badgun159 (badgun159) wrote in eot_su,
badgun159
badgun159
eot_su

Categories:

Интересные люди. Поль Лафарг

Важнейшим вопросом современности является вопрос о гуманизме. Классический западный гуманизм дал серьёзную трещину в конце XIX века и вылился в кровопролитную Первую Мировую войну. Затем в западном обществе вырвался на свободу настоящий антигуманизм с работами Ницше, Гёте и др., давших начало фашизму. В то время бой идеологическому фашизму дал только советский проект Нового человека, проект Нового гуманизма, героически поборовший фашизм на полях сражений, но бесславно растаявший в рядах высшей партийной номенклатуры последующих лет. Сегодня, когда фашистский, постмодернистский и премордиальный антигуманизм надел корону всевластия, нам как никогда нужно обратиться к опыту Нового гуманизма, к его истокам. И сделать это лучше всего, опираясь на его теоретиков. И опереться если не на самого Карла Маркса, то на его ближайших соратников. И в этом плане взгляд падает, конечно же, на зятя мыслителя и на одного из наиболее верных соратников и его последователей - на Поля Лафарга.




Поль Лафарг (1842-1911) - крупный французский теоретик марксизма, соратник Карла Маркса, муж его дочери Лауры. Известный экономист, достаточно успешный политический деятель, блестящий и признанный религиовед.

Биография
Родился Лафарг на Кубе (тогда она была под Испанией) в семье кофейного плантатора. В 9 лет с семьёй переехал в Бордо, Франция. Учился в престижных школах в Тулузе и Париже. Получил медицинское образование в Лондоне.
Поначалу тяготел к анархизму Прудона, выступал с революционерами против Наполеона III. Но всё изменилось, когда будучи в Лондоне, встретился с Марксом и Бланки. С Марксом нашёл общий язык, стал частым его гостем. В 1868 женился на дочери Маркса - Лауре.
Был участником Первого Интернационала от Испании (малорезультативно, кстати). Позже вернулся в Париж, где стал политическим журналистом, но в 1871, после падения Парижской комунны, был вынужден бежать в Испанию, где продолжил журналистскую деятельность. Участвовал при расколе Первого Интернационала в Гааге в 1872 году.
В 1873 вернулся в Лондон, где занялся фотолитографией. При этом наладил контакты с репрессируемыми социалистами Парижа.
В 1882 вернулся в Париж и вошёл в состав Французской социалистической партии, а после её раскола в состав Французской рабочей партии. Активно участвовал в политической деятельности, за что не раз был судим властями.
В 1891 стал первым французским депутатом-социалистом в Парламенте. От участия в буржуазном правительстве отказался (идейный социалист, как-никак).
После 1908 года отошёл от активной деятельности. Встречался с Каутским, Лениным, Либкнехтом.
Согласно рассказам, он с Лаурой дал обет, что когда они станут стары и немощны - покончат с жизнью, ибо не могут помыслить себя беспомощными в деле революции и, что не смогут друг без друга (кто-то обязательно умрёт раньше). И 25 ноября 1911 года так и сделали, приняв таблетки цианида калия, оставив посмертное письмо (говорят, что сам Ленин велел принести ему цианистый калий, чтобы уйти, если что, как супруги Лафарги. И известен факт глубокого уважения Ленина к Лафаргу, выраженный в речи на его похоронах).

Основные идеи
Основное поле деятельности Лафарга - развитие марксистской теории. Был убеждён в том, что марксизм - это научный атеизм (Лафарг твёрдо верил в атеизм). Резко критиковал анархистов, агностиков и идеалистов, бился до последнего с марксистами-ревизионистами и реформаторами капитализма. Был убеждённым борцом с капитализмом, неоднократно разнося в своих работах апологетов капиталистической системы. Занимался увязкой экономических факторов с социальной жизнью, творческой деятельностью и моральным развитием общества. Стремился проследить происхождение самых сложных надстроечных категорий и явлений, а также их зависимость от общественных отношений (надо сказать, весьма успешно).
Но самое важное, на мой взгляд, это работы, касающиеся возникновения религиозных идей в первобытных обществах и их дальнейшие эволюции. Лафарг уделил очень много внимания изучению роли Прометея в древнем сознании, а так же значению символа Прометея в современном ему мире в целом и в рабочем движении в частности (Прометей и против Зевса восстал, и Огонь человеку передал, и пострадал за это, да ещё и конец зевсовой эпохи предвидел). Именно совмещение высочайшего профессионализма Лафарга в религиоведении и культурологии, совместно с воинствующим атеизмом и ортодоксальным марксизмом (очень мало кому удаётся настолько тонко понять мифологию, и остаться атеистом) являются наиболее ценными и уникальным явлением, достойным изучения как самостоятельно, так и совместно с идеями Маркса.

Библиография

  • «Теория стоимости и прибавочной стоимости Маркса и буржуазные экономисты»

  • «Ответ на критику К. Маркса»

  • «Американские тресты» (СПб., 1904)

  • «Мои воспоминания о К. Марксе» (Одесса, 1905)

  • «Поклонение золоту» (СПб., 1905)

  • «Женский вопрос» (Одесса, 1905)

  • «Проданный аппетит» (СПб., 1905)

  • "Право на леность " (M., 1905)

  • «Благотворительность» (Одесса, 1905)

  • «Крестьянская собственность и экономическое развитие» (СПб., 1905)

  • «Коммунизм» (Одесса, 1905)

  • «Супружеская неверность в прошлом и настоящем» (СПб. изд. Малых, 1904)

  • Лафарг П. «Экономический детерминизм Карла Маркса» 1923

  • Лафарг П. Сочинения т. 1-3 1925-31

  • «Собственность и её происхождение» (М., 1959)

Другие истории об интересных людях смотри по тэгу: Интересные люди
Tags: История, Коммунизм, Марксизм
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments