temirgaleevee (temirgaleevee) wrote in eot_su,
temirgaleevee
temirgaleevee
eot_su

Categories:

Обусловленность или свобода? Пробуждение человека

Выписки из доклада Кургиняна С. Е. «Мост через пропасть» на летней школе движения «Суть времени». Александровское, 11|23 июля 2016 года. Полный текст: часть 1-я, часть 2-я, часть 3-я.


Джон Локк (1632-1704), британский философ и педагог, — сформулировал теорию «чистого листа» («tabula rasa»), согласно которой человек является этим самым «чистым листом», на котором внешним по отношению к нему миром написаны все письмена, именуемые собственно человеческим содержанием. Традиция такого понимания человека жива до сих пор и широко представлена в Америке. Коротко её выражает тезис философской школы сенсуализма и эмпиризма, общепризнанным главой которой был Локк: «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувствах» («Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu»).

Готфрид Лейбниц (1646-1716), один из самых выдающихся гениев за историю человечества, автор многих открытий в различных областях науки, выдвинул блестящий тезис, фактически оформивший на века противоположную позицию. «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах, кроме самого разума» («Nihil est in intellectu, quod non fuerit prius in sensu, excipe: nisi ipse intellectus»).

Гордон Олпорт (1897-1967), американский психолог, сравнивая локковскую и лейбницевскую традиции, писал: «Лейбницевская традиция [противореча традиции локковской], наоборот, утверждает, что человек — это не набор действий и не просто локус (место) действий, [для представителей лейбницевской традиции] человек — это источник действия. И сама активность понимается [представителями лейбницевской традиции] не как возбуждение, возникающее в ответ на внутреннюю или внешнюю стимуляцию. Она [для представителей лейбницевской традиции] целенаправленна. [А еще представители лейбницевской традиции считают, в отличие от представителей традиции локковской, что для того] чтобы понять, чем является человек, всегда необходимо обратиться к тому, чем он может стать в будущем, ибо на каждом его актуальном состоянии лежит печать будущих возможностей».

Сторонники локковской традиции в её олпортовском понимании сводят всю человеческую мотивацию до некоей суммы потребностей в снятии различных напряжений — избеганию боли и дискомфорта, связанных с желаниями, которые нужно осуществить и т. п. Говоря об альтернативной точке зрения, Олпорт настаивает на том, что сторонники антилокковских, то есть лейбницевских взглядов «утверждают, что формула [снятия напряжений], будучи применимой к разрозненным и сиюминутным приспособлениям, терпит неудачу при попытке понять природу собственных стремлений. Они [лейбницевцы] указывают, что для собственных стремлений характерно сопротивление равновесию (выделено мною — С.К.): напряжение скорее поддерживается, чем снижается». Аспекты личности, включающие собственное, целенаправленное стремление человека, выводящее его за рамки комфорта, локкианская психология адекватно объяснить не может.

Поясняет это Олпорт, приводя как пример биографию открывателя Южного полюса Руаля Амундсена (1872-1928). Сам Амундсен писал, что интерес к полярным исследованиям пробудился у него после прочтения биографии английского мореплавателя, исследователя Арктики, контр-адмирала, путешественника Джона Франклина (1786-1847). Олпорт же говорит: «С пятнадцати лет он начал неуклонно двигаться к далекой цели, но это не означает, что всю свою жизнь он пытался снять напряжение, вызванное чтением книг исследователя сэра Джона Франклина. Подобная казуистика пренебрегает тем фактом, что в течение десятилетий он боролся со всеми соблазнами расслабления, получения немедленного удовлетворения… он боролся с побуждениями, вызванными усталостью, унынием, насмешками людей… Он обнаружил, что спасение придет к нему только в том случае, если он будет непрестанно побуждать себя к действию [связанному с наращиванием, а не снятием напряженности]».

«Мост через пропасть» (2-я часть). Читать полностью…


Для нашей действительности ближе пример хорошо всем знакомого Верещагина из «Белого солнца пустыни». Причём это реальный пример — основой истории Верещагина послужила биография уроженца Орловщины Михаила Поспелова. Оба они вложили душу в дело служения охране границы Российской Империи. Когда вместе с империей исчезла граница и, вместе с ней, цель «собственного стремления» героев, возникшую пустоту они стали заливать самогоном. И это тоже пример из нашей повседневности. Люди, в которых живо стремление к большой цели, замещают её отсутствие экстремальным спортом, тем же алкоголем, и т. п. Показателен эпизод, в котором Абдулла предлагает Верещагину не напрягаться и не лезть, — «Хороший дом, любящая жена — что ещё надо, чтобы встретить старость?» — чем добивается противоположного результата. Наличествующее «собственное стремление» служения Отечеству — «Мне за Державу обидно» — привело к нарастанию напряжения, которое в итоге пробудило Верещагина.

Поспелов пошёл дальше своего кинодвойника. В начале 1919 года он набрал добровольцев из числа местных жителей и восстановил контроль над всем 100-верстовым участком границы, за который отвечал во времена империи. А в конце того же года, с приходом советской власти, он становится красным командиром и продолжает охранять границу уже в Советской России.


Такое пробуждение от «сна на бегу», обретение Цели, и есть возврат к живой жизни из мертвенного прозябания, которое Верещагин с Поспеловым заливали самогоном. Современная жизнь неумолимо превращает человека в автомат, призванный совершать лишь простейшие действия. Такие автоматы, по словам чеховского героя, «говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников». Борьба человека против такой автоматизации и есть обретение им подлинной свободы.

«Мост через пропасть» (3-я часть). Читать полностью…

***

Пора запрягать

Заграничные барды мне песни поют —
В них душа не находит отрады.
Разве так настоящею жизнью живут?..
Русский духом — привольности надо.

Если цель далека, высока и светла —
В этом русские, в этом наш гонор —
Лишь тогда раскрывается счастьем спела
Их душа. И уздой направляется норов.

Упоительный духа горящего лёт
Удержать никому не под силу!
Наконец запрягли. Наконец расцветёт
Серость будней сердец у могилы!..

Tags: Образование, метафизика, метафизическая война
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment