teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Вера. Надежда. Любовь.


В нашей семье  три дочери. Каковы будут их жизненные пути, знает только Бог. Ни одна из них не носит имени святых мучениц, чьих молитв к Богу мы  просим. Но мы очень надеюсь, что «сии три: вера, надежда, любовь» пребудут с ними всегда. Потому как человеку без них невозможно.

Вчера православные почтили память мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. Каждое имя символизирует важнейшее понятие человеческого существа. Если кто не в курсе, то София - это премудрость Божия.

Все мы помним слова апостола Павла, которые иногда называются гимном любви (1Кор. 13:1-8)
За ними следует продолжение:

« Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». (1Кор. 13:9-13)

Апостол после воспевания любви - вершины совершенства и богоподобия в Человеке - предлагает нам устремиться мысленным взором в будущее Небесное Отечество. Но чтобы быть способным увидеть Его, человек должен взойти на определенную высоту. Эта высота и есть норма, апостол сравнивает достижение этого состояния с вырастанием из младенчества.
Но, даже достигнув этой высоты, подобно самому апостолу, человек не в силах еще вместить в себе картину совершенства Божьего. Потому что там наступает иное существование, иная Жизнь, иное ее восприятие. Описывая свой мистический опыт, Павел говорит:

«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». (2Кор. 12:2-4)

Нельзя пересказать, потому что в опыте падшего человека нет тех образов, которыми можно описать увиденное святым мужем. Этот опыт даже не позволяет понять, что с ним произошло и как он был восхищен. Это мог бы рассказать Адам, для которого до его отпадения от Бога все описываемое Павлом было нормой. О разнице между той нормой и изнью мы можем судить по тому плачу нашего праотца перед закрытыми вратами Рая. Я не так давно писал о дивном святом прп. Силуане. В его записях есть такое место:

«Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг не имел ко мне доступа; а теперь злой дух взял власть надо мною, и колеблет, и томит душу мою, и потому скучает душа моя о Господе даже до-смерти, и рвется дух мой к Богу, и ничто на земле не веселит меня, и ничем не хочет душа моя утешиться, но снова хочет видеть Его и насытиться Им. Не могу забыть Его ни на минуту, и томится душа моя по Нему, и от множества скорби стоном плачу я: «помилуй мя, Боже, падшее создание Твое».
Так рыдал Адам, и слезы лились по лицу его на грудь и землю, и вся пустыня слушала стоны его; звери и птицы замолкали в печали; а Адам рыдал, ибо за грех его все потеряли мир и любовь».

Конечно же, преподобный старец описывал минуты своей богооставленности, которые наступали у него самого после вкушения Божьей благодати.

Потому святые мужи и шли на невероятные подвиги. Они могут показаться кому-то странными или страшными. Но для них потеря этого состояния, когда Тот Небесный мир, о котором говорит ап. Павел, о котором рыдает прп. Силуан, приносила совершенно иного уровня страдания и мучение, нежели земные и физические. На них можно идти только опытно зная о Небе, пусть даже гадательно и как сквозь тусклое стекло, увидев Его и испытав на себе даже отчасти состояние Совершенства в Богообщении.

Только это знание и могло питать силами мучеников, когда их истязали всевозможными способами «цивилизованные» язычники Рима. Об этом же пишет апостол:

«Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше…» (Фил. 1:21-23)

И только этим можно объяснить выбор смерти мученицами, память которым мы чтим. И выбор тяжелейшей ноши видения мучений своих детей, который сделала мать их София.

Для нашей семьи этот день памятен и тем, что пять лет назад мы крестили свою третью дочь. Крестили вместе с друзьями, чья дочка София родилась на неделю раньше нашей. Для совершения обряда мы поехали к духовнику семьи друзей почти под самую Дубну. Ранее утро, похожее на вчерашнее, когда сквозь тяжелые облака пробивалось солнце. Старый храм на поросшем соснами высоком обрыве. Кроме нас и совершающих обряд никого. Старец архимандрит, читающий положенные молитвы и ему сослужащий отец дьякон. Дети посапывают на руках у крестных восприемниц, Софу держит моя жена, нашу дочь - мать Софы. При окунании в купель обе девочки не заплакали, а Софа даже рассмеялась.

У друзей с именем небесного покровителя все было ясно. Когда речь зашла о нашей Леночке, произошел казус. Мы, давая имя дочери, ориентировались на благоверную царицу сербскую Елену. Но отец диакон, отрезал - в честь равноапостольной Елены, матери императора Константина. Мы сперва смутились и обратились к старцу. Но, увидев с каким смирением он отнесся к этому «самоуправству» своего диакона (тоже седого старика), приняли это, стараясь подражать послушанию батюшки.

Это день еще близок нам и тем, что в нашей семье тоже три дочери. Каковы будут их жизненные пути, знает только Бог. Ни одна из них не носит имени святых мучениц, чьих молитв к Богу мы просим. Но мы очень надеемся что «сии три: вера, надежда, любовь» пребудут с ними всегда. Потому как человеку без них невозможно.

Торжествует Церковь первородных,
и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся,
яже яко мудрости тезоименитая
тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи.
Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову,
с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще:
Троицы поборницы,
Веро, Любве и Надеждо
в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments