rjadovoj_rus (rjadovoj_rus) wrote in eot_su,
rjadovoj_rus
rjadovoj_rus
eot_su

О культуре в СССР и гуманитарной составляющей развития советского общества

На размышления навел товарищ (andreybersenev ) постом «О недостатках марксизма. Классовая борьба и культурная экспансия».

Культура господствовавшего в РИ класса (дворянства), которую большевики дали народу, преподавая её в школах и ВУЗах,



 оказала двойственное влияние на победивших его представителей низших классов.

В одной стороны, она сделала людей намного более образованными, позволила стране сделать гигантский технический скачок (индустриализация), привлечь к активному участию в строительстве государства миллионов новых людей.

С другой стороны, детально знакомя их с отношениями в РИ (и, естественно, не давая реальной культурной альтернативы по причине её отсутствия), она приучала людей к безальтернативной, как бы естественной, существовавшей в то время, парадигме отношений «господин – раб». И поневоле заставляла в ней выбирать для себя тип поведения (психологически отождествлять себя со словом) «господин».

Советские люди в 60-е и более поздние годы не чувствовали себя культурно иными, чем дореволюционные или, позже, западные люди (люди уже не дворянского типа, а буржуазного, также резко разделенного в социальном плане, но создавшего свою культуру, масс-культуру). Просуществовав много лет, СССР не создал своих, принципиального других (по отношению к дворянской или буржуазной культурам), уникальных, образцов культуры. Все несомненные успехи в, я бы сказал, прикладном культурном развитии СССР, были развитием гуманистической части, но все же дореволюционной, дворянской, культуры.

Сворачивание поисков новой культуры, культуры пролетариата, которую пытались создавать в 20-е годы (Пролеткульт и так далее),



обернулось через пару поколений возвращением общества к отношениям дореволюционной России и отношениям в западном обществе, где тоже господствуют отношения «раб – господин», только по имущественному признаку.

Поколение, воспитанное сразу после революции и в революционном духе, к сожалению, в большинстве погибшее в ВОВ, было таковым потому, что воспитывалось непосредственно теми людьми, которые готовили и делали революцию. Которые личным примером показывали образцы особой культуры человеческих отношений и быта. И которые тоже, в значительной части, погибли в ВОВ.

По понятным причинам эти люди практически не оставили после себя материальных культурных произведений в виде музыки, литературы и так далее и так далее. Всё, что мы от них получили - мемуары и воспоминания.

Поэтому у многих детей, родившихся после ВОВ, просто физически не было воспитателей, которые могли бы передать им Огненный дух революции. Отсюда разброд и шатания так называемых интеллигентов - шестидесятников, их лирика неуверенной личности, и их почти полный переход в стан антисоветчиков.

Отсюда и нарастающая по мере течения времени безнравственность, черствость и равнодушие к людям у многих партийных и советских функционеров.

Отсутствие пролетарской культуры, а также усиление отношения к человеку, как техническому винтику общества (благодатная почва для безликой бюрократии), усиление технической и технологической составляющей (очевидно необходимой в горячих и холодной войнах 20 века), привело к ослаблению морально-нравственного фактора в воспитании людей и чрезмерной рационализации поведения.

Что также впоследствии облегчило переход общества на денежную (счетно-торговую) основу.

Не дооформив победу революции в культурной, нравственной, гуманитарной сфере созданием новой культуры, СССР получил по прошествии какого-то времени откат к отношениям, показанным в произведениях старой, дореволюционной культуры. К отношениям "господин – раб".

Очень многие в 80-е годы захотели быть господами. Ну и что, по прошествии 25 лет после развала СССР многие ли чувствуют себя сейчас господами в реальном смысле этого слова?


Добавить в друзья: | ЖЖ | твиттер | фейсбук | ВК | одноклассники |

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments