Соболев Кирилл (kir_bor) wrote in eot_su,
Соболев Кирилл
kir_bor
eot_su

Categories:

Кино и школа – как это было в Советском союзе



В наши дни стремительно нарастает отчуждение подрастающего поколения от родной и мировой культуры. При этом телевидение и интернет прививают ложные моральные установки, а также формируют у молодых людей так называемое «клиповое мышление» и делают невозможным решение ими сложных, нестандартных и многоуровневых задач.

В этих условиях особенно важно свернуть с траектории скольжения вниз и по возможности, вооружившись советским опытом вернуть нашим детям будущее…

На днях мне попалась в руки «Учительская газета» за 1978 год, в которой была напечатана статья с анализом опыта внедрения в советских школах в конце 70-х годов экспериментальной методике о киновоспитания с 4-го по 7-й класс.

Статья очень интересная и, думаю, каждому интересно будет прочитать:





Подросток приник к те­левизору. Забыв об уро­ках. о книгах, о велоси­педе, он увлеченно смотрит... Но что? Хорошо, если он ви­дит на телеэкране фильм, созданный мастером, а если это заурядный детектив? Или очередная неудача режиссе­ра, не сумевшего создать вы­сокохудожественное произве­дение?

Все чаще современный школьник осмысленному и вдумчивому чтению книги предпочитает готовое теле- или кинозрелище. Надо ли говорить, что это рождает пассивность восприятия, все­ядность, потребительское от­ношение к искусству.

Как бо­роться с этим? Как воспи­тать грамотного, взыскатель­ного зрителя, знакомого с языком киноискусства, спо­собного осмыслить увиден­ное на экране и правильно оценить? Какова в этом деле роль педагога? Чему можно порадоваться сегодня и над чем еще предстоит работать? Все эти вопросы были подня­ты на повестке дня в Алма-Ате, где состоялось пленар­ное заседание совета по ки­нообразованию при Союзе кинематографистов СССР.

В своем докладе председа­тель совета, доктор искусст­воведения, профессор И. В. Вайсфельд очень точно оха­рактеризовал цели и задачи тех, кто берет себе в по­мощники искусство экрана: «Мы не стремимся воспиты­вать в стенах школы кинове­дов, мы готовим тонких, на­блюдательных зрителей. На­ша цель — воспитание гар­монической. личности, актив­ного, думающего, способного к анализу человека».

Ученые, педагоги, кинове­ды говорили о необходимости начинать киновоспитание с раннего детства. Действи­тельно, еще В. А. Сухомлии-ский справедливо отмечал: «То, что упущено в детстве, никогда ие возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касает­ся всех сфер духовной жизни ребенка и особенно сферы эстетического воспитания».

Такой точки зрения при­держиваются и сотрудники лаборатории театра кино для детей НИИ художест­венного воспитания АПН СССР, ведущие большую экс­периментальную работу в школах.

Выступивший на за­седании В. М. Рудалев рас­сказал об итогах эксперимен­та в 1140-й московской шко­ле, о методике киновоспитания с 4-го по 7-й класс. «Этот эксперимент, — заме­тил он, — дает нам основа­ния для размышлений: а не начать ли такую работу еще раньше?».

Старший научный сотруд­ник лаборатории, кандидат искусствоведения Ю. Н. Усов говорил о том, что практика работы со старшеклассника­ми в свою очередь ставит вопрос о необходимости серь­езно и длительно работать над формированием навыков восприятия. Факультатив по основам киноискусства спо­собствует формированию об­разного ассоциативного мыш­ления, необходимого для пол­ноценного восприятия ис­кусства, пробуждает само­стоятельность и аналитич­ность мысли.

Не случайно на первых занятиях факультати­ва школьники в числе луч­ших фильмов называют та­кие, как «Генералы песчаных карьеров», «Есения», «Фантомас», «Золото Маккенны».

На дальнейших занятиях культура восприятия стано­вится иной, и ситуация со­вершенно меняется. Факуль­татив по кино в школе позво­ляет педагогу целенаправ­ленно использовать накоп­ленные подростками знания, открывает им дверь в мир современных дискуссий по вопросам эстетики, филосо­фии, искусства.

О том, что сделано и над чем еще предстоит работать, говорили на заседании со­вета киновед О. Ф. Нечай (г. Минск), заведующая сек­тором кино Государственного института музыки и кинематографии Н. С. Горняцкая (г. Ленинград), старший на­учный редактор Главной ре­дакции энциклопедий В. К. Кайиайзис (г. Рига), учитель Р. Я. Гузман (г. Москва). Ус­пех дела, подчеркивали мно­гие, зависит в конечном сче­те от личности учителя, от степени его подготовленнос­ти, увлеченности киноискус­ством.

Все выступающие не­изменно обращались к этой важнейшей проблеме — вос­питанию воспитателей, специ­альной подготовке преподава­тельских кадров. Пока что в этом плане очень многое дер­жится на энтузиазме учите­лей, их заинтересованности.

Между тем интересный опыт, вполне реальные достижения есть уже в различных горо­дах нашей страны — Курга­не, Калинине, Армавире, Та­ганроге, Таллине.

Просвещенцы из Алма-Аты И. Б. Айманова, Е. Т. Коло- мыцина, Е. Т. Бреусова по­делились опытом ведения факультативов в своем горо­де. Вот         лишь несколько цифр: в 32 школах города действуют факультативы по основам киноискусства, кото­рые посещают более 1100 старшеклассников. 200 — 250 учителей ежегодно обу­чаются обращению с кино­аппаратурой. На сегодняш­ний день педагогов с правами кинодемонстратора в Алма- Ате насчитывается две тыся­чи.

В выступлениях отчетливо прозвучала мысль о том, что факультативные занятия по киноискусству, наряду с вос­питанием эстетических идеа­лов, способствуют и реше­нию общеобразовательных проблем. Так, например, взаимодействие кино с лите­ратурой помогает всесторон­нему развитию личности школьника.

Конкретным во­площением комплексного подхода к воспитанию могут явиться межпредметные свя­зи литературы и факультати­ва по киноискусству, пути реализации которых рас­смотрены в эксперименталь­ной программе «Литература и кино» для старших клас­сов, утвержденной Минис­терством просвещения СССР. Автор программы, аспирант лаборатории театра и кино для детей НИИ художествен­ного воспитания Г. А. Поличко пояснил на заседании, что программа эта — результат практической работы в сель­ской школе в течение ряда лет.

Остается добавить, что в общеобразовательных шко­лах Эстонии вот уже не­сколько лет в программу по литературе для 5—8-х клас­сов введены элементы кино­искусства.

О практике рабо­ты, а также о перспективах киновоспитания в республике говорила на заседании Л. К. Раудсепп, заместитель дирек­тора института усовершенст­вования учителей (г. Тал­лин), которая много лет ус­пешно занимается проблемой кино в школе.

Выступления участников заседания в Алма-Ате — ис­кренние, обстоятельные, за­интересованные — дают яс­ное представление о пробле­мах киновоспитания сегодня. Многогранны его формы в условиях школы: киноклуб, факультатив, любительская киностудия. И нет более вни­мательной, заинтересованной аудитории, чем школьники, для которых кино стало не­отъемлемой частью духов­ной жизни.

Н. НОВИКОВА. г. Алма-Ата, Учительская газета, 6 мая 1978 года.

Действительно, статья очень интересная. Думаю, новому Министру образования, не мешало бы воспользоваться опытом советского образования в сфере духовно-нравственного воспитания.

Однако, как сказано в статье очень многое зависит от «воспитания воспитателей», и как раз неизвестно какие нравственные и духовные коды может передать «воспитатель», воспитанный «сказками» Солженицына или «Покаянием» Амбуладзе…




Tags: Культура, Советский Союз
Subscribe

promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment