julia519973 (julia519973) wrote in eot_su,
julia519973
julia519973
eot_su

Дискуссия об образовании

3 октября в Иркутске состоялось заседание дискуссионного клуба "Красная весна". Тема - "Современное образование: мнение общества". Вначале было представлено два доклада. Михаил Ермаков ознакомил присутствующих с результатами опроса АКСИО-6. Об этих результатах написано немало статей с таблицами и диаграммами, поэтому нет необходимости повторяться. Татьяна Раджабова осветила некоторые моменты второго съезда РВС, заострила внимание на темах нескольких докладов.

После представления докладов началась свободная дискуссия о проблемах образования. Все мы - родители, чьи-то дети уже отучились, чьи-то ещё учатся или посещают детсад. Татьяна Раджабова отметила, что если в отношении ювенальной угрозы граждане были активными, понимая, что ЮЮ может постучаться в каждый дом, то по вопросам, связанным с реформами образования, активность меньше. Возможно, это объясняется тем, что последствия внедрения ЮЮ заметны "здесь и сейчас", а последствия реформ образования начнут сказываться позже - пройдёт несколько лет.

Какие же проблемы образования актуальны на данный момент? В основном говорилось о качестве учебников и школьных программ. Происходит одновременное упрощение и усложнение процесса. С одной стороны - учебники всё больше становятся похожи на комиксы, картинки преобладают над текстом, а с другой стороны - тексты написаны неудобоваримым языком. Определения понятий даются запутанно, растянуто. Далее - отсутствие трудового воспитания. Уроки труда в школах сохранились, но слово "труд" как будто попало под негласный запрет - теперь данный предмет называется "технология". В некоторых учебных заведениях (особенно гимназиях и лицеях) в расписание вводятся дополнительные предметы, например, танцы, но при этом сокращаются часы преподавания базовых предметов. В детских садах также вводят новый стандарт, по которому надо просто наблюдать за детьми, выявляя из склонности и позволять им заниматься согласно таковым. Привычные занятия рисованием, лепкой, конструированием и т.д. отменяются. Очевидно, что взамен знание-ориентированному подходу проталкивается личностно-ориентированный, "я-концепция". К чему это приведёт - догадаться нетрудно.

Также обсуждалась проблема ранней специализации. В старших классах средних школ уже давно присутствует деление на гуманитарные и математические классы. В гимназиях и лицеях такое разделение начинается с перехода на среднюю ступень - с V класса. Министр образования призывает идти дальше - начинать с 11-12 лет обучение рабочим специальностям. Здесь тоже есть свои подводные камни. Например, если школьник с малых лет освоит ту или иную профессию, то нет никакой гарантии, что она будет востребована всегда. Возможности же для переквалификации может и не быть. Ранняя специализация по природе своей очень узка, уклон в изучение одних предметов неизбежно произойдёт за счёт сокращения других. Среднее образование станет отрывочным, выпускник школы просто не будет иметь целостных базовых представлений об окружающем мире. Более того, подростки часто сами не знают, чем именно им хотелось бы заниматься, их заявления о выборе той или иной профессии зачастую продиктованы мимолётными эмоциями или впечатлениями. Только к концу переходного возраста они более-менее начинают понимать, чего именно они хотят и что могут.

Весьма интересную точку зрения изложил на данном заседании Дмитрий Беляш. По его мнению, деление наук на гуманитарные, естественные и технические искусственно. В этом что-то есть. Да, одни с лёгкостью решают сложные математические задачи, но не в состоянии написать грамотный текст (не только с точки зрения орфографии и пунктуации), а другие искусны в выражении мыслей в устной и письменной форме, способны овладеть несколькими иностранными языками, но путаются в цифрах и формулах. У подобного разделения ноги опять же растут из школьных программ. Если в былые времена авторами учебников были учителя-методисты, знающие и свой предмет, и что такое дети, умеющие изложить материал так, что он был понятен учащимся, то в 70-е годы ситуация изменилась. Написание учебников возложили на академиков. Несомненно, авторы знали свой предмет, но они всё же были оторваны от школьной практики. Стиль учебников сменился, появились сложные формулировки, непонятные детям. Но в советское время ещё сохранялась преемственность между программами начальных, средних и старших классов. В постсоветское время преемственность начала теряться.

В целом оказалось, что участники заседания придерживаются тех же позиций, что и граждане, участвовавшие в опросе АКСИО-6. Участники дискуссии согласились, что сейчас важно вести разъяснительную работу среди окружающих - таких же родителей.
Tags: образование
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments