Виктор Шилин (viktor_shilin) wrote in eot_su,
Виктор Шилин
viktor_shilin
eot_su

Categories:

У истоков великой реки (размышления о «Бессмертном полку»)


«Бессмертный полк» на Мамаевом кургане 9 мая 2016 года

Прошла уже почти неделя как мы отметили 71-ый День Победы. Год от года я в себе и в окружающих вижу, как набирает силу этот праздник. Ярким показателем такого роста является «Бессмертный полк». Дело ведь не в самой идее выходить с портретами фронтовиков – она зародилась задолго до нашего времени, еще в СССР. И не в широком освещении СМИ и поддержке государства - это лишь способствовавшие факторы, но не причины. Нет, дело в появлении массового запроса на оживление памяти о Великой Отечественной войне. И, что важно, памяти не научно-исторической, а личной, семейной. Можно назвать это проснувшейся «внутренней историей».

Когда я доставал фотографии и информацию о своих предках, причастных той эпохе, я все время задавал себе вопрос: почему я не делал этого раньше? И почему именно теперь во мне проснулась эта пусть еще слабая, но связь? Во мне и в миллионах людей вокруг.

В чем вообще заключается она? По какому признаку я могу судить, являюсь ли потомком своих предков? Ведь тут мало сказать о крови: люди не звери. Человеческое родство – это родство именно ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Речь идет о наследовании не только генов, но и принципов жизни, идеалов, какого-то дела. Может ли человек, предавший имя деда считать себя в полной мере его родственником? Это ведь и есть знаменитое: «Ты трус, ты раб, ты мне не сын!»

Так что же просыпается в людях, когда они хотят выделить для себя и для других свое родство с предками, внесшими вклад в Победу? На такие вопросы вряд ли помогут ответить сухие выкладки. А живое слово – может. К нему и обратимся.

Одним из крупнейших поэтов, «объявших» Великую Отечественную войну в своих стихах, является, безусловно, А.Т. Твардовский. Его стихотворение «Я убит подо Ржевом» написано в 1945-46 годах. Вот что пишет о нем сам поэт:

«Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу… Обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство.»

«Я убит подо Ржевом» – это обращение погибшего воина к оставшимся в живых боевым братьям. И это не просто напутственные слова. В кульминации звучит не только наказ завершить общее дело войны, но и угроза проклятья в случае поражения.

Вы должны были, братья,
Устоять как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.

Это горькое право
Нам навеки дано,
И за нами оно -
Это горькое право.


К концу произведения этот яростный накал спадает. И это логично – ведь в нем павший воин обращается уже к победителям, «ныне поправшим крепость вражьей земли»:

Я вам жить завещаю -
Что я больше могу?

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой отчизне
С честью дальше служить.


Но, тем не менее, в финале снова звучит напоминание о последнем обязательстве перед мертвыми:

Ликовать - не хвастливо
В час победы самой.

И беречь ее свято,
Братья, - счастье свое, -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.


Своеобразным ответом на обращение павшего под Ржевом воина является другое послевоенное стихотворение Твардовского – «В тот день, когда окончилась война…». В нем автор, от лица всех выживших, прощается с павшими.

В конце пути, в далекой стороне,
Под гром пальбы прощались мы впервые
Со всеми, что погибли на войне,
Как с мертвыми прощаются живые.


Прощается, но не совсем. Одновременно с этой, конечно главной темой стихотворения, звучит и другая, не менее важная – не подвластное времени и смерти единство живых и мертвых.

Что ж, мы трава? Что ж, и они трава?
Нет. Не избыть нам связи обоюдной.
Не мертвых власть, а власть того родства,
Что даже смерти стало неподсудно.


Они, «павшие в той битве мировой» всегда, как незримые судьи находятся возле нас. Об этом буквально кричит нам и «погибший подо Ржевом» боец. Об этом же, устами Твардовского, говорят и сами выжившие. Они дают эту клятву вечного долга.

Суда живых — не меньше павших суд.
И пусть в душе до дней моих скончанья
Живет, гремит торжественный салют
Победы и великого прощанья.


Обязательство свято беречь общее дело – Победу, и есть то, что должны передать своим потомкам живые. Только эта эстафета поколений может сохранить описанное Твардовским единство. И лишь она является настоящим показателем нашего человеческого родства с предками.
Так давайте спросим себя откровенно, что сказали бы нам наши мертвые на их суде, если бы он состоялся (а может он УЖЕ состоялся)?

Какими глазами она должны смотреть на  Перестройку и все последовавшее за ней? Что с общим делом – Победой? Вряд ли их удовлетворит один день в году с бравым парадом. Что с той страной, что являлась носителем святыни? Что с идеями и делами тех, кто ее завоевал страшной ценой? Что с теми городами, за которые погибали? Кто и с чьими портретами по ним марширует?
И самое главное, чем заняты сами потомки, должные нести эстафету?

Если считать строки Твардовского не просто сочинениями конкретного автора, а великой правдой, прорвавшейся сквозь уста гения:

Вы должны были, братья,
Устоять как стена,
Ибо мертвых проклятье -
Эта кара страшна.


- то все мы давно прокляты, друзья. И не заокеанским врагом, а своими мертвыми. Самое ужасное заключается в том, что этого даже почти никто не осознает.

Такие предательства, а иначе это не назовешь, не искупаются баннерами «Спасибо деду за Победу». Они в таком контексте выглядят скорее как издевка. И даже восстановлением памяти ничего не решить. «Бессмертный полк» - это замечательная народная акция. Но только в том случае, если это шаг на пути искупления. Следующим должна стать уже не просто память, а действие. В противном случае это лишь самолюбование на фоне святых образов, что омерзительно вдвойне.

Так что же за связь просыпается в нас, выливаясь на майские улицы поющей лавой «Бессмертных полков»? Эта связь - настоящее человеческое родство с павшими в войне. А такое родство означает преемственность дела, иначе просто не бывает. Иначе это не родство.

Поруганное будет очищено. Порушенное – восстановлено. Мы искупим вину перед мертвыми.
Идя в строю «Бессмертного полка», и слушая пение людей вокруг, я думал о том, что мы находимся у истоков великого дела. И наша задача сделать все возможное для того, чтобы эти истоки стали полноводной рекой.

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments