gol_olga (gol_olga) wrote in eot_su,
gol_olga
gol_olga
eot_su

Мысли о целостности и проекте


В Петербурге прошли Дни философии. 30 площадок, на которых в течение четырех дней рассматривались разные темы, в том числе аспекты этики, эстетики, антропологии.

Проблемы, проблемы, проблемы… Философы говорят о конфликтах и противоречиях на разных уровнях и в разных областях человеческой жизни – и на уровне индивидуума, и на уровне общества. Соотношение истины и справедливости, справедливости и рациональности, проблемы многомерности человека, конфликта между совестью и долгом, между применением технологий и этикой, между интеллигенцией и массами, – затронутые темы не могут никого оставить равнодушным. Звучала констатация фактов, результаты исследований, диагностирующих и описывающих проблемы, размышления о текущем положении дел. Радует, что кое-где ставились вопросы «Что делать?». К сожалению, готовых гипотез и предложений на тех площадках, где мне удалось побывать, не прозвучало. Лишь призыв к осмыслению текущей ситуации, в которой находится человечество, и поиску дальнейших путей движения. Может, они прозвучали в других местах? Жаль, что не смогла охватить все.

Я слушала доклады, обсуждения, а в мозгу постоянно крутилась мысль о том, что все эти проблемы и конфликты имеют одну и ту же причину – нарушение целостности человека, причем на разных уровнях: и в области духовных изысканий людей (поиска истины в отрыве от справедливости и красоты), и в области социальной (существование людей, являющихся общественными существами, в атомарном обществе конкуренции – т.е. в отрыве друг от друга), и даже в области бытия отдельно взятого человека (противопоставление телесной и духовной жизни, непонимание отдельным человеком их тесной связи). Восстановить эту целостность! Как? Вопрос интересный.

В последний день Форума, на конференции «Философия и ответственность: утверждение смысла и действия» Алексей Алексеевич Грякалов, руководитель Центра исследований философии современности, поднял интересующий меня вопрос связи знания, этики и эстетики. Знание должно быть ориентировано на этику и, следовательно, на эстетику, так как этика невозможна без развития чувственности, связанной со способностью сострадать, а именно эстетика формирует неагрессивную чувственность. Роль же чувственности в познании известна – она влияет на восприятие событий в целостности, на представление их и воображение человека. Политика также невозможна без эстетики в том смысле, что в отсутствии эстетики она теряет привлекательность, а значит, достижение целей политиков будет проводиться не завоеванием сторонников, а насилием.

Не очень понятно выражение «неагрессивная чувственность». На мой взгляд, чувственность дает определенную энергию, а уж куда эта энергия будет направлена – на агрессию или созидание, зависит от сформированных воспитанием и образом жизни ценностей, т.е. от того, в каком обществе живет человек и от того, какие задачи он перед собой ставит. Еще Макаренко заметил, что отсутствие общих целей вызывает выплескивание энергии трудных подростков в конфликты и агрессию, тогда как наличие цели направляет энергию на решение общих задач. Однако в любом случае выстроенная логическая цепочка связи эстетики с этикой и знанием предельно ясна. Правда, для решения проблем, стоящих перед обществом, мало об этой связи говорить на уровне философских форумов. Нужно, чтобы этой связью руководствовались ученые и специалисты, разрабатывающие программы для подготовки профессионалов во всех областях – от рабочих до учителей.

Алексей Алексеевич говорил еще о том, что современный мир сохраняется объединением людей на основе сопротивления негативным тенденциям – террору, нарушению экологии и т.д., и что неизвестно, возможна ли сборка на основе позитивных смыслов, объединение на основе какого-либо позитивного проекта. Сейчас таковых обществ нет. Задача философов найти силы, которые будут работать, наметить перспективы для проекта.

При обсуждении доклада прозвучало, что договориться со всеми невозможно – субъекты детерминированы воспитанием, воображением. Действительно, опора на конкуренцию при капитализме развивает эгоистические наклонности членов общества и ведет к неизбежному столкновению индивидуальных воль, а значит и к трудностям нахождения общих целей. Неслучайно Карл Поппер, защищая демократию в своей книге «Открытое общество и его враги», рассматривает «открытое общество» в связи с его врагами – необходимость внешней угрозы для подчинения граждан тирану, которую он заявляет обязательным при существовании тирании, в случае  «открытого общества» необходима для сплочения людей.

Конечно же, локальные объединения возможны – это волонтерские движения в различных областях, от помощи в поиске пропавших людей до обмена книгами или дежурств в хосписах. Однако на уровне государства нахождение общих целей в индивидуалистическом обществе проблематично. Именно поэтому, на мой взгляд, для разработки любого положительного проекта необходим поворот к коллективистскому развитию, то есть переход на коммунитарные рельсы. Такой переход вовсе не означает отказ от развития индивидуальностей. И в этом смысле наш советский опыт – богатейшее наследие, которое поможет наметить перспективы. Ведь возможность развития человека в советское время подтверждена техническими достижениями и большим вкладом СССР в мировую науку и культуру. Это пример объединения людей под общий проект строительства коммунизма - общества всеобщего самосознания. А разбор ошибок реализации этого проекта в позитивном ключе (не демонизируя существовавшее государство и идеи, двигавшие людьми, а осуществляя поиск путей исправления ошибок в практической реализации идей) поможет создать новый проект – проект, позволяющий восстановить утраченную целостность, вернуть родовое чувство человека.

У меня еще есть несколько соображений по интересным докладам, которые мне довелось услышать на Форуме. Может быть, чуть позже напишу.
Tags: Проект, СССР, коммунизм, философия
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments