eot_leningrad (eot_leningrad) wrote in eot_su,
eot_leningrad
eot_leningrad
eot_su

Крыса на подносе. Про современное искусство и его восприятие

Нет, речь пойдёт не о замечательном сатирическом рассказе Аркадия Аверченко о трудных буднях деятелей «авангардистского искусства» начала XX-го века. Хотя к прочтению настоятельно рекомендую. Описанные персонажи узнаваемы в окружающей нас реальности.


 

Много споров было, есть и будет о том – для чего искусство существует, абсолютно ли право творца на самовыражение, или всё же нужно учитывать наличие других людей, зрителей (или слушателей), и для них ли творит художник или для себя. Как именно воспринимает человек художественный образ? И наконец, что является произведением искусства, а что нет? Взять хотя бы нашумевший случай с выставкой Поп-Арта в Италии, когда во время уборки были выброшены принятые за мусор арт-объекты.

Не будем обсуждать, в чём разница между инсталляцией (и куча тыкв с хвостом самолёта - инсталляция) и перфомансом (на чём, в частности специализиуется известный арт-активист Павленский). Оба этих художественных термина, как и многие другие, стараниями современных «деятелей искусства» приобрели негативно-издевательский оттенок. Не говоря уже о жанре сатиры, а особенно – карикатуры a la Charlie Ebdo.
Поговорим о том, как взаимодействуют человек и произведение искусства. В книге знаменитого психолога Р.М. Грановской «Психология в примерах и притчах» (ещё одна стоящая книга, которая многократно окупит потраченное на чтение время), я нашёл интересные высказывания французского философа Анри Бергсона и одного из основоположников современной физики Нильса Бора, касающиеся восприятия человеком произведений искусства.
Бергсон  указывал на то, что с интуицией тесно связано непосредственное чувство, с помощью которого человек переносится вглубь предмета, чтобы испытать совпадение с тем, что есть в нём единственного, невыразимого. Подобное слияние особенно отчётливо проявляется под воздействием произведений искусства. При этом происходит как бы исчезновение воспринимающего и полное его погружение, растворение в мире произведения.
Нильс Бор считал, что причина, по которой искусство может обогатить человека чем-то новым, заключается в его способности дать человеку почувствовать гармонию, недосягаемую для систематического анализа.
Конечно, вопрос сложен. Но, полагаю, к мнению этих людей стоит прислушаться. И если они хоть немного правы, становится понятной реакция многих людей на «искусство» в стиле Гельмана. Хотя, в ряде случаев подобное творчество находит понимание и сочувствие даже в Министерстве Культуры, вплоть до вручения премий.

Tags: Гельман
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments