teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Category:

Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14). Часть 2.


Вот читал я длинное интервью, взятое одним неолибералом у другого относительно РПЦ, и все время вспоминал слова Спасителя:

«Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». (Мф. 12:34)

Вообще, вся статья и все интервью сплошная провокация начиная с заголовка: «На борьбу с дьяволом, бесами и падшими духом»
Смешать правду и ложь - это классический прием, которым активно пользуется и автор статьи и приглашенный типа «специалист». Борьба с дьяволом и бесами - это одно и то же. И при этом не входит в сферу рассмотрения Теологии.
Читаем:
«Телеоло́гия (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + λόγος — учение) — онтологическое учение о целесообразности бытия, оперирующее наличием разумной творческой воли (Творца) или исходящее из энтелехии. Ставит перед собой задачу ответить на вопрос «зачем, с какой целью?».

«Энтелехия - в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат»

Другое определение:
«Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία, от греч. θεός — Бог и греч. λόγος — слово, учение, наука) — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания».

Я просмотрел много определений и все они не имеют никакого отношения к предлагаемому в заголовке списку вопросов.

Особняком стоит «падший дух». Что имеется в виду, тем более в этом перечислении - совершенно неясно. Состояние человека, когда он расторгает отношение с Духом в грехе? Психическое состояние депрессии и подавленности, когда говорят: упал духом? Конкретный падший ангел, ставший бесом? Что? А главное зачем? Ведь, как и другие вопросы, вынесенные в заголовок и предложенные нам в качестве объекта исследования Теологией, «падший дух» таковым не является.

Конечно, религия и христианство в том числе не находятся в стороне от всего перечисленного. Но опыт борьбы с духами «злобы поднебесной» не является предметом формализации, как это необходимо для науки. Путь борьбы с ними всегда личностный, хотя он не может быть сугубо индивидуальным. Есть опыт Церкви, отцов, подвижников и святых. Но использование его в личной борьбе со страстями и духами всегда происходит после его адаптации к специфике каждого на пути этой борьбы. Происходит при помощи преуспевших уже на этом поприще и духовников. Грубо говоря, на эту тему нет учебников, а есть лишь описания и рекомендации от тех, кто этим путем прошел и идет.

Журналист и приглашенный «специалист» намеренно и откровенно профанируют рассматриваемый ими вопрос, порою просто занимаются стебом.

«Теология со временем занялась историей церкви, лингвистическим анализом текстов, философией. По сути, теологией занимаются и социологи, которые работают над комплексным осмыслением доктрин».

То есть Теологию сводят к лингвистике и начинают хохмить:

«посмотрите, как богословская терминология проникает на светский уровень. К церковным понятиям апеллируют депутаты и чиновники, говоря о «намоленных кирпичах…
…сколько существует показательных формулировок, которые говорят о культуре церковной иерархии: «недостойный послушник вашего Высокого Преподобия», «ваш смиренный послушник» или «раб божий». За этими слащавыми оборотами стоят неприглядные реальные вещи: преимущества руководства над мирянами или ограничение участия прихожан в церковной жизни».

Последнее, кстати, уже больше чем просто «решили поулыбаться» на заданную тему. Приведенные в качестве «убийственных» аргументов принятые формы обращений не несут ничего другого, кроме как дань традиции и приверженность добродетели смирения. Точно так же о себе может заявить любой иерарх церкви, вслед за апостолом Павлом:

«Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».
(1 Тим. 1: 15)


Каждый священник, выходящий из алтаря с Чашей, вне зависимости от сана и личного духовного преуспеяния говорит слова молитвы свт. Иоанна Златоустого:

«Верую Господи и вслух произношу, что Ты действительно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый».

Потому что перед Богом - все грешны. Не понимать все сказанное можно только вообще не разбираясь в обсуждаемой теме, или намеренно передергивая. Я думаю, что в нашем случае мы имеем и то и другое.

Оцените еще один пассаж. Возражая на вечное опасение сращивания власти и Церкви типа «специалист» из ВШЭ приводит в пример Запад где «теология давно существует как независимая университетская наука». Казалось бы ну вот конструктивный разговор. Но далее следует вдруг: «мы так демонизируем Украину, а там ведь наука теология уже в течение нескольких лет существует, и никого это не возмущает. Более того, там теология даже признана отраслью науки, а не только в качестве направления, как у нас. На Украине, несмотря на информацию, которую обрушивает на нас пропаганда, степень религиозной свободы и доверия намного выше». .

То есть нас ставят перед выбором, принятие того, что признано на Западе, с которым сейчас Россия жестко противостоит во многих вопросах, в том числе и в мировоззренческих. И отсылка к опыту противника - это по существу удар по обсуждаемому предмету. А для верности закрепления этого ложного выбора доцент ВШЭ подсовывает опыт Украины за последние несколько лет. При этом еще говорит о некой «демонизации», как бы говоря, вы принимаете то, что сами же отрицаете у других. И тут или принимай вместе со снятием «демонизации», или отвергай и тогда лишь демонизируй. Но это же ложный посыл, с какой стороны его ни рассматривай.

Дальше следует привычная для ВШЭ ложь. Начав с невиданных религиозных свобод на Украине (пусть расскажут это настоятелям храмов РПЦ МП, захваченных униатами и раскольниками из т.н. «киевского патриархата»), доцент ВШЭ бросает камень в адрес советской науки:

«Опасность клерикализации науки, конечно же, есть. Церковь действительно может воздействовать на ее представления. Но богословие 70 лет находилось под гнетом, в то время как светская наука, несмотря на ограничения, развивалась в советское время».

Я думаю, сказать такое мог только полный идиот, не видящий разницы между достижениями это якобы «вяло развивающейся» советской наукой и тем, что есть у нас сейчас, благодаря, в том числе, и ВШЭ.

Далее идет сплошная идеология, для чего, видимо, и нужен был типа «специалист» из ВШЭ.

Пост получился длинным и потому продолжение завтра.




Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments