sg_journal (sg_journal) wrote in eot_su,
sg_journal
sg_journal
eot_su

Categories:

Тойнби и Чатем Хаус. Часть 4



Читая об особенностях жизненного и творческого пути Тойнби, не может не появится интерес к тому, как он перерабатывал огромное количество информационной руды, и добывал из неё, так сказать, более ценное содержание.


Каким-то параллельным рефреном звучит постоянно слово - сложность. Сложность не столько в смысле огромной работы, которую нужно было провести, с самыми разными источниками информации, сколько в оценке тех исследовательских, и не только, целей, которые он перед собой ставил. А ведь они у него, не останавливались пространством академического интереса - знание ради знания. И его исследовательская работа не могла быть не сопряжена с политической. Но речь не об политических целях, а о том, как была увязана его работа в Чатем Хаус и не только.


К примеру, работа над ежегодными "Обзорами" международной прессы, у него органично стыковалась с работой над "Постижением истории". Параллельная крупнейшая работа над томами своего исследования заставляла его осмысливать и основную работу в ЧХ. И наоборот, его большое исследование позволяло соответствующим образом осмыслить современность.


Мы имеем «маленький» узелок из двух параллельных и усиливающих друг друга работ. Но это ещё далеко не всё.


Параллельно он ещё и читает лекции для студентов в университете. Это уже другая деятельность. Подготовка к лекциям и сами лекции и студенты, вероятно, позволяют ещё через одну призму осмыслить то, что он изучает. Это тоже не могло не вносить свои коррективы и не только в «-».


И даже лекции, ещё не всё. Эти виды деятельности, своего рода призмы, которые определенным образом преломляли поток информации, которую он исследовал.


Как отмечает он сам, и исследователи, которые занимаются его творчеством, Тойнби имел прекрасное классическое образование. События современности он осмыслял, проводя параллели с прошлым, с древней Грецией, с древним Римом. Это позволяла делать его  гипотеза о повторяемости истории. Не в буквальном смысле, но всё же при определённых обстоятельствах возможно проведение параллелей с ушедшими эпохами. Он создал, так сказать, определённый "оператор", с помощью которого проводил параллели с хорошо изученным им древним миром.


Итак, при условии наличия такого образования, его работа на «Обзоры», а также на «Постижение истории», и лекции студентам позволяли в одном человеке связать  серьёзный такой «большой» узел компетенций, которые позволяли ему очень эффективно работать.


Воробьева Ольга Викторовна в очерке о Тойнби, приводит пример этой эффективности[1]:


«Насколько феноменальной оказалась проделанная им работа показывает анализ «Обзоров» военного времени. В годы Второй мировой войны их выпуск был временно прекращен, а в 1946 г. Тойнби, сосредоточив свое внимание на написании VII–Х тт. «Постижения истории», поручил эту работу целому коллективу авторов, оставив за собой лишь общее руководство проектом. Задача для них оказалась непосильной, и вместо намеченного 1952 г. последний том по событиям периода Второй мировой войны появился лишь в 1958-м. При этом все тома представля-ли собой смесь событий без тех вспышек интуиции и охватывающих все времена и пространства сравнений, которыми Тойнби украсил свои предвоенные «Обзоры». Не удивительно, что, когда он вышел на пенсию, Совет Четем-Хауса так и не смог найти ему достойную замену.»


В примечаниях к своей работе она указывает ещё более интересные детали:


«Известный историк Джеффри Барраклау, занявший пост Директора КИМО в 1956 г., не смог совмещать работу по составлению «Обзоров» c чтением лекций по теории и истории международных отношений в Лондонском университете (во времена Тойнби эти должности были совмещены). «Обзоры» все больше отставали от текущих событий (последний обзор за 1963 г. появился в 1977 г.), и, в конце концов, Барраклау подал в отставку. После того как его преемник также признал эту задачу невыполнимой, выпуск «Обзоров» был прекращен».


Трудно, наверное, представить, что после Тойнби там работали совсем уж бездарные лентяи, которые не могли и не хотели этим заниматься.


Вероятно, ключом к такой производительности было не только сочетание таких факторов, как образование и различного рода работа в ЧХ и лекции в университете. Было и ещё многое другое.


Можно сказать, что все эти виды деятельности усиливали друг друга, а не конкурировали  между собой. Убираете из системы образование, невозможно свести в общую картину Обзоры, а Постижение Истории уж точно невозможно, не говоря о лекциях студентам.


Без лекций он, может быть, совсем бы от земли оторвался в какие-нибудь далекие дали. А так сразу и пробовал на аудитории свои мысли.


Сегодня говорят – здорово, когда хобби становится профессией. Здесь, почему то кажется, гораздо больше, чем обычное совпадение хобби и профессии.


Дела, нанизанные на единый смысловой стержень, усиливают друг друга, и можно не волноваться за то,  хватит времени или нет. А если нет такого стержня, то дела человека начинают постоянно конкурируют между собой за время. В таком случае от него большой производительности не дождешься.


Источники:
Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л.П.Репиной. М.: Аквилон, 2014. – стр 773-842





[1] Идеи и люди: интеллектуальная культура Европы в Новое время / Под ред. Л.П.Репиной. М.: Аквилон, 2014. – 806 с.
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments