eot_su


Сообщество «Суть времени» в Livejournal


Previous Entry Поделиться Next Entry
К 72-ой годовщине создания Гимна. Часть 1. Гимны
m3demin wrote in eot_su
Оригинал взят у m3demin в К 72-ой годовщине создания Гимна. Часть 1. Гимны

Гимн есть торжественная песня или мелодия, один из символов государства.


Константин Васильев, "Прощание славянки"

https://yadi.sk/d/V8-8wTXSkTH4E
Прощание славянки (исп. Духовой оркестр Школы НКВД, дирижёр - автор марша В.И. Агапкин)

Есть песни, слыша которые невольно замираешь. Они являются как бы частью тебя самого, той частью, которой ты причастен к Родине, к Отчизне.

Не знаю, как вам, но у меня эти ощущения появляются всегда, когда я слышу звуки «Прощания славянки» (В.И. Агапкин) или «Священной войны» (А.В. Александров - В.И. Лебедев-Кумач).

https://yadi.sk/d/Lytj16l9kTHFu
Священная война (Исп. Краснознамёггый ансамбль песни и пляски Красной армии имени А.В. Александрова)

Это безусловно тоже гимны. Их музыка понятна и близка. Она заставляет чувствовать свою причастность к судьбе народа, помнить о его прошлом, ощущать ответственность за день сегодняшний и строить дорогу к его будущему.

Но всё же гимн один.

И родился он в тяжелое время Великой Отечественной войны. Есть ли конкретная дата рождения? Нет. Поскольку таковыми можно было бы считать несколько эпизодов из истории его создания. Так мелодия была создана вообще в предвоенном 1938 году. Официально гимн был утверждён 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б). Впервые новый гимн прозвучал по всесоюзному радио (по сути - обнародован) в новогоднюю ночь 1 января 1944.

Интересно то, как происходило утверждение гимна. Привожу фрагмент из воспоминаний С. Михалкова:

«Наступил день окончательного утверждения Гимна.
В пустом зале Большого театра сидели оба автора текста Гимна. Это был их последний экзамен. В правительственной ложе - члены правительства и Политбюро.
В исполнении симфонического оркестра Большого театра под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева, военного духового оркестра под управлением генерал-майора С. А. Чернецкого, Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии под управлением А. В. Александрова один за другим звучат для сравнения гимны иностранных держав, исполняется старый русский гимн "Боже, царя храни!", гимн Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна на слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана. Наконец, на музыку "Гимна партии большевиков" звучит отдельный вариант нашего текста с новым припевом. Этот вариант и утверждается правительством
».

http://moscowwriters.ru/TVOR-P/mixal_sv/gimn-istor.htm.

Ну а своеобразное резюме по поводу принятого решения было подведено И.В. Сталиным.

«Сталин (обращаясь ко всем): Мы приняли новый Гимн страны. Это большое событие... Александр Васильевич Александров создал в свое время музыку "Гимна партии большевиков", которая больше всего подошла для Гимна Советского Союза. (Обращаясь к Шостаковичу.) Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать, Гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию.
Это - Гимн могучей страны, в нем отражена мощь государства и вера в нашу победу..».
http://moscowwriters.ru/TVOR-P/mixal_sv/gimn-istor.htm

Гимн действительно смог отразить в себе всю силу великой страны. Страны, сумевшей преодолеть в кратчайшие сроки разруху и голод, последовавшие после гражданской войны, победить безграмотность населения, создать индустриальную мощь. И пусть в конце 1943 до Победы в Великой Отечественной оставалось ещё полтора года, но хребет врага был уже сломан.
И очень интересен тот факт, что при принятии решения по утверждению гимна происходило его сравнение с «Боже, царя храни», хотим мы того, или не хотим, бывшего одним из его предшественников. Можно было бы образно сказать, что новый гимн перенимал эстафету у старого, но это не совсем точно. Ведь страна изменилась коренныи образом. Мне кажется, что этот факт скорее символировал то, что советское государство помнит о своих корнях, и с огромным уважением относится к истории страны.

Нужно сказать, что "Боже, царя храни!" был вообще первым официальным государственным гимном России. История его создания тоже весьма интересна. Она началась в период наполеоновских войн.

«Дабы подчеркнуть единство и согласие членов Священного и Четверного союзов, было предложено ввести в странах-участницах единый Государственный Гимн. Таким гимном был избран Гимн Великобритании. В 1816 году Александр I повелел исполнять в России английский гимн как государственный. Автор - английский поэт и композитор Генри Кэри. Русский текст гимна составил Василий Андреевич Жуковский (В 1815 г. В.А. Жуковский написал стихотворение под названием "Молитва русских", посвященное Александру I.). Его вариант начинается почти теми же, что и у Кэри, словами - "Боже, Царя храни!" С текстом Жуковского "Молитва русских" английский гимн был музыкально-поэтическим государственным символом Российской Империи с 1816 по 1833 год.
Первый официальный гимн Российской империи был создан при императоре Николае I.
Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора номер один - М.И. Глинку. (Существует версия, что был устроен некий негласный конкурс, в котором победил гимн А.Ф. Львова на слова В. А. Жуковского "Молитва русского народа").

Первое публичное исполнение "Молитвы русского народа" состоялось в Москве 11 декабря 1833 г.»
http://olbuz.ucoz.ru/publ/biblioteka/istorija/istorija_gimna/2-1-0-19

https://yadi.sk/d/yNeCFF2mkTK6A
Боже, царя храни! (Хоръ и оркестръ Петроградскаго филармоническаго общества, запись 1915 года)

Что же стало причиной изменения музыки гимна Российской империи? Сейчас об этом можно только догадываться, Сказалось, безусловно, и то, что во времена правления Николая I, постепенно усиливалось развитие национальной культуры Российской империи. Но, скорее всего, основной причиной стала политика. Былого межгосударственного союза уже не существовало, более того, отношения между бывшими союзниками становились всё более антагонистичными, что вылилось к 1954 году в полноценное вооружённое противостояние — Крымскую войну. И сохранение в качестве гимна мелодию, написанную подданным противоборствующего государства, выглядело просто неуместным.

Как выше уже было сказано, выбор в качестве автора музыки гимна Российской империи А.Ф. Львова удивлял многих современников тех событий. Многие полагали, что таковая честь могла принадлежать только самому крупному композитору России того времени — М.И. Глинке. Но выбор императора пал на другого.

Но история полна сюрпризов. И Глинка всё-таки стал автором гимна России. Однако это случилось только более чем через полтора века.
5 ноября 1990 года правительством РСФСР принимается постановление о создании государственного герба, флага и гимна советской республики. Специальная комиссия предложила в качестве гимна «Патриотическую песню» М.И. Глинки. Позже это решение было утверждено 23 ноября 1990-го постановлением Верховного Совета РСФСР. А 11 декабря 1993 года произошло утверждение «Патриотической песни» Глинки указом президента Б.Н. Ельцына, как гимна России. Гимн исполнялся без слов.

https://yadi.sk/d/5t4FVW_FkVQod
"Патриотическая песня" (М.И. Глинка, исполняет образцовый оркестр МО РФ п/у Виктора Афанасьева)

Повторюсь, гимн исполнялся без слов. Но сегодня мало кто помнит или знает, что «Патриотическая песня» должна была обрести свой текст:
«Выдержка из статьи Бориса Владимирова "Неудавшийся гимн: Имя страны - Россия!", опубликованной в «Московской правде» 13(24305) от 23 января 2002 г. И № 14(24306) от 24 января 2002 г.:
В ноябре 1999 года Администрация Президента РФ Ельцина Б.Н., совместно с Министерством культуры РФ, подвела итоги открытого конкурса текстов гимнов на музыку М. Глинки. Приближалось наступление нового юбилейного 2000 года, и правительство решило отметить новогоднюю ночь 31 декабря 1999 года, первым исполнением государственного гимна со словами.
В Министерство культуры РФ поступило несколько тысяч текстов. Отобрано было два варианта из трех, предложенных Хором Красной Армии. Во всех трех говорилось о победе новой форме правления в России - о Президентской Республике. Представлены были комментарии и записи.
Лучшим признали текст "Славься, Россия!". Его Администрация Президента РФ и стала готовить к утверждению государственным гимном РФ в конце декабря 1999 года. Но помешала внезапная и досрочная отставка Президента РФ Б.Н. Ельцина.

«Славься, Россия!»

Славься, славься, родина-Россия!
Сквозь века и грозы ты прошла
И сияет солнце над тобою
И судьба твоя светла.

Над старинным московским Кремлем
Вьется знамя с двуглавым орлом
И звучат священные слова:
Славься, Русь — Отчизна моя!

В гимне патриотически славится родина-Россия. Прекрасный образ сияющего солнца не раз прошел через отечественные гимны. "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы" - гимн СССР. "Для нас все так же будет солнце сиять огнем своих лучей!" - гимн "Интернационал"...
»
http://www.hymn.ru/anthem-russia-1991-proj-slavsya-russia.html

Но, 31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцын сложил с себя президентские полномочия. Временно исполнять обязанности президента стал В.В. Путин. А «Патриотическая песня» так и осталась без слов...
В 2000 году Государственной Думой (8 декабря) и Советом Федерации (20 декабря) Российской Федерации был принят Закон о Государственном гимне, в котором это почётный статус был возвращён музыке А.В. Александрова (Гимн СССР).

Однако вернёмся после такого кратковременного "прыжка" в истории России к хронологическому порядку следования гимнов нашей Родины.
«Боже, царя храни!» оставался символом государства вплоть до 1917 года.

Безусловно, после февральской революции правящая династия навсегда утратила и юридическое, и моральное право на власть в России. Имперский государственный строй был уничтожен. И прежний гимн уже не мог выполнять роль одного из символов государства. Более того, на повестку дня встал вопрос о существовании страны, как таковой. И только Великий Октябрь смог предотвратить распад великого государства.

И после создания на территории бывшей Российской империи нового государственного образования — Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году встал вопрос об утверждении нового гимна. Им стал «Интернационал». Справедливости ради нужно сказать, что фактически он стал гимном РСФСР ещё в 1918 году, когда был исполнен на Всероссийского съезда советов 10 января 1918 г., но юридическое оформление в качестве гимна СССР произошло только через неполных 5 лет, выпавших на тяжелейший период в истории страны — гражданскую войну.

Конечно, просто необходимо привести рассказ и о самой песне.

««Интернационал» (L’Internationale) - международный гимн трудящихся.Слова написаны в июне 1875 в Париже французским поэтом-шансонье, социалистом Эженом Потье , под свежим впечатлением разгрома Коммуны, членом которой он состоял и за которую он дрался до конца на баррикадах. Потье писал «Интернационал» в то время, когда, до бегства в Лондон, ему пришлось скрываться в Париже. Он является обращением к Интернационалу - Международному товариществу рабочих - и в то же время обращением к Интернационалу как будущему человечества. Он без сомнения отражает то огромное идейное влияние, к-рое имел Интернационал – первый камень для фундамента будущего общественного строя - на французских социалистов, а через них и на пролетарскую часть Коммуны. Он отразил те надежды, к-рые связывались уцелевшими пролетарскими бойцами Коммуны с Интернационалом. Сборник стихов Потье «Chants Revolutionnaires» (Революционные песни), выпущенный в Париже его бывшими товарищами по Коммуне в 1887, незадолго до его смерти, был привезен в Лилль и передан организатору местного рабочего музыкально-певческого кружка «Lyre des Ouvriers» (Лира рабочих), рабочему Пьеру Дегейтеру, родом бельгийцу, бывшему солдату франко-прусской войны, сделавшему в 1871 попытку пробраться в Париж, чтобы присоединиться к коммунарам, но захваченному и отправленному немцами на север, где он и остался жить. Дегейтеру сразу бросился в глаза «Интернационал» своим пафосом и ритмом, чрезвычайно подходящим для хоровой революционной песни, в к-рой ощущалась в то время большая потребность. Дегейтер в два дня сочинил музыку (1888). Первое публичное исполнение состоялось в Лилле, на рабочем празднике, 23/VI 1888.

В русском переводе, сделанном впервые А. Я. Коц (напечатан в с.-д. лондонских «Листках жизниИнтернационал, 1902, № 2), «Интернационал» стал распространяться в эпоху предреволюционного нарастания рабочего движения, в первые годы XX века. Своим значением международного пролетарского гимна «Интернационал» обязан заостренности его строф лозунгами, созвучными положениям научной теории рабочего движения, - идее экспроприации экспроприаторов, утверждению классового характера суда и государства и революционно-творческой роли пролетариата. Тезисом «освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих» проникнуты замечательные строки: «Никто не даст нам избавленья - ни бог, ни царь и ни герой! Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой»
».

http://feb-web.ru/FEB/LITENC/ENCYCLOP/le4/le4-5401.htm

Нужно сказать, что «Интернационал» абсолютно точно соответствовал идеологическим и мировоззренческим устремлениям молодого государства, духу и целям грандиозных преобразований в стране в послереволюционный и предвоенный период. Он был любим. его музыка, его слова поддерживали людей и в военных походах, и в трудовых буднях. Хотя будничной ту великую эпоху нашей истории назвать никак нельзя, настоько много грандиозных свершений удалось осуществить гражданам страны Советов.

https://yadi.sk/d/lfEao8YVkTUuW
Интернационал (Хор и оркестр ГАБТ СССР, запись 1035 г.)

Монументальное панно "Интернационал", г. Иркутск

Почему же во время войны возникла необходимость создавать новый гимн?
Обратимся к первоисточникам.
"25 сентября появилось Постановление ЦК ВКП(б) «О Гимне Союза Советских Социалистических Республик», где говорилось:
«Ныне существующий Государственный гимн Советского Союза «Интернационал» не отвечает положению Советского государства, так как он только призывает к борьбе эксплуатируемых, к раскрепощению от насилия и к построению нового мира, то есть говорит о задачах, которые трудящиеся Советского Союза уже решили. И не отражает в своем содержании коренных изменений, происшедших в нашей стране на базе Советов, и не выражает социалистической сущности Советского государства, ввиду чего «Интернационал» остается призывным гимном для трудящихся капиталистических стран, которым еще предстоит борьба за свое освобождение от капиталистического рабства».
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598329

Очень часто можно встретить мнения о наличии и иных причин для замены «Интернационала» новым гимном. Можно перечислить наиболее часто упоминаемые:
«недопустимость», с точки зрения политики, сохранения французского авторства гимна, поскольку коллаборационистское правительство юга Франции фактически сотрудничает с врагом СССР;

«Интернационал», прежде всего, гимн международного пролетарского движения, а в начале 1943 года был распущен Коминтерн, который был центром коммунистического мира;
советскому правительству необходимо налаживать связи с союзниками из капиталистических стран, и наличие гимна, призывающего к насильственному уничтожению капитализма этому явно мешало.
От себя могу добавить ещё одну возможную причину — уже начиная с 30-х годов ВКП(б) фактически осуществляет замену основного целеполагания развития советского государства. На смену лозунга о неизбежности «всемирной пролетарской революции», принесённой трудящимся других стран, в том числе, «на кончиках штыков» приходит в качестве генеральной линии идея «построения социализма в отдельно взятой стране». И для решения этой задачи «Интернационал» был неуместен в качестве гимна.

Но это не более чем гипотезы. И только на правах предположений имеют право на существование. Документального подтверждения пока не найдено.

Тем не менее, решение о необходимости создания нового гимна было принято на самом высшем государственном уровне. И началась работа.

Но об этом я расскажу уже в следующих публикациях.
Часть 2. Конкурс -
http://m3demin.livejournal.com/1154.html
Часть 3. Авторы - http://m3demin.livejournal.com/1307.html



промо eot_su февраль 26, 2015 13:13 43
Разместить за 10 000 жетонов
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…

?

Log in

No account? Create an account