Андрей (andp2027) wrote in eot_su,
Андрей
andp2027
eot_su

28 панфиловцев


Суббота, утро. На самом краю Москвы просыпается торговый центр. По нему ходят люди. Одни чувствуют себя как дома, другие неловко озираются вокруг в поисках покупок, третьи спешат по каким-то очень важным делам. Пока что малолюдно, но всё вокруг дышит предвкушением пёстрой массы паломников, которые придут сегодня в этот храм потребления вкусить хлеба и зрелищ. Не самом верху находится кинотеатр. Именно туда лежит моя дорога. Медленно печатаю билетики в автомате, показываю их молодой дружелюбной девушке и прохожу в зал. Здесь уже сидят люди, занята почти половина мест. Даже не знаю хорошо это или плохо. В кинотеатре я бываю не часто, один или два раза в год. Но от сегодняшнего посещения я жду много большего, нежели обычно. Сажусь в кресло и устраиваюсь поудобнее.

"Нет, нет, нет!!! Только не это!!!", - думаю я, когда рядом присаживается грузный молодой человек с огромным ведром попкорна и бутылкой минеральной воды. В нос врываются ароматы взорванной кукурузы, а в уши - мерное почавкивание соседа. Массовая культура требует максимальной прибыли, поэтому в кинотеатре посетитель должен не только смотреть фильм, но еще и как можно больше кушать. Пропаганда именно такой формы просмотра фильмов превратила зал кинотеатра в настоящий хлев. И это одна из главных причин почему я не люблю смотреть кино вне дома. Но сегодня нужно именно это. Такова моя гражданская позиция. Я давно решил, что посмотрю фильм "28 панфиловцев" именно в кинозале. Это связано и с моими высокими ожиданиями, и с протестом против того, во что превратился наш современный кинематограф. Я хочу, чтобы пришло время другого зрителя и другого кино, и жду, что этот новый фильм станет еще одним маленьким шажочком к такому будущему.

Свет в зале гаснет, на экране начинается реклама. Перед глазами мелькает Светлаков, зовущий абонентов "Биллайна" в чат, Гоша Куценко с шаром во рту, женщина с больной головой, которую сейчас накормят таблетками... Нужно просто немного потерпеть... Затем начинается блок трейлеров к фильмам. Вот история про войну волшебников во главе с Дедом Морозом. Затем отечественная подделка под супергероев. Она сменяется полуобнажённой женщиной, которая превращается в вампира. Похоже, Вселенной грозят опасности, исходящие от самого разнообразного зла. Но, на мой взгляд, самая большая опасность для мира людей находится где-то внутри того, что обильно льётся сейчас на меня с огромного экрана. Нужно посмотреть всё до конца, чтобы лишний раз убедиться в необходимости исключить из своей жизни походы в кинотеатр.

Вот наконец-то начинается сам фильм. Здесь я хочу немного отвлечься и поговорить о том, что бы мне хотелось увидеть в современном кино про Великую Отечественную войну. На мой взгляд, это самое важное событие в истории нашей страны, её исторический апогей, где в самой наивысшей степени проявился дух нашей страны и нашего народа. И поэтому именно здесь я ожидаю от нашего культурного сообщества наибольшей интеллектуальной глубины и мастерства исполнения. Это действительно очень сложная тема, которая, с одной стороны, как будто бросается в руки режиссёра, а с другой - является очень опасной для него. Ведь как раз тут он может совершить свою самую главную творческую ошибку. Так случилось, например, с "утомлённым солнцем" Никитой Михалковым. Планка действительно очень высока. Великие советские киношедевры: "В бой идут одни "старики", "Они сражались за Родину", "...А зори здесь тихие", "Офицеры", "Иваново детство" и многие другие стали посланием поколения войны в будущее. Но это были фильмы, снятые теми, кто воевал или видел войну своими глазами, теми, кто жил в том воевавшем обществе. Было бы странно ожидать чего-то подобного сегодня. Мы уже стали другими, изменилось если и не всё, то очень многое.

Со времён распада Советского Союза фильмы о Великой Отечетственной войне стали предметом идеологического заказа. Наступившая рыночная эпоха антисоветизма требовала внедрения в кино новых образов. Если иностранные картины  прямо говорили о том, что советские солдаты ничем не лучше фашистов, то в нашей стране это не могло сработать. Народ обязательно это отверг бы. Поэтому была придумана концепция отвратительной системы и героических простых солдат. Коротко её можно назвать "победили вопреки". Новая схема потребовала внедрения в кинематограф новых шаблонных героев и образов. Это карикатурный мерзкий политрук; бездушный садист НКВДшник, строящий козни простым бойцам; добрый интеллигентный диссидент, пострадавший от режима; человечные немцы, которые "тоже люди". А над всем этим витает страшная аббревиатура ГУЛАГ. Это почти синоним слова «ад», но он существует исключительно для самых лучших людей, поэтому кое кто додумался превратить в главных положительных героев даже зеков. Ну а что? Если система плоха и отвратительна, то любой антисистемный элемент превращается в борца за справедливость. Главным врагом героя, как правило, оказывался не фашист, а свои же начальники и старшие по званию. Не обошлось и без стандартных "голливудских" любовных историй и фальшивой мелодраматичности. Стоит ли говорить, что с такими вводными хороших фильмов появиться просто не могло. Бедные и убогие сценарии, идиотизм ситуаций, глупость героев. Получались какие-то злобные карикатуры, которые может быть и выполняли идеологическую задачу, но совершенно не удовлетворяли потребности простых людей в чем-то разобраться. На фоне всей этой клюквы выделялся разве что фильм "Брестская крепость", вышедший в 2010 году, где была сделана попытка снова поднять тему войны всерьёз.

С точки зрения всего, что было снято у нас начиная с 1991 года, фильм "28 панфиловцев" - это действительно новое слово. Это уже больше похоже на  наш собственный, современный взгляд на те события. Авторы отбросили набившие оскомину шаблоны и стереотипы. Постарались по-новому показать войну современному зрителю. Впрочем, оказалось, что о войне сегодня мы можем сказать совсем мало. Герои фильма как будто изолированы от окружающего мира. Они сражаются за Москву и против фашистов. Но что такое "Москва"? Что такое "фашисты"? Почему и за что сражаются эти герои? Складывается впечатление, что они этого не знают. В ряде бытовых бесед солдаты пытаются разобраться с базовыми понятиями типа «родины» или «отечества». Но дальше этого авторы фильма не проникают. Впрочем, и сами понятия Родины и Отечества, которые представляют нам авторы фильма, далеки от идеала. "Родина - это где живут, а Отечество - это как живут". Мне эти понятия кажутся гораздо более глубокими. И уж политрук мог бы сказать на эту тему и что-то большее. В фильме нет упоминаний про Советский союз, нет там Красного знамени, под которым воевали наши солдаты. Хорошо, что упоминают Красную армию и показывают звёздочки на шапках бойцов. Даже у фашистов есть свой флаг, а у нас его нет. Среди героев есть бойцы разных национальностей: русские, казахи, украинец. Но что они делают вместе? Почему вместе воюют? Сами себя солдаты называют русскими. Когда один из них сообщает, что он вообще-то казах, ему объясняют, что мы русские, потому что воюем за Россию. А если придётся воевать за Казахстан, то будем казахами. Но разве это корректно?

Через эти простые диалоги первой части фильма вновь проявляются наши сегодняшние споры и проблемы. Автор не просто десоветизировал военное время, он еще и вставил туда свои очень странные взгляды. Казалось бы, что может быть проще? Были советские люди: русские, казахи, украинцы, белорусы, узбеки, грузины по национальности. Они воевали за своё общее государство - СССР. Они не делили его на Россию, Казахстан, Белоруссию, Украину. Это всё была одна большая Родина и война была общая, одна на всех. Я не знаю как сейчас, но в 90-е годы об этом еще знали простые школьники. А тут получается нечто странное. За Россию воюем, значит русские, за Казахстан, значит казахи... А за Украину и Белоруссию будем воевать как украинцы и белорусы? И какое отношение эта странная историческая концепция имеет к реальной истории и реальной войне?
Вот так смотришь этот фильм про войну, а видишь наше общество. Герои максимально деидеологизированы. Один из героев молится, но тут же стыдливо прекращает, когда его спрашивают что он делает. Проявляется какая-то стыдливость за самих себя. У этих солдат действительно не так много общего с точки зрения представления о хорошем и плохом. Они вроде бы и делают одно дело, и умирают рядом. Но они не могут сказать кто такие "мы". Они и не советские, и не православные, и не россияне. Но тогда кто они такие?

А ведь на самом деле авторы показывают нас самих, оказавшихся там, в ноябре 1941 года под Москвой у разъезда Дубосеково. Наше общество, которое вновь начинает формировать свою идеологическую идентичность практически с нуля. Мы уже вновь можем показать своего врага, но еще не можем сказать: кто мы есть. Уже отвергаем оголтелый антисоветизм, но еще не выработали единого общего взгляда на советский период. Вот поэтому я считаю этот фильм нашим, народным. Не потому что люди присылали на него деньги, поддерживали создателей, не потому что он отвергает все чуждые нам идеологемы и штампы. Но он, как в зеркале, показывает нам нас самих и наши собственные противоречия сегодня. Так и должно быть. Через переосмысление прошлого мы на самом деле переосмысливаем настоящее. В этом плане авторы и не могли дать нужных ответов, так как нет их и у нас самих. Дали какие-то свои, личные, но не думаю, что большинством они будут восприняты всерьёз.

Что касается батальных сцен, то они вполне на высоте. Наконец-то проявил себя интерес к бытовым деталям вооружения, обмундирования, оборудования позиций. Впрочем "заклёпочники" все равно найдут, к чему придраться. Лично для меня это было не так важно. Впервые я радовался тому, что даже не боялся появления садиста НКВДшника или смазливой снайперши. Женщин в фильме, кстати, нет совсем. Только однажды появляется закутанная крестьянка, которая что-то передаёт солдату. Остаётся тяжёлая мужская работа, боевые сцены и те самые разговоры перед боем, о которых я уже говорил выше.

Этот фильм полностью оправдал мои ожидания. Я действительно увидел нечто новое, не то, что хотел, но и это совсем не плохо. Можно было бы придираться к сюжету или диалогам, но всё это простительно за то, что этот фильм может открыть новую страничку в истории нашего кинематографа. Хочется верить, что это первые шаги, а не меркнущая звезда во мраке ночи. Поэтому, на мой взгляд, такие продукты нужно максимально поддерживать. Что я сегодня и сделал.

Фильм закончился. Я вышел из зала. Дружелюбная улыбающаяся девушка пригласила приходить еще. "Обязательно!" - сказал я. Вокруг играла громкая музыка, бегали дети. Покупатели слонялись по торговому центру в поисках чего-то. А на улице шёл пушистый сырой снег, который как будто смывал всю дорожную грязь. Еще один день подходил к концу.

Оригинал взят у hellboy_unfeel в 28 панфиловцев
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment