kotbayun (kotbayun1965) wrote in eot_su,
kotbayun
kotbayun1965
eot_su

Самолеты будут падать: ухабистое небо отечественной авиации



Как только в своем предыдущем посте я в очень корректной форме позволил себе высказать сугубо частную точку зрения относительно того, что катастрофа пассажирского самолета А-321 мелкой российской авиакомпании на Синайском полуострове носит не случайный, а системный характер, тут же в моем ЖЖ объявились люди, назвавшие себе специалистами в данной области и заявившие, что до завершения расследования я не имею права делать никаких предположений. Однако позволю себе оспорить высказанные в мой адрес претензии…

В последнем выпуске телепередачи «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 1 ноября 2015 года первая часть (примерно до 55 мин.) была посвящена крушению самолета на Синае. В передаче принимали участие высококлассные специалисты-летчики, прекрасно знакомые как с состоянием отечественной гражданской авиации, в целом, так и с положением дел в авиакомпании «Кагалымавиа» (MetroJet), в частности. В ходе программы прозвучало много довольно «занятной» информации…



В нашей стране сегодня насчитывается около 260 авиапредприятий, подавляющее большинство из которых мелкие. Более 90% всех пассажирских коммерческих авиаперевозок в России выполняют около 900 магистральных самолетов зарубежного производства, причем далеко «не первой свежести», поскольку приобретены они были за рубежом на вторичном рынке. Фактически Россия летает на секонд-ханд самолетах, а отраслевые менеджеры управляют не людьми и не техникой, а денежными потоками.

Хищническая эксплуатация как техники, так и людей приводит к регулярному нарушению как норм охраны труда, так и норм эксплуатации воздушных судов. Ситуация усугубляется тем, что в условиях экономического кризиса и резкого падения курса рубля по отношению к доллару и евро многие авиапредприятия оказались в сложном финансовом положении. В том же «Кагалымавиа» выявлена двухмесячная задолженность по заработной плате. В результате Россия входит в список государств с наибольшим числом несчастных случаев на воздушном транспорте. Как следует из данных крупнейших мировых рейтингов безопасности, риск попасть в катастрофу у пассажиров российских перевозчиков примерно вчетверо выше, чем в мире.

На серьезные проблемы в отечественной авиационной отрасли обратила внимание Общественная палата Российской Федерации. В начале лета 2015 года там прошли общественные слушания по теме «Состояние гражданской авиации страны. Безопасность полетов. Государственное управление и регулирование», в которых приняли участие ведущие эксперты России в области гражданской авиации, члены общественных советов при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, члены Экспертного совета в области гражданской авиации, представители профсоюзов, общественных и ветеранских организаций отрасли, предприятий, организаций и учреждений гражданской авиации, Государственной Думы и Совета Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза транспортников России, Администрации Президента Российской Федерации, а также ряда правительственных ведомств.

Участники слушаний констатировали, что в настоящий момент Российская Федерация не имеет национального гражданского воздушного флота. Было указано также на кризисное финансовое положение авиаперевозчиков. С середины 2014 года темпы роста авиаперевозок стали снижаться, дойдя до нуля к декабрю 2014 года. Интенсивный спад перевозок продолжился и достиг 9% за первые четыре месяца 2015 года. Практически каждая вторая авиакомпания закончила 2014 год с отрицательным финансовым результатом. Убытки от авиатранспортной деятельности в 2014 году в целом по отрасли составляют 22 млрд. рублей (на внутренних воздушных линиях – убыток около 32 млрд. рублей, на международных воздушных линиях – прибыль около 10 млрд. рублей). В связи со спадом перевозок в авиакомпаниях резко уменьшается численность летного и инженерно-технического состава. В 2014–2015 годах сокращено около 1000 высококвалифицированных пилотов, однако при этом введена и действует статья Воздушного кодекса Российской Федерации, разрешающая наем иностранных летчиков.

Участники слушаний подчеркнули, что в условиях введения США и Евросоюзом в отношении России санкций расчет на авиационную технику иностранного производства и пилотов из-за рубежа является стратегической ошибкой государственной политики.

Участники слушаний также высказали тревогу по поводу нестабильного состояние безопасности полетов в отечественной гражданской авиации. В России отсутствует должностное лицо, ответственное за безопасность полетов; не определены целевые уровни и показатели эффективности обеспечения безопасности.



В документе, принятом по результатам слушаний, действующая система управления гражданской авиацией характеризуется весьма нелицеприятно:

«Действующая система государственного управления и регулирования в современных условиях является тормозящим фактором в развитии гражданской авиации. Она не соответствует требованиям руководящих документов ИКАО… Сегодня в российской гражданской авиации одновременно функционирует четыре государственных органа: Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Межгосударственный авиационный комитет и Федеральное агентство воздушного транспорта. Взаимодействие между ними не отлажено, их функции не только четко не разграничены, но и серьёзно ограничены. Ни на одну из вышеназванных структур не возложена государственная ответственность (как этого требует ИКАО) за безопасность полетов. Работа Департамента государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации, не скоординированная с вышеуказанными органами государственного управления, привела к серьезным недостаткам в авиационном законодательстве. Разработка и ввод в действие нормативных правовых актов осуществляются на низком профессиональном уровне, в отрыве от потребностей участников авиатранспортной деятельности».

По результатам общественных слушаний был сформулирован ряд конкретных рекомендаций по усилению безопасности полетов и укреплению положения авиационной отрасли, в целом. Эти рекомендации были направлены в Федеральное Собрание и в правительство России. И если в Государственной Думе рекомендации приняли к сведению и пообещали использовать в ходе работы по совершенствованию профильных законов, то вице-премьер Дворкович разослал этот документ с грифом «Для ознакомления». Если вспомнить, что представители Министерства транспорта Российской федерации без уважительных причин не приняли участия в общественных слушаниях, это всё хорошо характеризует отношение правительственных чиновников к мнению ведущих специалистов и экспертов. И пока такое отношение сохранится, самолеты продолжат падать…

Tags: А-321, Египет, Кагалымавиа, Россия, авиакатастрофа, авиация, кризис
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments