teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Category:

Метафизика Лермонтова 6. «Как власть имущий…»

Это уже восьмой текст, посвященный личности и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Начиная, я не думал, что это так затянется. Как мне кажется, сказанного ранее уже достаточно, чтобы понять если не его с самого, то мое отношение к нему. А на большее я и не претендовал самого начала. Я описал ту точку, с которой я всматриваюсь в этого человека и его великое наследие. Можно сказать ракурс восприятия.

Космизм, причем не астрономический, а историософский и антропологический. Любовь, как взыскание Высшего и идеального отношения с людьми. Несение дара, как миссия, принятие всех терний этого пути, вплоть до одиночества и смерти. Неразрывность души от всего мира и соответственно истории всего человечества и своего Отечества.

По ходу своих размышлений я предложил поговорить потом и отдельно о некоторых темах. Среди них: отношение Лермонтова к смерти; отношение Человека с Богом и патриотизм в понимании Лермонтова. Итого еще три текста. Это снова много. Поэтому я решил сделать небольшую передышку. И сегодня поговорить о чем-то, что не вошло в обозначенные направления будущих размышлений, и не было проговорено ранее.

Л.Н. Толстой - великий русский писатель, к творчеству которого я отношусь сложно, выделяя в нем этапы и произведения, которые я, как христианин и человек принимаю, а другие категорически нет. Но не признать его величие и значимость для русской культуры - было бы просто безумием или проявлением очень большой «оригинальности». И потому слова, сказанные им о Лермонтове, важны сами по себе. Даже само внимание этого гиганта слова к творчеству человека, прожившего менее двадцати семи лет, говорит о многом. Но мне особенно важно то, что сказал Толстой.

«Вот кого жаль, что так рано умер! Какие силы были у этого человека! Что бы он сделать мог! Он сразу начал как власть имущий. У него нет шуточек. Тургенев -литератор, Пушкин тоже им был, Гончаров - еще больше литератор…Лермонтов и я - не литераторы».

Я не буду спорить с произведенным Толстым ранжированием великих русских писателей. Согласен я с ним в этом или нет - не суть важно. Мне важны выделенные слова.

В прошлом тексте я рассказал о том, что, по моему мнению, многое, если не все, в судьбе и творчестве Лермонтова определяло это восприятие себя как носителя дара, а своей жизни как миссии служения ему. А такое восприятие стирает грань между судьбой и даром, творчеством и самим автором. У Лермонтова это просто бросается в глаза. Я вижу это и у Толстого, с личностью которого я знаком не столь хорошо. Оба они, описывая боль, терзания, поиск ответов на проклятые вопросы  пишут всегда о себе и от себя.

И потому Лермонтов ни капли не литератор. Про остальных оставлю на совести Толстого. А писать от себя все равно, что отдавать себя. Именно это я понимаю под славами власть имущий. Потому что, по большому счету, только этим мы и вправе распоряжаться. На остальное у нас власть весьма условная.

Лермонтов очень цельный автор. Не в понимании отсутствия у него противоречий и нестыковок. Писать он начал рано и по мере взросления в его понимании подымаемых вопросов многое менялось. Но не менялось его искренность и вложенность  себя во всем, что он пишет.

Другая грань этого качества, неразрывность тем его творчества между собой. Я приведу одно из очень ранних его стихотворений:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…

Казалось бы социальная, гуманистическая тематика. Но вот последняя строфа.

…Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
«Нищий», 1830

Оказывается лирика. Можно ли выделить что-то главное, а другое как второстепенное в этом, почти детском по годам создания, стихотворении? Все слито и сплетено.  Или знаменитый «Парус», 1832:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!


Я читал, что единственные кроме паруса светлые пятна на созданной поэтом картине: свет лазури, золото солнечного луча, - это отсылка к образу все той же уже упомянутой мной Вареньки Лопухиной. И снова лирика вторгается в другую область. Опять все смешивается в неразделимую гамму.

Понимание этого свойства поэта просто необходимо при разговоре о творчестве Лермонтова. Говорим ли мы о его патриотизме и гражданственности, говорим ли мы о нем как социальном поэте и т.д. Но это сверхважно когда мы говорим о его метафизике.

Поклонники творчества Лермонтова насильственно втягивают его в спор между собой. Тема спора следующая: на чьей стороне был Лермонтов, революционеров или их противников? Те, кто записывает без оглядки его в лагерь чуть ли не декабристов, конечно же, приводят «На смерть поэта» и «Прощай немытая Россия». Сам помню по школе, как именно в таком ключе нас учили воспринимать эти два произведения.

Я уже приводил ссылку на лекцию моего товарища из Перми, в которой он как филолог разбирает те детали этих произведений, которые выпадают при упрощенном идеологическом подходе. Но само название уже говорит о том, что весь обличительный пафос был откликом на личную драму поэта, вызванную смертью Пушкина. Лермонтов буквально слег, узнав о трагической смерти своего кумира. Были ли без этого брошены в лицо монархии и свету эти слова, сыгравшие такую зловещую роль в собственной судьбе поэта - еще вопрос.

Снова отсылаю к упомянутой лекции, где рассказывается, что в этом обличении было много субъективно-личностного. Лермонтов излил еще и обиду древнего рода Арсеньевых. Да и не только его, а всех подобных ему, отодвинутых от власти во время петровских реформ и в последовавшие за ними годы.

Там же обсуждается и проблема авторства стихотворения «Прощай немытая Россия». Пересказывать не буду. Кому интересно, ссылку я дал.

С другой стороны приводится не менее «убийственный» аргумент - «Предсказание», 1830. Где Лермонтов рисует ужасы будущего бунта черни и торжества низости. Особенно любителей этого стихотворения приводит в восторг его окончание:
В тот день явится мощный человек,

И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Мол, юный провидец в неполные 15 лет описал Ленина.

Я призываю сторонников обеих подходов, раздирающих Лермонтова на части, вспомнить с чего я начал, с его цельности и личностном присутствии в своем творчестве.

В это время, по словам его первого биографа Висковатого, Лермонтов активно интересуется фигурой Пугачева и его бунтом. Через своего воспитателя, старого француза, он что-то слышит об ужасах Великой Французской революции. Будучи еще мальчиком, он сталкивается с ужасами бушевавшей в его родной губернии холеры.

А при этом доминантой его осмысления жизни были вопросы об источниках зла в человеке. Его роман «Вадим» полностью посвящен этой теме. Он пишет в письмах о том, как мучительно выдавливает из души все, что в ней есть от ненависти и злого, для героя этого неоконченного романа.

Я бы мог привести еще аргументы, типа ссылок на стихотворения той поры о гражданском протесте, справедливости борьбы против тирании, но зачем? Я тогда сам невольно соглашусь с этой упрощенной схемой, согласно которой Лермонтов обязан быть по одну из сторон обозначенного выше окопа. Но сам Лермонтов всю жизнь старательно избегал партий и сообществ, так как видел в этом ущербность для цельного восприятия вопроса. Недостаток это в его взглядах на мир, или достоинство я тут не обсуждаю.

И последний аргумент, о том «человеке в плаще». Этот образ собирающий в себе некие начала зла в мире мы видим у Лермонтова и в других произведениях того времени.
Вот с запада Скелет неизмеримый
По мрачным сводам начал подниматься
И звезды заслонил собою...
И целые миры пред ним уничтожались,
И все трещало под его шагами,-
Ничтожество за ними оставалось -
И вот приблизился к земному шару
Гигант всесильный
Ночь 2, 1830
Он здесь. Стоит. Как мрамор, у окна.
Тень от него чернеет по стене.
Недвижный взор поднят, но не к луне;
Он полон всем, чем только яд страстей


Кто ж он ? кто ж он, сей нарушитель сна?
Чем эта грудь мятежная полна?
О если б вы умели угадать
В его очах, что хочет он скрывать!
Ночь 3, 1830

Вот, хотел написать коротко, чтобы отдохнуть, а вышло опять длинно. Надеюсь что не скучно.
Итак, я  на время оставляю тему Лермонтова. В конце концов, надо дочитать книгу о нем и разобраться с боле поздним его творчеством. Оставляю, но не бросаю.



Subscribe

  • Сводки с театра военных действий

    Социальная война: — Вакцинация в России и в мире; — Эффективность вакцин; — Протесты в мире; — Правовые последствия сопротивления и протестов;…

  • Судьба гуманизма в XXI столетии

    Вот что такое гуманизм. Это беспредельное возвеличивание человека — грешного, слабого, смертного, но способного к восхождению. Ибо без этого…

  • Газета «Суть времени», выпуск №440

    → Судьба гуманизма в XXI столетии Вот что такое гуманизм. Это беспредельное возвеличивание человека — грешного, слабого, смертного, но…

promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments