Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Category:

Франко Дзеффирелли. "Гамлет" (1990)

Размышляя какого Гамлета в этот раз посмотреть, выбирал между классикой, во всех отношениях, и неоклассикой, в лучшем смысле этого слова. По крайней мере так мне на тот момент казалось. Дзеффирелли против Браны. Четыре часа против двух. Безумный Макс против Шекспира...


Я поставил на Безумного Макса и проиграл:



"Гамлет" Дзеффирелли оставил странное впечатление. Не тронул совсем. Словно глянцевый журнал полистал: качественно, ярко, цитаты из классика и ... пустота. По своему, это даже талантливо, это как в домашних условиях приготовить доширак из натуральных ингредиентов. Посмотрел историю фильма - он собрал хорошую кассу, критики, в целом, одобрили, поклонницы Гибсона были в восторге.


А смотреть скучно.

Повествование рваное, кто не читал, тому понять отчего с «Гамлетом» все так "носятся", будет сложно. Словно из пьесы экшен оставили, а всякие там «размышления» изъяли, вынужденно сохранив лишь «знаковые» монологи, которые, правда, на фоне экшена смотрятся словно рассуждения Кончаловского об упадке культуры после просмотра его "Щелкунчика". Вот вроде говорит много, правильно и “глубоко”, но как-то в реальной жизни одно с другим не уживается. Либо “Гламур”, либо культура, либо снимать “Щелкунчик”, либо упадок нравов обличать. А иначе даже Шекспир превращается в: “Слова, слова, слова... “

Гибсон - Гамлет?

Результат похож на экранизацию комикса:


И если Гамлет в комиксе - это для вас нормально, то и фильм понравится. Обратное - верно.

Мэл Гибсон и встреча с Призраком:


Размышления о мести и сомнения:










Ну и, в целом, много странного в образах героев.

Офелия?


Ее часто ругают в критике. Она, и правда, довольно необычно выглядит. Только, мне кажется, это вопрос не к актрисе, а к режиссеру. Хелена Картер хорошо сыграла несчастную девочку:


Правда, не очень понятно отчего сошедшую с ума.


Её Офелия чудная, немного забитая:


Простоватая:


Неустроенная и несчастная:


Создается впечатление, что любить она не может. То ли от того, что не знает как, то ли просто не способна:


Природное в ней временами кажется сильнее человеческого:


И одновременно она выглядит украдкой “считающей варианты”:






Возможно ее безумие как раз и объясняется конфликтом человеческого и природного, но по фильму складывается впечатление, что она становится безумной только от того, что у Шекспира так. А других причин, без знания оригинала, вроде как и нет. Внешне подобный типаж скорее ожидаешь увидеть в фильме ужасов, вроде “Ребёнок Розмари” или вариаций “Омэна”, но не как Офелию из “Гамлета”:


Что же до “жизни”, то регулярно наблюдаю таких “Офелий”, их много в больших городах. И они и правда сходят с ума, но не так:


Безумие безумию ведь тоже рознь. Вариант, показанный в фильме, сыгран, как мне показалось, даже излишне натуралистично. При просмотре создается впечатление, что и окружающим Картер актерам от такой игры становится не по себе:

Но при чем тут “Гамлет” и Шекспир?

Гертруда?

Вроде все в ней хорошо, но не трогает (подробнее о Гертруде можно прочесть в посте о костюмах):


В фильме, почти как в "Бумере", - никого не жалко, даже Офелию. Убили Гамлета, ну и фиг сним... Клавдий, Лаэрт:


Горацио... Словно колумнисты из журнала Сноб. Даже раздражение, и то не всегда могут вызвать. Скорее ощущение неловкости когда замечаешь их присутствие. Вот что офигительно в фильме - так это костюмы, но если вы не фанат вопроса, то стоит ли смотреть “Гамлета” только ради этого? Подробнее о костюмах, кому тема интересна, рекомендую почитать отдельно. Оно того стоит.

В общем, действие происходит как-то отстраненно от зрителя, словно в аквариуме. Отчего и трогает, на мой взгляд, не больше, чем наблюдение за жизнью рыб. Дзеффирелли похож на талантливого иллюстратора, который оформил книгу не читая ее целиком. Единственная зацепившая актерская работа - это призрак отца Гамлета в исполнении Скофилда.


Вот это - да, и сыграно, и трогает, и веришь:


Что, впрочем, и не удивительно:


Так стоит ли смотреть вообще? Если бы меня просили рекомендовать какого “Гамлета” смотреть, то этого бы точно не порекомендовал. Мне фильм Дзеффирелли напомнил “Макбета” Полански. Все по отдельности вроде как у Шекспира, а в целом выходит что-то сильно иное. Хотя Полански все же цепляет, хоть и инфернальностью. "Гамлет" же - обезжиренный, без сахара, но с усиленным вкусом продукт, приятного цвета и в модной упаковке, обеспечивающей долгий срок хранения. Кому-то такое нравится, мне - нет.

Tags: Культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments