Андрей (andp2027) wrote in eot_su,
Андрей
andp2027
eot_su

Разбор отчета Банка России в Гос. думе



На этой недели произошло важное событие – отчет Банка России перед Гос. Думой за 1 полугодие 2015г. Отчет интересен тем, что в нем в сжатой форме, упрощенно дается информация о том, что было сделано и что будет сделано. Попробуем разобраться по тексту, что реально было сказано в этом небольшом докладе.

«Председатель Банка России Эльвира Набиуллина выступила в Государственной думе РФ с отчетом о реализации плана по устойчивому развитию экономики за первое полугодие 2015 года

Добрый день, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Сергей Евгеньевич!

Я начну с общей оценки текущей ситуации, а потом хочу перейти к более детальному изложению  выполнения плана мер по поддержке финансового сектора, которые Центральный банк предпринимает в этом году.

Текущая ситуация. Российская экономика по-прежнему, к сожалению, находится в отрицательной зоне. Есть отдельные признаки стабилизации, мы ожидаем восстановления роста в 2016 году.»

За этими короткими фразами видно, что ситуация в экономике плачевная, она до сих пор падает, но мы находимся около дна. Так как дно это момент, после которого наступает восстановление, то, по словам Набиулиной, дно мы еще не прошли.

«Инфляция замедляется, наш прогноз на конец года – 12–13%, это определяется нашей умеренно жесткой денежно-кредитной политикой и постепенным исчерпанием эффекта от  снижения курса рубля в конце прошлого и летом текущего года. После последовательного  уменьшения ключевой ставки в течение года на последнем совете директоров мы сохранили ее на уровне 11% годовых, в первую очередь потому, что в августе волатильность на нефтяном рынке привела к колебаниям рубля, которые, в свою очередь, сказались на инфляционных ожиданиях.»

ЦБ говорит, что из-за медленного снижения (весной этого года) и не снижения ( последнее заседание ЦБ) ключевой ставки инфляция будет 12-13%. Так же эффект от резкого обвала курса рубля уже учтен в ценах и дальше не будет на них влиять.
Из-за того, что цены на нефть в августе подвергались сильным колебаниям, курс рубля ослабился. Это дало эффект, что некоторые цены опять начали меняться. Но на текущий момент и этот эффект исчерпал себя. Так же ЦБ называет данное изменение курса основным, из-за чего ключевая ставка не была изменена.

«Наши решения в области денежно-кредитной политики направлены на то, чтобы достичь цели по инфляции 4%, не создавая угроз для экономического развития. По нашему прогнозу, инфляция продолжит достаточно быстро снижаться, к концу 2016 года составит 5,5–6,5%, а к концу 2017 года мы достигнем целевого значения в 4%.»

Тут начались обыкновенные сказки на тему, что инфляция к концу 2017г. будет 4%. Они их постоянно повторяют. Интересно, сами то они в них верят.


Ситуация в банковском секторе.

«Ситуация в банковском секторе. По итогам этого года мы ожидаем прибыль банковского сектора в диапазоне 100–200 млрд рублей (это в 3,5 раза меньше, чем в 2014 году). В текущей ситуации этот невысокий, но положительный результат свидетельствует о том, что банки адаптировались к более сложным условиям ведения бизнеса и могут наращивать кредитование экономики.

Кредитная активность банков восстанавливалась постепенно: в начале года отмечалось снижение кредитования, в дальнейшем – разворот к небольшому росту. При этом ситуация в корпоративном секторе выглядит чуть более устойчивой, но и в рознице началась стабилизация.»

Говорится, что банкам будет тяжело, но они должны сработать с прибылью. Это означает, что финансовая система адаптировалась и пережила непростое время, сохранив стабильность. Сказано, что после запредельной ключевой ставки произошел обвал в кредитовании. Но после того, как ставку снизили, некоторые банки начали выдавать кредиты и их стали брать. При этом, если в рознице люди могут взять кредиты или подождать до лучших времен, то в корпоративном секторе им пришлось перекредитовываться (крупный долг просто невозможно сразу взять и погасить). С учетом снижения финансирования от международных банков, рефинансировались они по любым ставкам, иначе был бы дефолт.

«Прирост кредитов реальному сектору экономики в целом за 9 месяцев составил 7,5% (без учета валютной переоценки - 1,5%).»

С учетом поставленных задач по импортозамещению, прирост по кредитам на 1,5% выглядит как сознательное саботирование данной задачи. Понятно, что перед ЦБ данная цель не стояла, но от этого стране не легче. С таким ростом кредитов и по заоблачным ставкам о каких внутренних инвестициях может идти речь?

«Проблемным остается кредитование МСП, его доступность снижается, а портфель кредитов МСП сократился за восемь месяцев на 4,2%. Нас эта ситуация тревожит, потому что  малый и средний бизнес - это тип заемщиков, которые неохотно кредитуются крупными банками.»

Для малого и среднего бизнеса ситуация была самой непростой. Как правило, у них нет выходов на международные рынки и нет сильной переговорной позиции с банками. Поэтому банки навязывают им свои условия. Им первым подняли ставки по кредитам. Поэтому данный бизнес старается всеми силами снизить расходы и по мере сил погашает дорогие кредиты или старается их не брать. Но это тоже не бесплатное удовольствие. Средства идут прежде всего из инвестиционного фонда. К тому же риски у данных предприятий повышаются, что отражается на том, что банки не хотят их кредитовать, а другие дают только под повышенную ставку.

«Я сегодня чуть более подробно остановлюсь на мерах поддержки МСП, которые мы уже принимаем. В том числе со следующего года мы планируем снизить коэффициент риска по отдельным кредитам МСП со 100 до 75%. Эта мера, как и другие, на наш взгляд, может способствовать улучшению условий для кредитования. Но ситуация сейчас такова, что необходимы системные меры поддержки МСП, которые принимает Правительство, а не только поддержка кредитования в этом сегменте.»

Поясню. Под каждый кредит банк обязан создавать резервы, размер которых зависит от коэффициента риска. Средства в резерве, по сути, мертвые деньги, которые не работают. Резервы банк создает, что бы в случае невыплаты банк продолжал нормально функционировать. ЦБ предлагает снизить необходимые резервы по кредитам для МСП, но он говорит, что это мало чем поможет и к проблеме должно подключиться Правительство. Т.е. они понимают, что дело не в резерве, а в ставках. Значит Правительство и тут их должно субсидировать?

«Кредитование физических лиц с начала года сократилось на 5,0% - с 11,3 до 10,8 трлн рублей. Особенно сильно просел сегмент ранее перегретого необеспеченного потребительского кредитования, но ипотечное кредитование показывает небольшой рост (ипотечный портфель банков вырос на 4,9% с начала года), что является позитивным сигналом. И значимой стала поддержка этого сегмента со стороны Правительства  специальными мерами, специальной программой. Для поддержки ипотечного кредитования мы планируем снизить коэффициент риска в отношении лучших ипотечных ссуд до 35%.»

Размер портфеля по ипотеке вырос, главным образом, из-за стимулирующих программ Правительства. ЦБ планирует тоже этому немного поспособствовать.

«Показатели финансовой стабильности в целом находятся в так называемой зеленой зоне, российская экономика постепенно адаптируется к новым условиям, но, бесспорно, необходимы меры, которые обеспечат переход к устойчивому росту.»

Экономика больше не падает, но чтобы она росла нужны другие меры.


Меры в рамках реализации антикризисного плана

«Теперь подробнее о наших мерах в рамках реализации антикризисного плана. Можно выделить 4 основных типа мер: докапитализация банковского сектора, специальные инструменты рефинансирования, развитие стандартных инструментов рефинансирования и регуляторные изменения для банковского сектора.»

Данные меры необходимы, но главное для развития бизнеса – доступные кредиты. Это может быть только с уменьшением ставки и увеличением объемов кредитования. Данные меры ЦБ этого не предлагают, так как это затрагивает его священную корову «инфляционное таргетирование». Предлагаемые ЦБ меры могут стабилизировать систему или дать очень небольшой экономический рост, но не более.

«Докапитализация банковского сектора. Игорь Иванович уже сказал, для того чтобы эта докапитализация была осуществлена, были необходимы изменения в законодательство, в банковское регулирование, которые инициировал Банк России, в том числе возможность включения в состав источников капитала субординированных займов, привилегированных акций, оплаченных облигациями федерального займа.

Данные по динамике кредитования говорят о том, что программа докапитализации начинает приносить некоторые результаты. Нами проведен экспресс-анализ динамики кредитования по 10 банкам, получившим средства в капитал до августа 2015 года. Среднемесячный темп прироста кредитования по этой группе банков за июль-август составил более 1%, причем по кредитам предприятиям приоритетных отраслей превысил 1,5%. Но пока результаты подводить рано, потому что банки действительно только недавно получили этот капитал.»

Суть докапитализации – увеличить капитал банков. Это помимо дополнительных средств даст увеличение в капитале, а значит улучшит различные показатели, которые должны выполнять банки (ниже будет сказано о некоторых из них). Это будет означать, что банки смогут выдавать больше кредитов. Однако, результаты пока почти не заметны.

«Снижение объема предоставленных кредитов демонстрируют, к сожалению, строительство и деятельность воздушного транспорта – те отрасли, которые характеризуются наибольшей долговой нагрузкой и кредитным риском. И там высока доля просроченной задолженности - соответственно 19 и 24%. Это очень высокие цифры.»

В данных отраслях это просто катастрофа. Что означает такая просрочка? Это значит, что банки должны будут переложить эту нагрузку на другие компании, и ставки для этих отраслей еще сильнее вырастут, так как у банков увеличатся риски. Видим проблемы у застройщиков, СУ-155, Трансаэро и других компаний. Они и создают эти 19 и 24%.

«Это означает, что сложнее всего кредитование будет восстанавливаться в тех отраслях, в которых в предыдущие годы была накоплена максимальная долговая нагрузка. Это требует специального внимания к проблеме плохих долгов, финансовому оздоровлению предприятий реального сектора экономики, включая в необходимых случаях процедуры банкротства.»

ЦБ сказал, что с деньгами в данных отраслях будет все плохо, а часть предприятий придется обанкротить иначе никак. Понятно, что это уже не сфера ответственности ЦБ, а банков и Правительства. Но ЦБ явно ответственен за то, что ставки по кредитам были запредельными, что существенно увеличило расходы компаний в столь не простой период.


«Специализированные инструменты. Я напомню, что у нас есть 4 основных специализированных инструмента, направленных на поддержку кредитования малого и среднего бизнеса, несырьевого экспорта, проектного финансирования и поддержку военной ипотеки.

Действие этих инструментов точечное, но благодаря более длительным срокам по этим инструментам по сравнению со стандартными инструментами и льготным ставкам они позволяют поддерживать приоритетные сектора в экономике.»

Точечное воздействие означает, что эти инструменты имеют очень ограниченные рамки для применения. Как правило, их объемы тоже не велики, а требования серьезны. Поэтому все лимиты и не выбраны, хотя ставки довольно привлекательные при текущих условиях.

«По малому и среднему бизнесу:  кредиты выдаются Центральным банком на срок до 3 лет по льготной ставке 6,5%. Лимит в 50 млрд рублей сейчас выбран на сумму 30 млрд рублей. Кроме того, мы и в стандартных инструментах предприняли некоторое упрощение и берем в залог ссуды не только первой категории качества, но и второй категории качества. Планируем распространить эти условия на индивидуальных предпринимателей.»»

Да, сумма в 30 млрд. руб. особой погоды не сделает, но это хоть что-то. Видно, что бизнес не может удовлетворить все требования по залогу, поэтому и есть еще запас в программе на 20 млрд. руб.

«Дальше о  несырьевом экспорте. Здесь мы предоставляем средства по льготной ставке 9%. Из лимита 50 млрд рублей выбрано  16,5 млрд рублей.

Третий инструмент – рефинансирование инвестиционных проектов. Мы увеличили лимит с 50 до 100 млрд рублей, на сегодняшний день выбрано 35,4 млрд рублей. И хотела бы отметить, что в Центральном банке процедура предоставления кредита упрощена, Банк России перечисляет деньги после получения документов в течение 2 дней. Ставки здесь 9%.»

Совсем мизер для несырьевого сектора и инвестиционных проектов, но лучше, чем ничего.

«Четвертый инструмент – военная ипотека. Первоначальный лимит был 10 млрд рублей, банки его выбрали, мы его увеличили до 30 млрд рублей, фактически сейчас использовано почти 20 млрд рублей.»

Видно, что проблему с жильем для военных постепенно решается. Если предположить размер ипотеки 2,5 млн. руб. для квартиры, то было выдано средств на 8 000 квартир.

«Что касается специализированных инструментов, надо сказать, что в  целом они востребованы, но полностью их эффективность можно будет оценить только после реализации тех проектов, на поддержку которых они были направлены.»

Эти проекты – это залатывание определенных единичных дыр, чтобы совсем все не умерло окончательно.


«Кроме того, нами был введен особый специализированный инструмент валютного рефинансирования для сглаживания пиков выплат по внешнему долгу и поддержания нормального уровня валютной ликвидности. Эти инструменты у нас также не полностью выбраны, лимит 50 млрд долларов. И потребность в связи с улучшением ситуации с валютной ликвидностью уменьшилась: с пика в 36 млрд долларов США сейчас задолженность снизилась до 26 млрд долларов.»

Вот это уже серьезно. Для сравнения 50 млрд. долл. при курсе 62 руб. за долл. это 3 100 млрд. рублей. Сразу видно, на чем ЦБ сконцентрировал внимание. Надо сказать, что эти инструменты сильно помогли бизнесу пережить выплату внешнего долга и не дали курсу улететь до значений 100руб. за доллар и выше. Это одно из немногих за что ЦБ нужно похвалить.

Снижение потребности с 36 до 26 млрд. долларов говорит о том, что компании и банки накопили запас долларовой ликвидности и теперь не нуждаются в ней так остро. Они даже говорят, что брать у ЦБ доллары под 2,5% стало дорого и выплачивают долг по выбранным инструментам.

«Ситуация в целом с ликвидностью банковского сектора продолжала улучшаться. Свободное залоговое обеспечение, которое Банк России при необходимости может использовать для предоставления дополнительной ликвидности банковскому сектору, выросло с 3 до 9 трлн рублей.»

ЦБ расширил список того, что может принимать в залог. И теперь, если системе понадобится ликвидность, у нее есть возможность взять у ЦБ кредит на 9 трлн. руб. (это суммарно сколько все банки смогут дополнительно взять кредитов). Это означает, что пока кризис ликвидности (когда невозможно взять кредит) как в рублях, так и в долларах системе не грозит.

«По стандартным инструментам рефинансирования. Мы расширили Ломбардный список Банка России, а также Перечень Банка России. Принимались решения об увеличении поправочных коэффициентов / снижении дисконтов, применяемых для корректировки стоимости активов, которые берутся в обеспечение по операциям рефинансирования.»

Банк России говорит, что снижены требования для банков к залогу. Теперь можно заложить другие активы. На заложенные активы теперь можно больше получить кредитных средств. Все это значит, что банки смогут больше брать кредитов. В частности из-за этого и увеличился размер свободного залогового обеспечения, о котором говорилось выше.

«И наши регулятивные меры для банковского сектора. В конце прошлого года мы приняли ряд временных регулятивных мер для того, чтобы дать банкам возможность адаптироваться к новым условиям. Эти смягчения временные, потому что их продолжительное применение может привести к негативным эффектам, желанию сокрыть существующие проблемы банков. Поэтому мы часть из этих мер отменили, часть будем отменять 1 января 2016 года. Отменяем их последовательно на основе мониторинга ситуации в банках для того, чтобы переходные периоды были достаточно сбалансированны.»

Банкам были сделаны ряд поблажек, но это временная мера.

«Мы продолжаем совершенствовать и банковское регулирование, внедряем международные стандарты. Но для того, чтобы для банков не было чрезмерной нагрузки по внедрению стандартов Базеля, приняли решение о снижении норматива достаточности совокупного капитала с 10 до 8% и базового капитала с 5 до 4,5%. Все это в соответствии с международными стандартами. И, с точки зрения капитала, таким образом, регуляторные изменения в целом будут нейтральными. И это позволит банкам наращивать кредитование экономики.»

Надо не забывать, что стандарты Базеля 3 еще более жесткие, чем требовал Банк России, а ЦБ планирует их внедрить. Снижение данных показателей говорит о том, что банкам можно держать меньше резервов в ЦБ, а значит, они смогут свободные средства направлять на кредитование экономики или на снижение дорогостоящего финансирования (банки должны привлекать большую часть денег и за это платят). Но это лишь временная мера.

«И в завершение я хотела бы сказать, что мы стараемся достаточно гибко корректировать наши инструменты, что мы делали в течение года, вводим дополнительные меры поддержки там, где они необходимы. Мы стремимся оперативно реагировать и на изменение внешних условий, которые, к сожалению, очень неопределенные и также меняются достаточно часто. При этом стараемся  не допускать искажения механизмов денежно-кредитной политики, излишних послаблений для банковского сектора, которые позволяли бы маскировать проблемы. Наша задача – не маскировать проблемы, но дать банкам и реальному сектору время для того, чтобы научиться вести бизнес в новых условиях.

Мы прогнозируем, что на следующий год ситуация в банковском секторе будет оставаться устойчивой и банки будут постепенно наращивать кредитование экономики, поддерживая таким образом экономический рост.
Спасибо большое за внимание.»

В завершении Набиулина сказала, что политика ЦБ останется примерно такой же. Значит, ждать резкого наращивания кредитов не стоит. А вообще, ЦБ очень сложно, непредсказуемые внешние факторы, которые часто меняются, а система устойчива. Вот такие они молодцы и за всем следят.

Для удобства в следующем посте будут тезисно указаны основные мысли выступления Набиулиной.


Subscribe
promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments