unv (unv) wrote in eot_su,
unv
unv
eot_su

Про наказания — 2: о легитимности

Ремень учебныйУже как-то писал про соотношение поощрения и наказание в воспитании. По мотивам обсуждения с товарищами продолжу тему.

Вслед за нашумевшей скандальной поправкой в статью 116 УК, предлагающей карать «близких лиц» лишением свободы до 2 лет за действия, причинившие боль, но не повлекшие вреда для здоровья, в СМИ была поднята вакханалия о чудовищности семейного насилия. При этом называются цифры, превышающие реальные в сотни раз (сравните 0,125% реальных семей, где совершаются преступления связанные с насилием, и мифические от 25% до 70%).

Под призмой подобных подтасовок семью уже предлагается считать чем-то на грани противозаконности. А воспитание детей в семье — заведомо подозрительным, ибо оно сопряжено с «насилием». Насилием же предлагается считать чуть ли не любой акт наказания (а известно, что воспитание состоит из поощрения и наказания), вплоть до объявления словесных наказаний психологическим насилием. Понятно, что нужна борьба и с подтасовками, и с конкретными законодательными инициативами, но не менее интересно рассмотреть саму тему отождествления наказания и насилия в концептуальном плане.

Потому что сама по себе необходимость воспитания как такового и наказания как его элемента чем-то легитимируется. Есть традиционный взгляд на жизнь, в которой есть добро и зло. И понимание, что нужно стремиться к добру и отвращаться от зла. Само по себе это предполагает наличие истины в широком смысле этого слова (не только лишь соответствия частного понятия предмету, но некоей целостной общемировой идеи). И восхождения к истине (отнюдь не обязательно религиозное — светская наука в широком смысле также занята подобным восхождением). Именно в осознании необходимости восхождения содержится легитимация действий ради того, чтобы бороться со злом (наказание за зло) и за то, чтобы в человеке восторжествовало добро (поощрение добра).

Современный же нам постмодернизм (прочно укоренившийся не только в культуре, но и в политике) утверждает, что истины нет. Что восхождения тоже никакого нет. Что нет человека с большой буквы. Что с развенчанием этого человека с большой буквы несомненностью остаются две категории: звериное в человеке, также освобождённое от восхождения (секс без меры и ограничений объектов страсти, потребление от пуза и свобода всяческого неравенства) и небытие (включая право на добровольный уход из жизни начиная с младенчества). А вместо истины остаётся сад расходящихся тропок в блуждании между осколками здания культуры (осколками этого самого Человека с большой буквы), дегуманизированным звериным началом и небытием.

Соответственно, любое стремление расходящиеся тропки соединить и куда-то направить — есть зло. Т.е. любое принуждение есть зло. Получается, что с исчезновением дихотомии добра и зла место, прежде занимаемое злом (того, с чем необходимо бороться) занимает принуждение, обобщаемое до насилия. А место прежнего добра занимает свобода от любых целостностей, свобода распадаться на части до любого предела.

И вот тут, как мне кажется, надо сказать законодателям, что следующее на очереди к искоренению в такой парадигме — это государство в целом и законодательство в частности. И они сами, как служители этого государства и законодательства.

Tags: РВС, ЮЮ, воспитание, концепции, наказания, поощрения, социалка
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments