Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Что важно понимать, изучая историю древнего мира


(предыдущая часть)

Каждый раз, когда речь заходит об истории или культуре древнего мира, необходимо четко отдавать себе отчет в том, что наш мир существенно отличается от древнего и любые аналогии между ними надо проводить очень осторожно и взвешенно. Да, биологически человек практически не изменился на протяжении этого периода, разве что за последние 40 тысяч лет потерял чуть меньше пятой части объема головного мозга. В остальном же, если бы даже неандертальца воспитали в современных условиях, то он, скорее всего, ничем, кроме внешнего вида, от нас и не отличался бы [5, 159-161].


Реконструкция внешнего вида неандертальца одетого в современную одежду

Другое дело — культура, проделавшая за этот период колоссальный путь, из-за которого судить о древнем мире, находясь на позициях современных достижений, почти тоже самое, как объяснять поведение животных с точки зрения человеческой мотивации к тем или иным поступкам. Но, даже оставаясь в рамках современной культуры, например, просто переводя текст с одного языка на другой, для качественного результата необходимо хотя бы общее понимание проблематики переводимого. Которое еще более становится необходимо при работе с текстом, написанном на языке другой культуры. В противном же случае, даже переведя текст со “словарем”, например с китайского или японского, вовсе не обязательно, что без специалиста, понимающего культурный контекст, содержание документа получится адекватно понять хотя бы на уровне основных идей.

Подобные сложности возникают и при интерпретации исторических источников, написанных в рамках одной культуры и на родном для читателя языке. Происходить подобное может, например, из-за того, что с течением времени, одни и те же слова иногда начинают нести разный смысл, иногда существенно отличающийся от первоначального. Например, “подлый” в наши дни несет негативное оценочно-этическое значение, но так было не всегда. В конце XVIII — начале XIX века, оно, в основном, не имело такого значения, а обозначало всего лишь принадлежность человека к “негосподствующим классам”. И это при том, что веком ранее, придя из польского языка, слово негативный оттенок несло, но другой. Под “подлым” понималось общее презрительное отношение “дворянства” к “черни” [1, 489].


Современная реконструкция польской гусарии

Это всего лишь один пример того, как велика вероятность искаженного понимания смысла явлений, если исследователем не учитывается исторический и культурный контекст. Поэтому, для того чтобы дать не просто фактологически верную внешнюю канву исторических событий, но и уяснить их смысл, необходимо “вжиться” в исследуемый период, научиться понимать его изнутри, стать способным мыслить и оценивать происходившее также, как это делали люди, жившие в исследуемое время. Нужно знать не только фактологию, но и понимать истоки происходивших в исследуемом обществе процессов, ориентируясь в их динамике и направленности [2, 79-84]. Вот почему, чтобы помочь читателю построить правильный контекст, в первой части исследования кратко разбираются важные моменты, необходимые для понимания особенностей “древнего” мира. Читателю, знакомому с заявленной проблематикой, первую часть, наверное, можно пропустить, ограничившись лишь ознакомлением с основными ее тезисами:


  1. Мышление древнего человека принципиально отличалось от современного. Оно, в основе своей, было эмоционально-чувственное. Рациональная составляющая в мышлении древнего человека хоть и присутствовала, но была в подчиненном положении. Как следствие, особенно если речь идет о древнейшей истории, надо быть осторожным с проведением прямых аналогий со современностью. Без хорошего знания работы архаического мышления, крайне сложно адекватно понимать смысл процессов, происходивших в исследуемый период.

  2. Мифологическое мышление имеет под собой психофизиологические истоки и базируется на эмоционально-чувственном восприятии мира человеком. Так как эмоциональный уровень относится к физиологии, а человек за последние несколько десятков тысяч лет изменился незначительно, то чем больше в мышлении будет эмоциональной составляющей, тем меньше в нем будет “культурных” различий. Именно в последнем лежит одна из возможных причин удивительной сюжетной схожести архаических мифов у разных культур.

  3. Понятие “миф” очень сильно меняет свое значение в зависимости от контекста. В данной работе используется определение мифа, данное Дьяконовым: “Миф — не символ, не аллегория, а эмоционально окрашенное событийное осмысление феноменов мира” [3, 84]. Миф является одной из основополагающих составляющих человеческой культуры, и в его основе лежат психофизиологические особенности людей как биологического вида. Человечество сформировалось и большую часть времени просуществовало в рамках мифологического мышления.

  4. Культурный герой — древнейший образ фольклора, встречающийся во всех культурах и выполняющий примерно одинаковые функции. В его образе слились воедино черты божества и человека. Он — прародитель, покровитель и наставник человечества, стоящий у истоков истории, искусства, науки, от него берут начала традиции и нормы жизни общества [4, 99]


Список литературы

  1. Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных, Ответственный редактор Н. Ю. Шведова, Москва, «Толк», 1994, 1138 с. {II}

  2. Яскевич Я.С. Постижение истории: онтологический и гносеологический подходы: Учебное пособие для студентов магистратуры, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации высших учебных заведений. – Мн., 2002. – 291 с. ISBN 985-445-757-5. {15}

  3. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х {7}

  4. Гуревич А.Я. Средневековый мир Культура безмолвствующего большинства, М.: Искусство, 1990. — 396 с. — ISBN 5-210-00102-4. {6}

  5. Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Издатель: Нестор-История, Санкт Петербург, 2010, ISBN: 978-5-98187-614-1 {5}

(к оглавлению)


Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments