krest9nka (krest9nka) wrote in eot_su,
krest9nka
krest9nka
eot_su

Categories:

Критический взгляд на церковь в русской живописи второй половины 19 века


Перов Василий Григорьевич. Автопортрет. 1879 год

В этой статье речь пойдет не о советских антицерковных плакатах, а о картинах, которые появились задолго до революции. Те, кто был в Третьяковской галерее наверняка видел некоторые из них - это "Сельский крестный ход на Пасхе" 1861 года и "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" 1862 года, написанные художником Перовым Василием Григорьевичем. Эти картины вызывают жаркие споры до сих пор, а на автора сыпятся разнообразные обвинения и критика.

Стоит сказать, что Перов, учась в Московском Училище живописи и ваяния, опирался на традиции знаменитых русских художников Тропинина, Венецианова и Федотова. Его как и многих передовых творцов того времени волновала тема жизни угнетенного народа.

"Сельский крестный ход на Пасхе" Перов планировал писать для конкурса на Большую золотую медаль во время обучения в Академии художеств, кстати, изначально автор назвал эту картину "Светлый праздник в деревне". Совет Академии отверг эскиз, предоставленный художником, сославшись на «непристойность изображения особ духовного сословия». Однако Перов не отошел от задуманной тематики и  предоставленный следом эскиз другого сюжета "Проповедь на селе" был принят Советом. Картина была закончена в 1861 году, художник получил  Большую золотую медаль и право на поездку в Европу. В этой работе Перов отразил восприятие проповеди различными слоями общества. Также в картине явно просматривается мысль автора о том, что крестьянская реформа не уничтожила деления на рабов и господ. В центре композиции мы видим задремавшего помещика, на которого указывает священник. Вот что писал о нем известный критик Стасов: "Замечательнейший тип помещика у Перова выставлен в его "Сельской проповеди"; это старикашка, ничтожный и темный, кроткий и смирный на вид, вероятно алчный и безжалостный "на деле", и только". Молодая пара, сидящая рядом с помещиком, занята разговором. Левее на картине изображены одетые в лохмотья крестьяне, один из которых равнодушно почесывает голову. Рядом маленькая девочка одна из немногих, кто смотрит на священника со всем вниманием.


Перов В.Г. Проповедь в селе. 1861 год


Через некоторое время, в том же 1861 году Перов все-таки завершил работу над задуманной ранее картиной "Сельский крестный ход на Пасхе". Она положила начало новому направлению в живописи - критическому реализму.  Картина была представлена перед публикой на ежегодной выставке Общества поощрения художников и вызвала настоящий скандал. Ее обличительная направленность была столь явной, что картину немедленно сняли с выставки.


Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861 год


В 1862 году Перов пишет картину "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы". Ее композицию делит на две части стол с самоваром. По одну сторону мы видим тучного монаха, отдыхающего на полдороге к Троицкому монастырю. Ему противопоставляются нищие отставной солдат-калека и мальчик, просящие милостыню, с другой стороны. Молодая прислуга толкает прочь от столика "незванных гостей". В своей статье, посвященной Перову и Мусоргскому, описывая "Чаепитие в Мытищах", критик Стасов отмечает: "Все - тому, за то, что он век празден, ничего - этому, за то, что он век работал, как вол, и вот теперь в рубище и на деревяшке ходит".


Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах, близ Москвы. 1862 год


Ощущение драмы усиливается, если присмотреться к солдату. На его груди мы видим орден героя Крымской войны.

Фрагмент картины "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы"


Эта же тема продолжается и в работе Перова "Монастырская трапеза". В просторной и прекрасно расписанной монастырской палате накрыты столы, за ними расположилась гуляющая, выпивающая братия.


Перов В.Г. Монастырская трапеза. 1865-1876 годы


В левой части картины мы видим как один из монахов высказывает свое недовольство лакею, который слишком долго открывает бутылку. Рядом с лакеем валяются уже опустошенные бутылки.

В правой части учтивый монах приглашает богатую пару к столу, а рядом на полу сидит босая бедная женщина с детьми, протягивая руку.


               Фрагменты картины "Монастырская трапеза" Перова


Совершенно другую историю показывает Перов в рисунке "Дележ наследства в монастыре". Вот как описывает критик Стасов это произведение: "Дело происходит ночью. Умер один из братии. Двери кельи крепко приперты. Покойный лежит на полу, с раскрытыми глазами. С него грубой и безжалостной рукой стаскивают одежды; другие наскоро отхлестывают из оставшихся бутылок; еще другие жадно шарят по ящикам; наконец, еще один из братии громадным ломом взламывает крышку сундука. Повсюду беспорядок, сумятица, словно нашествие неприятельское. Какая разница с завтрашним днем, когда этот самый мертвый будет чинно лежать- на катафалке, и кругом него будут раздаваться стройные, строгие похоронные лики".


Перов В.Г. Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха). Рисунок карандашом. 1868 год


Хочется отметить, что в тоже время когда писалась "Монастырская трапеза", Перов работал над картиной "Христос и Богоматерь у житейского моря" (1867 г.). И это далеко не единственная картина на христианскую тему у художника.


Перов В.Г. Христос и Богоматерь у житейского моря. 1867 год


А вот работы другого художника - Неврева Николая Васильевича, современника Перова:


Неврев Н.В. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. 1866 год


Неврев Н.В. Монахи. 1880 год


Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 год

Церковь в России переживала разные периоды - как духовного подьема, так и спада, как например, во времена смутного времени. В 17 веке она была реформирована Никоном. При Петре I лишилась патриаршего института, который был восстановлен только в советский период. Во времена правления Екатерины II, в 1764 году была произведена секуляризация монастырских земель. Это привело к тому, что половина монастырей была закрыта. Правительство России взяло курс на европеизацию страны, в рамках которого исконно русское православие мало помогало реализации этой задачи, а где-то и мешало. В результате, после всех реформ, к середине 19 века русская православная церковь испытывала духовный упадок и идейный кризис коснулся всех сфер жизни страны.


Tags: Культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments