teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Церковь. Снова пауза и разговор о форме, а не о содержании


Как можно считать свой народ, своих братьев во Христе не способными к различению добра и зла, чести и нечестия? Я дерзну сказать, что подобная позиция противоречит самой сути понятия Церкви и сущности этого явления.

«Самодержцу Титу Элию Адриану, Антонину Благочестивому, кесарю Августу сыну Вериссиму, философу; Луцию, родному сыну кесаря философа и усыновленному Благочестивым, любителю просвещения, к священному сенату и ко всему народу римскому обращается с прошением за людей, несправедливо всеми народами ненавидимых и обижаемых, Иустин, сын Приска, сына Вакхия, уроженец Флавия Неаполя в Палестинской Сирии, один из этих людей»

Это послание написано мучеником Иустином Философом. Оно адресовано римскому императору Антонию Пию.

«Антонин Пий, — римский император, правивший c 10 июля 138 по 7 марта 161 года.
В отличие от своих двух предшественников, Траяна и Адриана, Антонин Пий был глубоко религиозным человеком и поклонялся только исконно римским богам. Однако, несмотря на это, император практически не преследовал христиан, но и не отменил запрета на их организацию…
Антонин старался начать религиозное возрождение, которое было бы направлено на возвращение старого республиканского духа почтения к богам греческой и римской мифологии.
Во времена Антонина преследования проводились в Ахайе, где был убит епископ Афинский Публий. На эпоху его правления приходится мученичество трёх христиан — Птолемея и двух мирян, носивших одинаковое имя Лукий
».

То есть гонимая и преследуемая Церковь считала возможным и необходимым иметь общение с гонителями и язычниками, если оно может послужить для блага Церкви. Насколько я помню это не единственное письменное свидетельство подобного рода.

После размещения прошлого поста я снова столкнулся с позицией, согласно которой нет смысла искать следы истины в деятельности РПЦ МП советского и постсоветского периода истории России. Снова звучат обвинения, вешаются ярлыки и тому подобное. А может ли понятие греха быть распространено на церковь вообще? Ведь именно это делают авторы указанных обвинений.

Возникает вопрос: кто может выступить в роли обвинителя? Кто дерзнет взять на себя эту роль? Собор. Но его не было. И потому оппоненты митрополита Сергия писали следующее:
«Поэтому дело не в «авторитете» собора и не в том, что ересь «анафематствована» , а просто в верности св. Православному учению и всем «соборам и святым отцам».

То есть судией должен выступать просто здравый смысл и рассуждение кого-то авторитетного в Церкви. Хорошо. Стало быть, мы должны опираться на мнение церковных авторитетов, а это в первую очередь старцы. Но читаем дальше:

«Нелишне заметить, что за последнее время развелось слишком много «старцев»...»

Более того, оппонентами были отметены позиции многих почитаемых на тот момент подвижников:

«Незадолго до кончины о. Нектария его спросили: «Давать ли знать в Козельск (где живут оптинские иноки) в случае его смерти?» - «Не надо», - ответил старец. - «Не послать ли за о. Дионисием (духовник старца)?» - «Не надо. Козельск стал на ложный путь».

«Вопрос: А как вы смотрите на путь … о. Сергия Мечева и иже с ними, которые …ограничиваются отвержением указа о помиловании митрополита Сергия и властей?
Ответ: Эти люди занесли ногу через порог «блудилища», устроенного м. Сергием и его Синодом, но не имеют сил выйти из него
».

Тут надо пояснить, что упоминаемый о. Сергий сын святого Алексия Мечева. Был репрессирован, отбыл наказание и позже принял мученическую смерть в 1942 году.

Тогда кто же остается? На чей авторитет можно сослаться обличителям сергианства в своих обвинениях? Замете, я пока не касаюсь сути обвинений, а просто разбираюсь с соблюдением хотя бы формальных правил аргументации позиции. Остаются только исповедники и мученики, но и тут не все так просто для обвинителей. Будущий свмч. Сергий (Мечев), как мы видим, не совсем на их стороне. Среди подписантов «Декларации» 1927 года также присутствуют иерархи, позднее подвергнутые репрессиям и расстрелянные. Да и т.н. «соловецкий синод», состоящий из иерархов, репрессированных на момент местоблюстительства митрополита Сергия, во многом поддерживал его. И потому: читаем дальше:

«Есть исповедники - и исповедники. Это во-первых. Во-вторых, есть исповедники на севере, юге и в центре России, которые с нами…».

Вот это «во-вторых», очень примечательная фраза. Люди явно ищут опоры для своей позиции. Выше читаем «Два старейших за нас». Понимаете в чем дело? За «нас», а не за истину. Все сводиться к обыкновенному спору, а не служению Истине? И потому совершенно неудивительно когда, читая эту полемику, встречаешься со следующими оборотами:

«История Церкви начинается с непослушания Апостолов первосвященникам…» То есть авторы сих слов сравнивают себя с Апостолами.

Более того они дерзают возвысить свой голос до высоты Божьего:
«Вопрос: чего вы требуете от м. Сергия?
Ответ: Ангелу Сардийской Церкви напиши: так говорит имеющий семь Духов Божиих…

Вопрос: чего же вы ожидаете в будущем?
«Ответ: И Ангелу Филадельфийской Церкви напиши»

Я понимаю, что в трагической ситуации гонений на Церковь, восхождения на высоту исповедничества и мученичества многих ее верных чад, среди которых были и т.н. сергиане, переход на образный язык апокалипсиса возможен. Но ведь все-таки есть разница в таком переходе и приравнивания своей позиции к Божьей. Этой «пышностью» и страстностью слога проникнута полемика с сергианами.

«Из письма клирика: «в Декларации м. Сергия и его Синода.
Я вижу в ней принесение предстоятелями Церкви, от лица Церкви, «словесной жертвы» антихристу»

«Но преступление м. Сергия заключается не в одних канонических правонарушенияхоно касается самого существа Церквив своей Декларации м. Сергий как бы исповедал, а в делах осуществляет беззаконное слияние Божьего и кесарева, или, лучше, Христова с антихристовым…»

Я по-прежнему пока не касаюсь сути обвинений. Я лишь указываю на форму ведения полемики. Она проникнута попыткой перенести разговор или проповедь в сферу эмоционального, порою даже спекуляцией на этой почве, как мы видели с отсылками к Откровению апостола Иоанна Богослова. Что это лично мне говорит с точки зрения формы, а не сути?

И тут я сталкиваюсь с тем, что и заставляло меня до этого высказывать нежелание разбираться с РПЦЗ и оппонентами «сергиан» внутри страны. Убежден, что многие из них искренне хотели служить Истине, то есть Богу. Я не знаю о том, как судить о них и их поступках. Потому как только Сама Истина, Бог может судить их: «Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим. 12:19)

В прошлый раз я писал о делении на временное и вечное. Сегодня мы касаемся еще одного аспекта Тайны Церкви - соединении явленного и сокровенного. Только Бог читает сердца и может знать намерения, порывы души и видеть в этом всем греховность или святость. Да и сами оппонирующие м. Сергию, как мне кажется, понимали это: «Дело наше в развитии, и время покажет, кто с кем будет впоследствии». И что показал ход Истории? Умалился ли Христос в РПЦ в 20 веке? Не дала ли эта лоза Его виноградника своих плодов?

Вот о чем я хотел еще сказать в этом затянувшемся отступлении. Материалы, которые я цитирую, мне были даны одним из моих оппонентов. Я очень рад этому знакомству, так как вижу в нем человека искреннего и, более того, разделяющего многое в моей социальной позиции. Но одно меня покоробило в переписке с ним. Это деление земной части Тела Христова (Церкви), прихожан на сведущих и потому по его логике обязанных осуждать «сергинаство» и простаков, которым не дано знать. Обычно такое деление возникает в разговоре как раз о плодоносности лозы РПЦ. Это деление было заложено еще в те тридцатые годы в ходе выше обозначенной полемики:

«К 1934г. митр. Кирилл уже пересматривает свое отношение к сергианской церкви МП и пишеттаинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещенными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви»

В этом мне слышится та же беда, которая и привела к стремительной секуляризации общества в синодальный период истории Церкви. Есть носители эзотерического знания (антисергиане), своего рода «аристократы» и «чернь», в своей «простоте» способная только участвовать в обрядах. Я не утверждаю, что говорилось буквально это, но что-то очень близкое.

Такой подход я категорически не приемлю. Как можно считать свой народ, своих братьев во Христе не способными к различению добра и зла, чести и нечестия? И еще я дерзну сказать, что подобная позиция противоречит самой сути понятия Церкви и сущности этого явления.

Выше я привел слова антисергиан, что дело «касается самого существа Церкви». Я предлагаю вернуться к начатому разговору об этом.




Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment