gol_olga (gol_olga) wrote in eot_su,
gol_olga
gol_olga
eot_su

Categories:

Государство иезуитов в Парагвае, СССР и теология освобождения


Я агностик, однако интересуюсь религией как феноменом, важным в существовании общества, а еще потому, что придерживаюсь коммунистического мировоззрения. Как стороннице всеобщего самосознания, мне очень дорог советский проект, показавший возможность успешного существования общества без конкуренции с братскими отношениями между людьми. Однако приходится признать факт, что СССР оказался неспособным противостоять внешнему неклассическому давлению, а его политическое устройство способствовало внутренней трансформации в противоположную от начального направления сторону. В начале проекта у власти были люди с накаленным желанием изменить жизнь в сторону справедливости и всеобщего развития, а в конце оказались люди с противоположным желанием. А это значит, что надо искать изъяны в этом проекте и возможности его улучшения.

Почему люди с коммунистическим мировоззрением остыли и были неактивны, а те, кому выгода и материальные ценности были важнее духовных, оказались более активными и способными изменить направление развития страны? Одним изъянов советского проекта может быть отказ от метафизических оснований, способных побудить людей к изменению реальности. Существовавших в марксизме рациональных доводов в необходимости построения коммунистического общества оказалось недостаточно для сохранения накала желания, позволявшего это общество строить длительное время. С ростом благополучия, с появлением возможности без особого труда удовлетворить естественные потребности в пище, одежде и отдыхе накал желания строить коммунистическое общество ослабевал или вообще исчезал. Возможно, дополнение рациональных доводов метафизическими основаниями построения общества всеобщего самосознания даст возможность усилить желание для эффективности действий.

Однако и христианской вере не хватает советского образа жизни. Обоснования коммунизма практически идентичны одной из главных заповедей христианства. Именно поэтому я и присматриваюсь к тому, что сейчас происходит в религиозных структурах, в том числе и христианских. Как маммона мешает внедрению христианских ценностей в общество, я показала на основании увеличения конфликтности людей и стремления молодежи к богатству любой ценой. Социалистический строй, несмотря на внешнее богоборчество, оказался гораздо более благоприятным для жизни по божьим заповедям. Истинно верующие люди не могут этого не понимать и не чувствовать. Неслучайно бывший секретарь Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин говорил, что советский строй был основан на христианской контуиции. Да и нынешний заместитель председателя синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков считает, что советский социализм и соборность (коллективное спасение) – далеко расходящиеся вариации на одну и ту же тему, и что необходим синтез советских ценностей (код «социальной справедливости») и христианских ценностей (евангельский код). Перевод разных историко-культурных кодов в единое знаковое пространство русской традиции станет условием укрепления русской идентичности.

В этой связи хочется напомнить о теологии освобождения – попытке осуществления синтеза марксизма и христианства, вдохновлявшего борцов за справедливость в Латинской Америке. И кажется неслучайным, что братская встреча главы Ватикана и предстоятеля Русской Православной Церкви, обеспокоенных направлением, куда движется мир, прошла именно в Латинской Америке (на Кубе, сохраняющей социалистическое направление развития). В их совместной резолюции отмечено: «Христианские Церкви призваны отстаивать требования справедливости, уважения к традициям народов и действенной солидарности со всеми страждущими».

После встречи Патриарх Кирилл продолжил поездку по Латинской Америке. 15 февраля после богослужения в Парагвае он отметил большой духовный потенциал континента и призвал к развитию отношений России с латиноамериканскими странами. А я, раздумывая о потенциале, вспомнила, что именно на территории Парагвая иезуитами было образовано теократическое государство с коммунистическими принципами существования без частной собственности.

Государство создавалось для организации среди индейцев гуарани правильной религиозной жизни верующих в духе первых христиан. Оно имело территорию 200 тыс. кв. км, просуществовало почти 150 лет – с 1611 г. по 1756 г., в лучшие времена в государстве жило не менее 150 тыс. чел. (по другим источникам – не менее 300 тыс. чел.). Каждой семье выдавался небольшой личный участок, на котором, однако, можно было работать не более трех дней в неделю. Остальное время – работа на общественное хозяйство. Государство полностью обеспечило себя продуктами, развивались ремесла и искусство. Торговли внутри государства не было, однако существовала внешняя государственная торговля. Упадок государства произошел из-за внешнего давления: Испания обвинила иезуитов в нелояльности к испанской короне, Рим запретил иезуитам торговлю. Часть территорий «государства» было передано в португальскую зону и индейцам пришлось воевать за то, чтобы избежать переселения (они были разбиты объединенными португальскими и испанскими войсками).

Возможно, то, что не удалось иезуитам в Парагвае и коммунистам в СССР, станет достижимо при объединении усилий секуляризированной части общества и его религиозной части.

ps/В связи с непониманием многих читателей цели, с которой я рассказываю о государстве иезуитов, поясняю: я не призываю к теократическому государству :) Я привожу этот пример как наглядный пример совместимости христианства (с его идеями индивидуального спасения) и коммунального уклада жизни (с отсутствием частной собственности). Насколько я помню, индейцев не так легко было принудить к чему-либо, рабы из них были плохие. Так что 150 лет существования этого государства означает, что оно в основном строилось не на принуждении, а значит ни о каком "рабовладельческом" государстве речи быть не может. Неудивительно, что Лафарг это государство критиковал - ведь марксизм не приветствовал религию. Однако факт остается фактом: христианство и отсутствие частной собственности могут быть совместимы.

Tags: коммунизм
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments