический «идеализм» РПЦ, который она демонстрировала в описанные годы. Но нельзя же не признать, что этот «идеализм» был! Как и то, что были провокации позволяющие, если не вникать особо в существо вопроса о делении Церкви на «центр» и «окраины», отнести всю РПЦ к разряду врагов новой власти. Это тоже надо признать!

Я не хочу замалчивать и то, что среди большевиков подавляющая часть была атеистами. Многие воинственными атеистами. Мне тяжело читать, как и что отнималось у храмов и соответственно общин во время компании изъятию церковных ценностей.

Надо сказать, что исторические прецеденты этому были:

«В пятый месяц, в седьмой день месяца, то есть в девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим и сжег дом Господень и дом царя, и все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И прочий народ, остававшийся в городе, и переметчиков, которые передались царю Вавилонскому, и прочий простой народ выселил Навузардан, начальник телохранителей. Только несколько из бедного народа земли оставил начальник телохранителей работниками в виноградниках и землепашцами. И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон; и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли; и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей…» (4Цар. 25:8-15)

Правда, Навуходоносор ограбил иерусалимский Храм не первым и не последним. Да и богатство Храма вавилонский царь не собирался тратить на чье либо благо, кроме собственного. Советская власть, и это надо тоже честно признать, поступила иначе. Она направила изъятые ценности на нужды общества.
В этом смысле, можно вспомнить Указ Петра I о переплавке церковных колоколов на пушки. Однако в сторону Петра анафем не произносится.

Я этим не оправдываю Советскую власть, а лишь говорю, что чего-то нового в истории церкви не случилось. В том числе и в истории России, о чем я уже писал ранее не только сегодня. Тогда отчего что-то в ней начинают обсуждать именно в рамках исторических и политических контекстов. А что-то-то - например, советский период - только с позиций непримиримости идеологической войны?

Тем более, что период перехода от одного общественного уклада к новому во всех странах и во все времена протекал трагически. Россия не могла быть и не стала исключением. «Белые» и их сегодняшние почитатели пытаются выставить все это как целенаправленное истребление именно Церкви, актом богоборства и сатанизма. Но тогда, надо все исторические прецеденты записать туда же. А главное, обосновать такое утверждение. А что я вижу с обоснованиями, фактами и свидетельствами?

Что в истории с подготовкой и заключением союзного договора 1922 года. Что с описываемой сегодня компанией по изъятию церковных ценностей, «белые» «историки» рисуют нам такую картину. Все было бы ничего, но тут вмешался Ленин и начался сатанизм. Причем никаких ссылок на документы. Просто утверждение, мол, были шифрограммы, директивы и письма из Горок от болеющего Ленина с требованием усугубить, ужесточить и т.д. Это фирменный почерк либеральных и перестроечных «историков», которые творили или пересказывали ранее созданные антиисторические мифы. В этом видео - посмотрите первый час, в котором разбирается история навязывания фальшивок обществу и дается краткое опровержение наиболее одиозным.

Опыт позволяет утверждать, что большинства  поминаемых ими документов не было вообще. То есть громко выкрикиваемые антисоветчиками «факты» чаще всего оказывались фальшивками. Но тут «оптом» относить к таковым все подряд я все же не решусь. И снова со всей очевидностью встает вопрос о необходимости научного исторического подхода в разговоре о свидетельствах и фактах. Историки! Ау! Может, вы все же займетесь своим делом, а не будете подпирать те или иные идеологические конструкты? Нам предельно важно разобраться с тем, что есть правда, а что фальшивка. Это относится и к документам с «другой», просоветской стороны. Например, вот к этому.

Это свидетельство существенно корректирует картину, предлагаемую нам «белыми» «историками». Не правда ли? В общем надо со всем этим разбираться наконец. А то позор! Век прошел после великого исторического события - Революции - определившей ход истории всего последующего столетия. А мы все не можем отделить факты от вымыслов, ложь от правды. Посчитать наконец подлинные цифры ее жертв. И т.д. Это реальный исторический позор. И в этой мутной псевдоисторической водичке разные сторону и силы ловят свою рыбку. А на самом деле уловляют умы и помыслы наших сограждан, направляют их в нужное им русло и таким образом влияют на судьбу страны.

Так, например, «красные» оголтелые атеисты утверждают, что ничего страшного не случилось. Это всего лишь ценности, награбленные у народа за века эксплуатации его суеверий (это они о религии). И всего лишь попы, которые виноваты в этой эксплуатации не меньше «господ». К счастью не все коммунисты находятся на такой позиции. Есть и такие, которые понимают и принимают религиозность (метафизичность), как важнейшую сторону жизни человека. Как условие его развития.

Как ситуацию рисуют «белые»? Что власть в стране захватили сатанисты и творили что хотели. А где был народ? Русский народ? Православный народ? Ведь взрывать храмы и экспроприировать церковные ценности приходили не только, грубо говоря «евреи в кожанках и с маузером на бедре». Именно так это рисовали в своей пропаганде бежавшее от своего народа «господа» и РПЦЗ. Точно так же это описывают и нынешние поклонники «хруста французских булок». Но предлагать такой образ, можно только безмерно презирая свой народ. Хотя «господам» это было всегда свойственно. Считать народ стадом, которое пастух загоняет в какое угодно стойло, в том числе на бойню. Я с этим никогда не соглашусь.

К сожалению, народ отошел от Церкви. Он поддержал Советскую власть (тут уж без всяких сожалений пишу). Но в результате своего религиозного остывания и неоднозначного поведения различных представителей РПЦ, народ вслед  за властью расценил многое в поведение РПЦ как враждебное. Враждебное своей молодой власти, своим надеждам и будущему. У такого отношения были объективные предпосылки. Именно о них и сказал Патриарх Кирилл в 2015 году:

«Мы иногда идеализируем дореволюционное прошлое, концентрируя нашу критику только на советском времени. Но его бы не было, если бы не тяжелейшие ошибки предыдущих столетий…»

Повторю - я не оправдываю репрессии и гонения. Но ведь надо взглянуть объективно на историю того, что тебе дорого. А значит, признать, что проблемы были. Об этом же говорит и следующая трагическая страница этого периода истории РПЦ - обновленчество.

Об этом в следующий раз.

Предыдущая статья цикла,
первая.


Tags: война с историей
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment