gol_olga (gol_olga) wrote in eot_su,
gol_olga
gol_olga
eot_su

Природа и среда: наследственность и воспитание


Приведу краткие тезисы из статьи советского психолога Божович Лидии Ильиничны «Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе». Очень эта работа сейчас актуальна в связи c начавшейся пропагандой отбора детей для индивидуального образования.Насколько мы помним, ведущую роль человеческому отбору придавал Гитлер. Он утверждал необходимость отбора для совершенствования человека, выделяя наиболее ценные в расовом смысле элементы и в области физического здоровья, и в области интеллектуальных способностей для обучения (причем указывал, что в первом случае это легко сделать механически, а во втором случае для отбора необходима повседневная борьба – человек должен доказать, что он достоин быть избранным).

В противоположность нацизму коммунизм провозглашает равенство людей, у идеологов коммунизма нет даже намеков на отбор людей по каким-либо признакам. Маркс утверждал, что «само общество производит человека как человека» и придавал большое значение становлению и изменению человека во времени. В Манифесте коммунистической партии 1848г. коммунизм описан как «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Именно развитие каждого (а не механический и естественный отбор, как это было при нацизме) положен в основу совершенствования человека при коммунизме. И тут встает вопрос о том, насколько такая установка оправдана.

Л.И. Божович (1908–1981) – ученица Л.С Выготского, доктор психологических наук. Она  писала, что, во-первых, врожденные предпосылки задают верхние и нижние границы, внутри которых средовые и социальные условия могут давать очень разные результаты, и эти возможности огромны, хоть и не безграничны.

Во-вторых, влияние врожденных предпосылок в ходе развития ребенка, как правило, становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. Это объясняется тем, что на каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, вступая во взаимоотношения с тем или иным природным задатком, все более и более опосредствуют его влияние. Некоторые генетики утверждают, что количество вариаций, которые может дать одна и та же биологическая предпосылка на каждом новом уровне опосредствования, растет в геометрической прогрессии.

В третьих, имеются научно установленные данные, свидетельствующие о том, что наследственные задатки оказывают тем меньшее влияние, чем сложнее соответствующее психическое образование. В установлении этой закономерности решающую роль сыграл метод изучения близнецов. Оказалось, например, что элементарные формы простой зрительной памяти связаны с генотипическими особенностями ребенка, а ее более высокие, сложные формы (например, формы логической памяти) зависят прежде всего от среды, в которой растет и обучается ребенок. То же самое относится и к другим психическим особенностям: элементарным и сложным формам восприятия, мышления и др.

В четвертых, важно, что любая биологическая предпосылка, относящаяся к высшей нервной деятельности человека, вовлекаясь в процессе развития в образование качественно новых психических структур, сама претерпевает изменения, кристаллизуя в себе влияния человеческой деятельности и социальных условий. Например, мозг по-разному запечатлевает предъявленный человеку материал в зависимости от того, сформировалась ли у него логическая память или же его мнемическая активность находится на уровне механического запоминания.

Так что развитие каждого человека оправдано (среда и воспитание помогут максимизировать заложенные в человеке возможности, помним о геометрической прогрессии!) – каждого, а не только тех, кто хватает звезды с неба. Кстати, разный подход к развитию людей, скорее всего, сказался на результатах противостояния коммунистической и нацистской системы при Великой Отечественной войне. Преимущества коммунистического подхода к формированию человека очевидны. И тут интересно, кто направляет нынешнюю Россию на неприглядный и неэффективный путь совершенствования человека путем отбора. Уж не те ли силы, которым как кость в горле стоит наша Победа в 1945 году? Они прекрасно поняли, что наша точка силы была в массовом качественном образовании, которое будило способности людей.
Tags: коммунизм, образование, фашизм
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment