kimura (kimura) wrote in eot_su,
kimura
kimura
eot_su

Categories:

Маркс и жертва ради человечества



5 мая 2016 года исполнилось 198 лет со дня рождения Карла Маркса – человека, изменившего мир. После прочтения очередной статьи из цикла С. Е. Кургиняна «О коммунизме и марксизме» решил изложить свои мысли относительно этой масштабной личности.

Впервые я услышал о Марксе на своей малой Родине. В то время в родном мне провинциальном городке в несколько десятков тысяч населения существовала улица Карла Маркса. Она брала начало на вокзальной площади, на которой стоял светло-зеленый памятник сыну юстиции советника Генриха Маркса. На этой улице моему отцу в конце восьмидесятых годов выдали квартиру, в которую мы переехали из тесной коммуналки.

Наступил 1991 год, улица Карла Маркса трансформировалась в улицу Московскую, памятник снесли, на его место поставили монумент Петру I. Почти сразу вслед за памятником и улицей исчезла возможность бесплатного получения квартир, а спустя десятилетие – и получения зарплаты, так как завод также растворился в вязком постперестроечном безвременье.

Я уверен, что большинство жителей не улавливают взаимосвязи между этими вроде бы несвязанными событиями. Общество к тому времени утратило стимул к борьбе. Ведь именно неистовая борьба автора «Манифеста Коммунистической партии» позволила воплотиться на практике праву каждого на бесплатное получение жилья, еще раз повторю – каждого. Пришедший капитализм, наверстывая упущенное время, отнял гарантированное право на труд, а, значит, и на гарантированный заработок.

«Высший идеал для Маркса – не застывшая истина, а борьба. Более того, Маркс воспринимает борьбу определенного типа как высшую истину», – пишет С.Е. Кургинян в своей статье. Со стиранием Маркса из русской топонимики уходил код исторической борьбы за освобождение человечества, потому что в России перепутали свободу с возможностью, не отрываясь от поедания мясного салата, смотреть телесериал «Рабыня Изаура».

Итак, Карл Маркс. Еще в школе, при написании одной из письменных школьных работ на тему выбора профессии, писал: «История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит как самого счастливого того, кто принес счастье наибольшему количеству людей; сама религия учит нас тому, что тот идеал, к которому все стремятся, принес себя в жертву ради человечества, – а кто осмелится отрицать подобные поучения?

Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнемся под ее бременем, потому что это – жертва во имя всех; тогда мы испытываем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей».

И он, встав на путь, не согнулся. Вы только вдумайтесь: на этом пути он похоронил пятерых своих детей. Генри Эдвард Гай родился в 1849 году, умер через год; дочь Франциска родилась в 1851 году, умерла в 1852-м; ребенок, родившийся в 1857-м, умер до момента наречения именем. В 38 лет умерла старшая дочь Женни, названная в честь своей матери – единственной любимой женщины Маркса. Карл предлагал Женни оставить его и поехать к своей матери Каролин фон Вестфален, но она отказалась.

Вчитываясь в роман Серебряковой «Прометей», я понял, что нищета, в которой жили Марксы, внесла свою немалую лепту в такое трагическое развитие событий.

Когда умерла Франциска, у Марксов даже не было денег на гроб для малютки. Нехватка денег, долги, плохое питание, неуютное тесное съемное жилье – всё это было неотъемлемой частью жизни Маркса. Особенно это проявлялось практически на всем протяжении их пребывания в Лондоне.

Там же, в романе Серебряковой, описывается судьба Огюста Бланки, который из 75 своей жизни 37 лет в общей сложности провел в заточении. Но даже он не видел голод своих детей, он лично не хоронил их. Тут сразу на ум приходят некая аналогия со Сталиным, который не стал менять своего сына Якова на генерал-фельдмаршала Паулюса, тем самым обрекая его на явную смерть. Но даже этот сталинский поступок, по моему личному мнению, не идет в сравнение с жертвой, которую принес Маркс.

Маркс не свернул с выбранного в юности пути, ради счастья миллионов в будущем он принес огромную личную жертву. Мне трудно представить, что он пережил, хотя я прекрасно понимаю, что смерть детей в XIX веке была неотъемлемой частью той реальности.

Только после этого я во всей полноте начал понимать параллель титана Прометея и Маркса. Все смотрят на огонь, который Прометей передал людям, теряя из виду орла, терзающего за это печень Прометея. А для понимания полноты явления нужно видеть совокупность процессов в целом, без этого не видна человеческая драма, которая и зовется историей.

Зевс обрек Прометея на многие сотни лет мучений. Капитализм сродни Зевсу подверг Маркса жестоким испытаниям, но Маркс не бог, и фатум смерти не мог быть им преодолен. Но добытый Марксом огонь – сродни прометеевскому, он надолго осветил будущее человечества. И даже сейчас, в начале XXI века, тлеют еще алые угольки, изрядно притушенные мутирующим капитализмом.

И может быть, найдется субъект, который поднесет хворост и раздует вновь пожар красного огня. Знаменитая фраза «Есть такая партия»» должна обрести новое звучание в реалиях XXI века.

Сочинение к статье «О коммунизме и марксизме — 52». Оригинал находится по ссылке http://rossaprimavera.ru/essay/marks-i-zhertva-radi-chelovechestva


Tags: метафизическая война
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments