alexandra_anta (alexandra_anta) wrote in eot_su,
alexandra_anta
alexandra_anta
eot_su

Categories:

Экстремизм в Республике Башкортостан. Часть 3. Хизб ут-Тахрир аль-Ислами



В Части 1 и Части 2 нашего цикла мы, ссылаясь на доклад Прокуратуры Республики Башкортостан, где в качестве реальных угроз были упомянуты три экстремистские организации: Нурджулар, Хизб ут-Тахрир аль-Ислами и Джамаат Таблиг, рассмотрели организацию Нурджулар и личность ее духовного лидера Фетхуллаха Гюлена.

В этой части мы рассмотрим организацию Хизб ут-Тахрир аль-Ислами и степень ее распространения на территории республики.

Доктор исторических наук, директор Центра этнологических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук А.Б. Юнусова в работе "Радикальные идеологии и мусульманская молодежь в России" выделяет 2 этапа распространения радикальных идеологий в постперестроечной России – так называемые «просветительский» и «русский». Отнеся условно «Нурждулар» к «просветительскому» этапу, перейдем к следующему – «русскому», который отличается тем, что объектом идеологической обработки становится российская молодежь безотносительно этнической и религиозной принадлежности.

Этот этап связан с деятельностью экстремистской религиозно-политической партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», чья деятельность запрещена на территории России решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г.

А. Юнусова пишет: «В 2002–2005 гг. партия «Хизб ут-Тахрир», укрепив свои позиции в странах Центральной Азии, особенно в Узбекистане, активизировалась в регионах России. Современный этап ее деятельности можно назвать «русским». Его особенностью является массовое тиражирование пропагандистской литературы на русском языке, распространение русскоязычной версии журнала «Аль-Вай» в регионах страны, создание русскоязычного сайта партии, который свободен для доступа желающих.

Особое место в пропаганде идей Хизб ут-Тахрир занимают листовки, издаваемые на русском языке и распространяемые в мечетях России: «Прокламация относительно хода действия», «Правоохранительные органы РФ фальсифицируют факты и лживо обвиняют Хизб-ут-Тахрир», «Сближение с уммой», «Как вести себя в случае контакта со спецслужбами», «Подготовка преподавателей». Распространяемая на русском языке идеологическая и пропагандистская литература «Хизб ут-Тахрир» обильно приправлена выдержками из Корана, которые также приведены на русском языке.

Ислам, исламская риторика, цитирование Корана – все это используется лишь как идеологический антураж. Примечательно, что члены ячеек «Хизб ут-Тахрир» уделяют очень мало времени изучению религии, вовсе не изучают арабский язык, а умение читать Коран не является задачей обучения. Известно, на первом этапе вовлечения в партию (при обучении) в перечень изучаемых предметов входят политика, экономика, социология, география, религия. Последней отводится не более 15 % времени от всего учебного процесса.

В результате столь массированной идеологической интервенции в среде российского ислама резко увеличилось число мусульман из числа русской молодежи. По словам имамов некоторых мечетей Свердловской области, Чувашии, Мордовии и некоторых других регионов по пятницам и праздничным дням среди посетителей мечети молодежь русской национальности составляет от 15 до 40%. Согласно материалам прессы, членами Хизб ут-Тахрир в Башкирии были в основном молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, далеко не всех из них можно отнести к «этническим мусульманам», многие имеют русские, белорусские, украинские имена и фамилии и весьма поверхностные представления об исламе. В среде русскоязычной мусульманской молодежи популярен «исламский рэп», песни Хизб ут-Тахрир, Тимура Муцуроева …

Что привело их в ряды борцов за идеи всемирного халифата? Нужен ли им халифат? И нужна ли российской молодежи – мусульманам и немусульманам – партия возрождения ислама?

Распространение радикальных идеологий, пополнение новоявленными мусульманами рядов экстремистских движений, востребованность подобных идей молодежью свидетельствуют о глубоком социальном неблагополучии, религиозном и правовом невежестве».


Признаем также, что активность распространения идеологических установок религиозно-
экстремистских организаций развивается на фоне так называемого «идеологического вакуума», который возник на постсоветском пространстве под видом «идеологического плюрализма».

Об истории возникновения, идеологии, структуре, методах вербовки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» можно прочитать здесь.


Стоит обратить внимание на «географию» распространения экстремистского влияния на территории республики. И признать, что его метастазы проникли практически повсеместно. Это видно из сводок правоохранительных органов по пресечению их деятельности, и приведенные ниже примеры – лишь малая толика, свидетельствующая об этом.



6 апреля 2010
В Башкирии пресечена деятельность ячеек "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"
В Башкирии пресечена деятельность ячеек международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", находившихся в городах Мелеуз, Туймазы и поселке Мраково Кугарчинского района.


07.06.2011
Обыски по обвинению в организации деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Башкирии
7 июня 2011 года УФСБ республики Башкортостан сообщило о пресечении деятельности ячеек запрещенной за экстремизм организации "Хизб ут-Тахрир" в городах Салават и Бирск.
В время обысков были изъяты журналы, листовки, брошюры, денежные суммы.


16.11.2011
Житель Башкирии осужден за причастность к «Хизб ут-Тахрир»
16 ноября 2011 года стало известно, что мировой суд по Бирскому району и Бирску (Башкортостан) вынес 19-летнему студенту второго курса Бирской государственной социально-педагогической академии обвинительный приговор по ч.1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации).


16.09.2011
В Башкирии возбуждено очередное дело по подозрению в организации ячейки "Хизб ут-Тахрир"
16 августа 2011 года в городе Стерлитамак (Республика Башкортостан) сотрудниками ФСБ были задержаны несколько человек по подозрению в причастности к деятельности запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир".


23.11.2012
В Башкирии за распространение экстремистских материалов осужден Ринат Хабибов
23 ноября 2012 года Миякинский районный суд вынес приговор в отношении 29-летнего Рината Хабибова, который обвиняется в распространении экстремистских материалов в местной прессе.
Р. Хабибов осужден по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Суд установил, что в октябре 2010 года он разместил в газете «МиякиИнформ» две запрещенные статьи под названием «Подчинение мусульманина приказам Аллаха».

07.08.2013
В Башкирии ликвидирован мусульманский приход, руководителем которого был Ринат Хабибов
В начале августа 2013 года стало известно, что 8 мая 2013 года Верховный суд Республики Башкортостан ликвидировал мусульманский приход за неотмежевание от высказываний его руководителя - имама Рината Хабибова, в ноябре 2012 года осужденного за распространение экстремистских материалов в местной прессе.
C исковым заявлением о ликвидации прихода обратилось в суд Министерство юстиции РФ по Республике Башкортостан.
Имам Р. Хабибов, выступая на суде в качестве третьего лица, утверждал, что «свое намерение опубликовать статьи он не согласовывал с членами религиозной организации». Он также не обсуждал c учредителями религиозной организации текст предупреждения, полученного им от начальника Управления Министерства юстиции РФ по Республике Башкортостан, «считая это своим личным делом». По его словам, он больше не осуществляет какой-либо деятельности в приходе, поскольку сменил место жительства, но формально не снят с должности имам-хатыба.
Верховный суд Башкортостана, руководствуясь ст. 15 закона «О противодействии экстремистской деятельности», принял решение о ликвидации прихода в связи с тем, что религиозная организация не объявила о своем несогласии с экстремистскими высказываниями руководителя в течение пяти дней.
Приход Р. Хабибова входил в состав Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ). В решение суда сказано, что ЦДУМ не возражал против ликвидации прихода в качестве юридического лица

26.07.2013
В Башкирии осуждены два члена "Хизб ут-Тахрир"
25 июля 2013 года стало известно, что мировой суд судебного участка по городу Давлеканово и Давлекановскому району Башкортостана вынес приговор по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) и ч. 2 ст. 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации) в отношении Урала Дельмухаметова и Рината Зарбеева.

26.08.2013
В Башкирии передано в суд дело о создании ячейки «Хизб ут-Тахрир
26 августа 2013 года СК по Республике Башкортостан сообщил о передаче в суд дела в отношении пяти жителей города Сибай и Баймакского района. Следствие полагает, что в январе 2012 года 35-летний житель Сибая организовал ячейку «Хизб ут-Тахрир» и вовлек в нее еще четырех человек от 22 лет до 31 года.


05.02.2015
В Башкирии задержан 31 участник международной террористической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", сообщили в четверг 5 февраля ТАСС в пресс-службе УФСБ по республике.
По данным УФСБ, сотрудниками управления были получены материалы, свидетельствующие о функционировании в Уфе, Уфимском и Чишминском районах Башкирии ячейки "Хизб ут- Тахрир". 4 февраля были проведены следственные действия по местам проживания 31 члена ячейки.

04.06.15
В Башкирии выявили 22 экстремистских сайта
Прокуратура Стерлитамакского района в ходе мониторинга интернета выявила сайты, содержавшие материалы экстремистского характера.
На 22 ресурсах публиковались запрещенные статьи о деятельности террористической организации «Хизб-ут-Тахрир», а также материалы антисемитского характера, пропагандирующие национализм, фашизм и межнациональную рознь.
Суд обязал ОАО «Башинформсвязь»заблокировать доступ к данным сайтам, сообщает прокуратура РБ.

17.06.2015
В Башкирии вынесены приговоры членам ячейки «Хизб ут-Тахрир»
Московский окружной военный суд на выездном заседании в Уфе приговорил 8 членов башкирской ячейки террористической организации «Хизб ут-Тахрир» к срокам от 5 лет 2 месяцев до 10,5 года колонии, сообщили в пресс-службе прокуратуры Башкирии.
В суде установлено, что в 2011–2014 годах 40-летний Ильгиз Салахов руководил структурным подразделением организации в городе Дюртюли и Дюртюлинском районе. В состав ячейки вошли другие фигуранты дела, четверо из них имели статус «учителей», остальные — «учеников». Члены подразделения придерживались строгой внутренней дисциплины и иерархии.
«Сообщники беседовали с прихожанами мечетей, склоняя их к вступлению в запрещенную организацию. При вербовке они демонстрировали гражданам экстремистские видеоматериалы и литературу, построенные на приемах психологического воздействия и манипуляции», — отметили в пресс-слжубе.
Злоумышленники завербовали в организацию 14 человек, которые впоследствии добровольно вышли из ее состава.

17.11.2015
В Уфе члена группы «Хизб-ут Тахрир аль-Ислами» посадили на пять лет
21-летнего солдата срочной службы, который являлся членом международной террористической группы «Хизб-ут Тахрир аль-Ислами» осудили в башкирской столице. Выездная коллегия судей Московского окружного военного суда признала Рушана Асылбаева виновным по уголовной статье «Участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической».



Заметим, что экстремистские группировки проявляют свою «солидарность», причем не только силовую, но и пропагандистскую. И неофиты из Башкирии вполне способны как на радикальные действия, так и на работу на идеологическом фронте.



26 июля 2010
В Чечне убит уроженец Башкирии, воевавший в составе бандгруппы
В ходе боестолкновения сотрудниками МВД по Чеченской Республике был уничтожен член бандгруппы, действовавшей на территории Шатойского района. При осмотре личных документов убитого боевика были обнаружены документы на имя 26-летнего Рустама Равильевича Рахматуллина, уроженца поселка Зирган Мелеузовского района РБ. Об этом сообщает пресс-служба УФСБ России по РБ.
В октябре 2008 года Рустам Рахматуллин был осужден на полтора года лишения свободы условно с испытательным сроком на полгода за участие в деятельности МТО «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами».
Во время предварительного следствия у участников и организаторов ячеек было изъято значительное количество печатной, аудио-видеопродукции, относящейся к деятельности организации, рукописные отчеты и схемы активистов ячеек по организации и осуществлению вербовок в террористическую организацию и многое другое. Как показало следствие, он фанатично поддерживал идеи этой террористической организации, лично организовывал собрания ячеек в своем родном поселке, отвечал за распространение экстремистской литературы, вербовал новых членов в МТО.
Но мягкий приговор позволил ему продолжать свою деятельность на территории республики и подтолкнул к построению «Всемирного исламского Халифата» насильственными методами.
Кстати, выезд Рахматуллина на Северный Кавказ для участия в террористической деятельности не является для РБ единичным случаем. Так, 24-летний житель Давлекановского района Айдар Мухарямов вел активную интернет-переписку с членами бандгрупп Северного Кавказа. В конце 2009 года он с подельником выехал туда и вступил в одно из незаконных вооруженных формирований.
При боеконтакте группы боевиков со спецназом два вооруженных члена бандподполья были ликвидированы, остальным удалось скрыться. Впоследствии один из уничтоженных террористов был опознан как Айрат Мухарямов.


21.10.2015
Случится ли превращение Киргизии в плацдарм для радикализации ЦА?

«Когда то, в конце 80-х, начале 90-х Ферганская долина набирала силу, как кузница кадров радикального ислама и с успехом экспортировала идеи Хизб-ут Тахрир в Татарстан, Башкирию и другие регионы Российской Федерации. Теперь времена изменились и вот уже «продвинутые» хизбутчики, да еще при немалых деньгах едут в Кыргызстан поддержать своих «братьев» по вере. Таким эмиссаром башкирского крыла партии можно смело называть пресс-секретаря Хизб-ут Тахрира из Уфы Тагира Минибоева, прибывшего в Узген из Башкирии на помощь местным ячейкам партии».

В июне 2014 года в редакции газеты BONUS состоялся круглый стол на тему «Проникновение радикальных течений ислама в Башкирии».

Роман Силантьев – кандидат исторических наук, доцент, Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора считает «Хизб-ут-Тахрир» вторым по распространенности и по терактам, но покушений на теракты у них довольно много. В Татарстане, например, большую часть терактов совершали Хизб ут-Тахрир. Распространено в Поволжье, на Урале и далее на восток.

Он считает, что правоохранительные органы в Башкортостане работают достойно, здесь всегда признавали проблему, не пытались «заигрывать» с исламистами-радикалами. «Плюс влияние мусульманского духовенства: в Татарстане довольно долго был главой муфтията муфтий-ваххабит Гусман Исхаков. В Башкортостане все-таки самым авторитетным лидером среди традиционных мусульман является верховный муфтий Талгат Таджуддин. Даже его оппонент Нурмухамат Нигматуллин – один из самых приличных представителей Совета муфтиев России». По его мнению, усилия властей и правоохранителей позволили значительно снизить угрозу, идет тенденция ужесточения антитеррористического законодательства. Кроме того, создание невыносимых условий существования для радикалов, чтобы они просто уезжали от нас – тоже работает. Например, в Карачаево-Черекессии посадили человека, который пожертвовал экстремистам тысячу рублей. Эти методы снизят проблему.

Раис Сулейманов – сотрудник Российского института стратегических исследований, добавляет, что радикальными должны также считаться те течения, которые наносят вред не только физическому здоровью, но и душевному. Зомбирование, нейролингвистическое программирование применяют Хизб-ут-Тахрир. Например, дети заявляют своим родителям, что они кафиры, так как намаз не читают. Таких историй масса.

Салават Кильдин – общественный деятель, утверждает, что радикальные течения направлены не только против человека и государства, но и против самого Ислама. В 1997 году в мечеть Тукаева ходили на намаз человек 50-60. Из них 90% были пенсионерами. Сейчас ситуация изменилась – 30-40 человек, которым за 60 лет, остальные 500-600 в возрасте до 50 лет. За последнее время интерес молодежи к религии только возрастает, молодые люди в поисках духовности попадают к радикалам. Он согласен, что имамы и муфтияты работают слабо, что не хватает кадров. Ученым нужно идти от жизни, а не наивно полагать, что угроза ваххабизма у нас несущественна.
Ваххабизм набирает силу. Есть такое понятие критической массы – пока они не набрали ее, но набирают. В Башкирии есть десятки районов, где имамы придерживаются ваххабитских взглядов.

Руслан Карамышев – научный сотрудник, руководитель Центра социокультурного моделирования ИГИ РБ, приводит следующую статистику. Практикующих мусульман, около 2615 человек по 14 мечетям в Уфе (по исследованиям 2012 года). По опросам экспертов, по внешним признакам, наблюдениям можно вычленить тех людей, которые являются сторонниками тех или других течений. Здесь мы говорим о 10-13% людей, которые придерживаются нетрадиционного для местности ислама, неформального ислама. Для 2012 года в Уфе получается – 250-300 человек.

Руслан Бакаев - старший преподаватель БГПУ им. Акмуллы, эксперт Центра социокультурного моделирования ИГИ РБ, подводя итоги круглого стола, отметил, что тревога по поводу проникновения и закрепления на территории Башкирии радикальных группировок не является надуманной, особенно на фоне мировых и общероссийских тенденций. Однако определить реальное состояние можно только при наличии масштабных исследований, которые, к сожалению, не проводятся.

Выводы и перспективы

У большинства религиозных исламистских экстремистских группировок основная цель – расшатать ситуацию в России, ослабить ее и в итоге попытаться создать теократическое псевдогосударство с шариатской формой правления. Для достижения указанной цели развернута широкомасштабная пропагандистская деятельность по распространению террористической идеологии, прежде всего в молодежной среде, направленная на обеспечение поддержки террористов среди части населения и вовлечение в банды новых членов. Нерешенные социально-экономические проблемы облегчают этот процесс.

Фиксируются многочисленные попытки распространения среди верующих-мусульман террористических идей в некоторых мечетях, с помощью печатных изданий и мультимедийных носителей, содержащих экстремистские проповеди. Террористические и экстремистские организации активно используют сеть «Интернет», уже давно ставшую одним из основных каналов распространения идеологии терроризма.

Умение вести информационную, идеологическую, пропагандистскую работу – один из опаснейших аспектов современного терроризма. Его идеологи оперативно адаптируются к меняющейся ситуации, эффективно используют реальные проблемы современного мира, международные и внутренние конфликты и кризисы, ведут активную пропаганду.

Угрозы распространения идеологии радикального исламского фундаментализма в нашей стране нарастает. При этом, как представляется, и в самом исламе не в полной мере срабатывает механизм самозащиты от терроризма и от творимых им идеологических извращений этой религии, чреватых негативными последствиями.

Идеология приоритета региональных, национальных и религиозных ценностей в Республике Башкортостан играет важную роль. Кризис традиционного общества и связанных с ним общепринятых норм и ценностей ведет к появлению своего рода «религий-мутантов», сепаратистских теорий так называемого «национального возрождения», экстремистских религиозных и националистических течений, оправдывающих и даже пропагандирующих терроризм.

Бороться с идеологией лишь репрессивными мерами или мерами воспитательного характера – это таскать воду решетом. Противопоставить этому можно лишь иную идеологию, новый проект.

</div>
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments