dialexika (dialexika) wrote in eot_su,
dialexika
dialexika
eot_su

Ловушка для лучших

Бегство «назад к природе» опаснее многих других видов эскапизма тем, что оно как бы притворяется не эскапизмом, а вполне полезной социальной деятельностью. Когда человек погружается с головой в хобби или какую-то зависимость, он отлично сознает, что прячется от реальности и общества в личную маленькую «норку».

Человек, организующий «экопоселение» вместе с единомышленниками, пребывает в уверенности, что занят чем-то очень важным и полезным, «делает мир лучше». Деятельность «возвращающихся к природе» сходна с достаточно распространенной в XIX веке «теорией малых дел», то есть с попытками улучшить окружающую жизнь, ничего по сути не меняя. Существенная разница тут в том, что экологические эскаписты вовсе не пытаются служить обществу. На первом месте у них «самосовершенствование» и духовные искания, то есть при всей видимости совместной работы, основные мотивы всё же индивидуалистичны.

Стремление «вернуться к природе», в некий блаженный Золотой век, прослеживаются со времен французского Просвещения. Ярчайшим представителем этого течения был французский мыслитель Жан-Жак Руссо. Тогда же набрал популярность буколический жанр — сентиментальное идеализированное изображение жизни воображаемых пастушков и пастушек — мотив, позаимствованный из античности.

В те времена идея возвращения в Золотой век не была напрямую и явственно связана с оккультными традициями. Новую жизнь подобным стремлениям дало своего рода «обратное миссионерство» — проникновение восточных верований на когда-то христианский Запад.

Законы распространения духовных учений отчасти похожи на физические законы. Если где-то происходит падение духовной температуры и смысловой насыщенности (своего рода аналог давления), то туда начинает просачиваться нечто из областей, более накаленных и наполненных смыслами. Так с упадком христианства на Западе туда с неизбежностью начали проникать древние восточные учения. Они проникали не в своем первозданном, а в адаптированном для западного потребителя виде — например в виде книг «Йога Рамачараки» (который на самом деле был вовсе не индусом, а американским оккультистом), теософии Блаватской со товарищи, учения Рериха и тому подобного.

Атака псевдовосточных течений, которые позже оформились в комплекс, получивший название Нью Эйдж, на Запад началась задолго до «революции хиппи» — в конце ХIХ — начале ХХ века. Очень показательным представителем таких настроений является поэт Даниил Андреев, автор мистически-утопического трактата «Роза Мира». Его мировоззрение сложилось еще в 20–30-е годы. Частью его было поклонение природе — точнее, обитающим повсюду — в воздухе, воде, растениях и почве стихийным духам. Чтобы приобщиться к энергетике этих духов, Андреев практиковал хождение босиком, а также отказ от охоты и рыболовства, употребления в пищу мяса. Также Даниил Андреев отрицал технический прогресс, считая, например, что самолеты не нужны, раз для человека вполне возможно развить в себе способность к левитации. Идеи Андреева напрямую связаны с восточными верованиями — он считал себя реинкарнацией индийского брахмана, а книги «Йога Рамачараки» и прочих мистиков в юности были для него настольными.

«Роза Мира» была дописана в 1958 году. В том же году, по странному совпадению, тоску по возвращению к природе, к «корням», почти самоубийственное желание убежать в хтоническую архаику, очень сильно выразил советский (точнее, российский, ибо он пребывал во внутренней эмиграции) поэт Арсений Тарковский. Стихотворение адресовано королеве эльфов Титании (героине британских мифов и пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь»).

Прямых стволов благословение
И млечный пар над головой,
И я ложусь в листву осеннюю,
Дышу подспудицей грибной.

Мне грешная моя, невинная
Земля моя передает
Свое терпенье муравьиное
И душу крепкую, как йод.

Кончаются мои скитания.
Я в лабиринт корней войду
И твой престол найду, Титания,
В твоей державе пропаду.

Что мне в моем погибшем имени?
Твой ржавый лист — моя броня,
Кляни меня, но не гони меня,
Убей, но не гони меня.

Кстати, имя Титания отсылает к древним титанам — могучим архаическим существам, которых одолели в битве новые — олимпийские — боги. Вряд ли это случайно.

Расцвет Нью Эйдж, а вместе с ним и экологического эскапизма, приходится на Западе на 60-е. А на бывшее постсоветское пространство этот комплекс идей проник во времена перестройки (движение хиппи хоть и существовало у нас с 70-х, но находилось в подполье и особого влияния не оказало). Тогда к российскому читателю пришли и «Роза Мира», и куда более низкопробные произведения. Страх перед трагическими переменами, происходившими в стране, заставил бывших советских людей искать утешения в поисках Шамбалы, в йоге, разнообразных безумных сектах вроде Белого Братства или в созерцании сеансов Кашпировского по телевизору. При этом реальной политики эти люди сторонились — мастерское обрушение всех идеалов, произведенное политтехнологами, превратило для них политику в грязное дело, которым можно заниматься только для решения каких-то личных проблем. Надежды что-то изменить политически — рухнули, а потому оставалось лишь заниматься «самосовершенствованием» и искать пути избегнуть жестоких объятий ставшего непонятным мира. В том числе и при помощи «опрощения», «возвращения к земле» («Я уезжаю в деревню, чтобы стать ближе к земле», — пел рокер нью-эйджевого толка Борис Гребенщиков).

Нужно сказать, что для нашей страны это не новость. Нельзя не вспомнить такое явление как толстовство, которое также зиждилось на духовно-философских основаниях. Сам Лев Толстой демонстративно ходил босиком и пахал землю, а его последователи создавали земледельческие поселения. Толстовство отрицало возможность революционного преобразования мира. Отрицают его и современные строители «экопоселений». В отличие от первых христиан, которые стремились вести активную проповедь и преобразовать окружающую действительность, в отличие от Махатмы Ганди, который также решал вполне политические задачи, пусть и ненасильственным путем, эти люди пытаются, прежде всего, создать комфортную среду для самих себя. Их «внешняя» деятельность выражается разве что в пропаганде вегетарианства и в попытке высаживать растения, причем никак не сообразуясь с законом, так что зачастую их посадки уничтожаются. Эти люди по сути своей асоциальны и воспринимают соотечественников, ощущающих себя частью социума, как заблудших. При этом они практически не пытаются проповедовать свою «истину», благодушно надеясь на то, что созданные ими маленькие мирки однажды мистическим образом вырастут в новый благой мир. Хотя некие веганы и сыроеды порой весьма агрессивно ведут себя в Интернете, они слишком маргинальны, чтобы оказывать серьезное влияние.

Подытоживая, можно сказать, что «экологический эскапизм» — это ловушка для самых активных из ставших асоциальными людей. Создавая иллюзию деятельности, он канализирует человеческую энергию в никуда, создавая иллюзию коллективизма, — взращивает индивидуализм в виде «самосовершенствования». «Родовые» и «экологические» поселения, как и «коммуны» хиппи, являются теневым слепком подлинных коммун, которые являлись и являются не способом бегства в комфортный уголок, а попыткой построить основы новой жизни, преобразовать социальную действительность.

Марина Александрова
Отклик на статью «Бегство от действительности, контрмодернистский вариант» из №169 от 16 марта 2016 г.
Опубликовано в газете «Суть времени», №172 от 6 апреля 2016 г.
http://gazeta.eot.su/essay/lovushka-dlya-luchshih

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments