NGorky (ngorky) wrote in eot_su,
NGorky
ngorky
eot_su

Патриотизм рождается в муках



Вчера присутствовал на мероприятии под названием "финал фестиваля патриотического плаката". Со слов молодых организаторов, данный фестиваль был приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне и призван "возродить жанр патриотического плаката". Поэтому я ожидал увидеть в "Арсенале" - а именно там проходил "финал фестиваля" - налитые страстью работы молодых художников, заряжающие и вдохновляющие. Как минимум среднекалиберные снаряды современной пропаганды. Но к сожалению, посещение "финала" оставило лишь разочарование.

Я не запомнил гостей данного мероприятия. Помню лишь, что это были уже взрослые люди из сферы образования и искусства. А также, что все они говорили совершенно правильные слова, что "художник не должен отрываться от народа", что "в дизайнерской среде чувствуется не совсем уместная элитарность", что "государство не может жить без идеологии", что "на много лет наша страна забыла жанр патриотического плаката" и "сидящим в зале конкурсантам выпала ответственная задача возрождать это направление", и не только.



Но их слова - это одно. А плакаты, и тем более само мероприятие - совершенно другое.

Первое, что бросилось в глаза - это полное отсутствие страсти. Все плакаты эмоционально пустые, будто бы "простерилизованные" и "прокипячённые".



Да, всё технично, выверено, изящно. Но для патриотического плаката совсем не это главное.

Патриотизм - предельно накалённое чувство. Это болезненное переживание поражений своего Отечества, это ярость от попыток разного рода подонков поковыряться в твоей истории, это ключ к высшим смыслам и источник энергии для стремления к этим смыслам.

"Радуюсь я - это мой труд вливается в труд моей республики."

А если мой труд никуда не вливается, на кой чёрт этот труд мне вообще нужен? Но ведь именно "труд создал человека", и что с человеком происходит в его отсутствие отлично известно. Таким образом, невозможно избежать мысли, что патриотизм - одна из опор человечности. Причём весьма заметная, проявляющаяся по-разному - иногда даже не так тонко, как хотелось бы - но спрятать её, особенно творческому человеку, вряд ли получится. Но как же это удалось авторам работ?



Этот постер скорее похож на обложку книги очередного солженицина, чем на патриотический плакат. Всё в духе обсуждения цены победы - любимой темы нашей либеральной общественности. Она язвительно злопыхает над каждой нашей неудачей и сотрясается в случае победы: "Да, победили... Но какой ценой?! При таких потерях - это не победа, это поражение! Ах, если бы тогда похуже воевали... Сейчас бы баварское пиво пили!"

Но и выполненные в привычном ключе плакаты тоже оставляют немало вопросов:



Хочется обратиться к автору: где "Священная война" - гимн Великой Отечественной? Ведь если, как утверждает автор, у неё и есть особая мелодия, то она именно такая. В первую очередь это была смертельная битва с "фашистской силой тёмною, проклятою ордой". И лишь после - сплетением лирических сюжетов. Умалять их значение мне в страшном сне не может присниться, но всё же главным мотивом была именно схватка с вырвавшейся из преисподней нацистской бесовщиной.



Снова грусть. Причём не грусть "Тёмной ночи" - фронтовой песни, а почему-то более поздней "Песни о далёкой Родине", никак не относящейся к фронту. Причём она здесь?.. Почему, например, не 7-ая симфония Шостаковича? И почему же всё так пропитано унынием?



Данная работа, отражающий связь времён, оказалась мне ближе всех. Мне это напомнило известную советскую работу Кукрниксов "Бьёмся мы здорово, колем отчаянно — внуки Суворова, дети Чапаева":



Но в отличие от советского "боевого" и накалённого варианта, современный выглядит "мягкотело", "беззубо", "плюшево". И всё-таки немного странно видеть на шлеме скафандра надпись "Россия".

Было и что-то отдалённо напоминающее плакаты Маяковского-Родченко, но снова в выхолощено-креативном стиле:



Ещё один либеральный штрих, но уже в более наглом исполнении:


"Экзотика патриотизма: ограниченное предложение. Действует только 9 мая".

Некая Юлия Шамина упражняется на тему "Ох, как это цинично и одновременно "по-быдлярски" сходить с ума по георгиевской ленточке 9 мая!" А Ю.Шамина понимает, что вытерла ноги о символ Победы? Возможно и не понимает, и вполне может считать данный экзерсис на либеральный манер средством очищения Великого праздника от "патриотического угара и мракобесия". А может это снобизм и та самая "неуместная элитарность", упомянутая вначале мероприятия? Всё может быть. Но о чём (и чем) думали организаторы, когда выставили это в рамках "финала фестиваля (!) патриотического плаката"? Подобным экзерсисам самое место в "Новой Газете" в качестве оформления для свежего пасквиля от Дмитрия Быкова. Но никак не в финале конкурса патриотических плакатов!

Но самыми "противоречивыми" патриотами оказались не авторы работ, а организаторы. Наиболее сокрушительно это было выражено в музыкальном оформлении, а вернее в музыкальном завершении "фестиваля". Казалось бы, как никогда актуальная тема патриотизма, "любви к родному пепелищу, любви к отеческим гробам". Тема Великой Отечественной Войны, 70-летия Победы, связи с павшими героями. Моментально из памяти всплывают "Священная война", "Катюша", "Марш защитников Москвы", "Прощание Славянки", 7-ая симфония... Тема патриотизма конечно же шире Великой Отечественной Войны и можно дополнить музыкальный ряд произведениями Георгия Свиридова, Пахмутовой, Дунаевского, народными песнями да и не только! Но что же выбрали молодые организаторы?

Мероприятие завершилось кокетливым джазом на английском языке под аккомпанемент рояля. Чудовищно неуместные песни исполняла девушка, представленная ведущим как организатор "Хора Победы" (что удивительно, не правда ли?). Вопрос: почему эта девушка не исполнила что-либо из своего "организаторского" репертуара? А если отказалась, то зачем была приглашена? Зачем это было сделано? В чью голову пришла эта мысль? Почему никто не подсказал, что такая противоречивость губит целостность мероприятия, а значит и весь "месседж", оговоренный в начале?

Я не из тех, кто способен выводить международные заговоры на кончике блоггерского пера. Не склонен видеть в таком поведении организаторов злой умысел, укладывающийся в коварный глобальный проект. Конечно, куда-то это всё равно укладывается, но разве что опосредовано. Здесь это просто несерьёзность, ребячество. Под патриотической вывеской предлагается креатив вместо творчества, а напоследок американский джаз. А ведь ребята-организаторы наверняка не глупые искренние люди. Почему же процесс "национализации" протекает для них так мучительно?

Tags: культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments