dialexika (dialexika) wrote in eot_su,
dialexika
dialexika
eot_su

Формулы потребительства на рынке культуры

Общество потребления

В своих статьях «Десоветизация живописи» Владимир Петров говорит о том, что российское искусствознание находится в кризисе, что оно не готово и не хочет отвечать на вызовы времени. Но впечатление складывается, что оно (и направляющие культурные процессы личности и инстанции) просто не может ни на что отвечать, не способно в принципе.

Так же, как министерство культуры стало министерством ликвидации культуры, искусствознание стало «искусствоневежеством». Не сегодня был заложен этот принцип и оформлена система, а сейчас этот больной организм просто катится куда-то вниз, не имея никакой возможности изнутри остановить движение по склону.

Поэтому любое, даже теоретически благое, начинание в области культуры как минимум искажается, а как максимум — превращается в нечто противоположное.

Вспоминается недавний пример: несколько лет назад мэрия Москвы решила реорганизовать 39 старых, забытых, непопулярных кинотеатров. Правда, не за счет города. Поэтому в декабре 2014 года кинотеатры были проданы с аукциона, и новым владельцем стала компания-девелопер ADG group. Мэрия и ADG group договорились, что кинотеатры нужно превратить в «генераторы общественной жизни», в самоокупаемые центры притяжения для жителей спальных районов, а это, в свою очередь, спровоцирует качественное преобразование жизни в этих районах.

Реорганизаторы даже помянули в связи с этим рабочие клубы: «Кинотеатры, о которых идет речь, были построены с 1938 по 1988 год, и функция кинопоказа исторически сочеталась в них с другой, менее очевидной. Кинотеатры были наследниками рабочих клубов, вобравших в себя основные культурные и социальные функции районов».

Но как только рука создателя проекта потянулась к перу, а перо к бумаге, то на культурно-просветительскую функцию в кинотеатре остался минимум в 30 %, а остальное (до 70 %) — досталось торговле.

Более того, сейчас, после публикации первых двух проектов, стало известно, что в первом реорганизуемом кинотеатре — «Восход» — «на месте зрительного зала архитекторы предлагают сделать большой фермерский рынок». То же самое — рынок — планируют и в «Варшаве», втором в очереди на «реанимацию» кинотеатре.

И если торгово-развлекательные центры с магазинами и кино уже прочно вошли в нашу действительность, то кинотеатр-рынок — это нечто новое, демонстрирующее полную неспособность авторов подобных проектов создавать центры притяжения, основанные на культуре и просвещении. Всё, что они могут, — с усиливающимся рвением повторять заученные формулы потребления. И под видом просвещения и социализации втягивать людей в хавчик того или иного рода.

В результате такой «культурной политики» сама культура становится объектом модного потребления. А идея «точек сборки» становится обусловлена не стремлением, например, ответить на вызовы отчужденного от собственной культуры и атомизованного общества. Она становится обусловлена желанием быть в тренде и в «самоокупаемости».

И то же самое может происходить на любых уровнях и с любыми инстанциями, направляющими культурные процессы. Хоть в министерстве, хоть в Малом театре.

Как иначе объяснить, к примеру, то, что на сцене Малого театра ставит спектакль режиссер, скандально известный своим «матерным спектаклем» из начала 90-х годов? А именно — Андрей Житинкин с его новым спектаклем «Пиковая дама». Сам спектакль пустой, изменен оригинальный текст повести — и от Пушкина, и от его мистики там ничего не осталось.

Но Житинкин — популярный режиссер. В начале 90-х он поставил скандальный спектакль «Игра в жмурики» парижского эмигранта Михаила Волохова. Спектакль был «основан на ненормативной лексике». О своем разнообразном репертуаре Житинкин говорит так:

«У меня есть пьесы о суициде, о психушках, о лесбиянках и геях. И как писали в моем любимом «Московском комсомольце», что Житинкин доставился уже до того, что ему осталось только поставить спектакль про зоофилов. Вы знаете, я задумался над этим. У меня есть спектакли с ненормативной лексикой, где действие происходит в морге, там работают замечательные ленкомовские артисты. Есть спектакль «Вышка Чикатило». Чего только у меня нет!»

Зато костюмы в «Пиковой даме» — от модельера Зайцева...

Анастасия Бушуева
Отклик на статью «Десоветизация живописи — VIII» из №168 от 9 марта 2016 г.
Опубликовано в газете «Суть времени», №172 от 6 апреля 2016 г.
http://gazeta.eot.su/essay/formuly-potrebitelstva-na-rynke-kultury

Tags: культурная война
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments