zhenya_mahin (zhenyamahin) wrote in eot_su,
zhenya_mahin
zhenyamahin
eot_su

Categories:

Пионеры или скауты. За кем будущее?



19 мая 1922 г. 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. С тех пор этот день считается днем рождения пионерской организации.
Истоки пионерского движения лежат в скаутизме, который был достаточно широко распространен в России до революции.
Пионерская форма представляла собой несколько видоизменённую скаутскую форму: Красный галстук (вместо зелёного), белая (вместо зелёной) блуза. Скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!» стали пионерскими. От скаутизма в пионерской организации сохранились самоуправление, игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров,комсомольцев и коммунистов). Законы, торжественные обещания во многом были сходны.
Но зачем нужно было создавать новую детскую организацию, чем большевиков не устроили скауты? Все смотрели популярный советский фильм «Кортик» и помнят, как в нем пионеры и скауты враждовали между собой.
Сначала, в день рождения пионерии, я думал написать именно о ней. И все же, как нельзя понять суть коммунизма, не зная природы капитализма, так и рассказ о создании пионерской организации будет неполным, если не противопоставить ее скаутской. Попробуем в этом разобраться.


Зародилось скаутское движение в Великобритании. Во время второй бурской войны британский полковник Баден-Пауэлл служил бригадным командиром в Южной Африке и стал задумываться о том, что воспитывать будущих воинов надо с детства.В 1899 году он оборонял город Мекфинг от буров. Осажденным приходилось трудно. Баден-Пауэлл решил привлечь к защите города подростков. Из них составили санитарные отряды, отряды сигнальщиков… Победа была на стороне защищавшихся. Полковник вернулся на родину героем. Этот случай и подтолкнул сэра Баден-Пауэлла к созданию движения скаутов. В 1907 на островах Броунси был проведен первый палаточный лагерь. На следующий год вышла книга "Разведка для мальчиков".(«Скаут» переводится с английского, как «разведчик»)
Заметим, вторая бурская война – это национально-освободительная война бурских республик — Южно-Африканской республики (Республики Трансвааль) и Оранжевого Свободного государства (Оранжевой Республики), ведущаяся против Британской империи, и закончившаяся победой последней. То есть мальчики английскому военноначальнику понадобились для ведения колониальной войны.
Скаутизм чрезвычайно привился; в 1913 году в Великобритании скаутов было больше 200000 (мальчиков и девочек), а Баден-Пауэлл в 1927 году за свою работу получил титул лорда.
В России скаутинг зарождается в 1909 году, когда Олег Иванович Пантюхов, капитан лейб-гвардии Царскосельского полка, основал первую группу скаутов «Бобёр» и придумал её девиз: «Вера в Бога. Лояльность к царю. Помощь другим». Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевицким (известным впоследствии как детский писатель Ян).
Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» (англ. Scoutingforboys) была получена Николаем II в 1910 году от одного из приближённых к нему лиц, проживавших в Англии, и вызвала живейший интерес царя, так как оказалась созвучной с его собственными мыслями о необходимости допризывной подготовки молодежи, особенно сельской. По приказанию царя, книга была переведена на русский язык и издана в типографии Главного штаба. Однако первые официальные попытки в этом направлении оказались неудачны, так как строились на «фельдфебельских» принципах, полностью исключавших игровой элемент.
В Москве начальником отряда скаутов стал редактор журнала «Вокруг света» В. А. Попов. В декабре 1915 года в Петрограде состоялся «Первый Всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом». В 1917 году в 143 городах России насчитывалось от 20 до 50 тысяч скаутов и герлскаутов. Объединения скаутов создавались в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве и др. местах, главным образом, при учебных заведениях. Издавалась литература по вопросам скаутизма.

Один их принципов скаутского метода — жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.
Основа обещания —3 принципа, на которых строится весь скаутинг:
Долг перед Богом.
Долг перед Родиной и окружающими.
Долг перед Собой.

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков»

Скауты живут по следующим законам:
Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается.(!)
Разведчик честен и правдив.
Разведчик помогает ближним.
Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
Разведчик вежлив и услужлив.
Разведчик друг животных и природы.
Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
Разведчик трудолюбив и настойчив.
Разведчик весел и никогда не падает духом.
Разведчик скромен.

Кажется, все красиво, все правильно. Однако, прошу запомнить первый закон (!), мы к нему еще вернемся дважды.

Скаутское движение не было однородным. Изначально по идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ... «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира...»
После Октябрьской революции движение скаутов распадается уже по-настоящему. Большинство скаутов предпочли сторону «белых», но были и «красные» скауты. Вчерашние братья по патрулю стали смертельными врагами. Если в областях, занятых белыми, сохранялся скаутинг, придерживавшийся антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья) — то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова, «юкистское» движение — «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета, городской клуб «Красный скаут»). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» — следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона.
В результате просоветские скауты органично влились в пионерскую организацию, остальные, которых было большинство, были объявлены реакционным, буржуазным и монархическим явлением.
Что интересно, большевики, несмотря на гражданскую войну, несмотря на поддержку большинством скаутов белых, очень трезво и обдуманно подошли к созданию пионерского движения. Они внимательно изучили скаутское движение. Да, собственно говоря, и название для членов новой детской организации "пионер" появилось по инициативе скаута.
10 декабря 1921 года комиссия ЦК РКСМ рассмотрела подробный доклад Иннокентия Жукова, бывшего секретаря общества "Русский скаут", скаутского лидера РСФСР и Дальневосточной республики. В своем докладе он призывал к созданию "Всемирного рыцарства и Трудового братства скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру", но, самое главное, к тесному сотрудничеству скаутов с комсомольцами.
Призыв Жукова: "Не нужно бросать наших младших товарищей. Вне союза они могут попасть под чужое влияние, и вина за это будет лежать на нас" — был услышан. По докладу приняли положительное решение и начали поиски конкретных организационных форм. Скаутские методы предложили применять среди детей, а не среди комсомольцев. Пришли к выводу: создать детское коммунистическое движение. Жуков предложил название "пионеры". В США пионер — значит первый на новых землях, первопроходец.
19 мая 1922г.на II Всероссийской конференции РКСМ была принята резолюция:
«Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг …».
Это к разговору о том, что в Советской России не принято было ничего заимствовать из дореволюционного периода, что большевики отрицали все традиционное, и способны были только к разрушению старого мира.

Большевики не приняли скаутизм полностью в прежнем виде по двум причинам. О первой было сказано выше: скауты влились в ряды белогвардейцев во время Гражданской войны. Вторая причина - фундаментальная. В ноябре 1921 года ее подробно выразила Н. К. Крупская в своем докладе «О бойскаутизме».


РКСМ очень враждебно относится к бойскаутизму, и он прав в том отношении, что цели, преследуемые бойскаутизмом, враждебны в корне целям пролетарской, коммунистической молодежи.
Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами. Пункт 2-й «закона скаутов», исполнять который клянется при вступлении каждый скаут и который ежедневно читается скаутами вслух, как молитва, гласит:
«Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается».
Бойскаутская организация в число своих функций вводит и посредничество между нанимателями и мальчиками-скаутами. Есть даже особое бюро для этого. Организация рекомендует мальчиков различным предпринимателям, «деятелям торгово-промышленного мира». Так как бойскаутизм проповедует денно и нощно скаутам беспрекословное послушание своим хозяевам, верное служение их интересам, то, понятно, купцы и промышленники очень охотно берут к себе на службу бойскаутов.
Бойскаутизм буржуазия использует для того, чтобы с детства внушить детям пролетариата, что классовая борьба, становящаяся теперь столь угро¬жающей самому существованию буржуазии, вещь вредная: «Дом, разделившийся на части, устоять не может,— пишет основатель бойскаутизма полковник Баден-Пауль юным скаутам. — Если сильный враг пожелает овладеть нашей богатой коммерцией и колониями страной и увидит, что мы в Британии разделились друг против друга, он легко захватит то, что ему нужно. Поэтому вы, еще будучи мальчиками, должны начать работу над собой и отказаться от мысли, что будто бы мальчики других классов — ваши враги. Богаты вы или бедны, родились ли в замке или в городской трущобе, помните, что все вы — прежде всего британцы и что ваш долг — хранить Британию от внешних врагов. Плечом к плечу должны вы стоять сомкнутыми рядами, чтобы это сделать. Если вы враждуете друг с другом, вы вредите отечеству».
В бойскаутах стремятся всячески разбудить шовинизм.
«Вы принадлежите,— повторяет им Баден-Па¬уль,— к великой Британской империи, одной из величайших империй, существовавших когда-либо на белом свете. Маленький остров Великобритании дал начало колониям, распространившимся по всему миру: в Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке, Индии, Канаде. Почти каждая раса, черная, белая или желтая, имеет в своем числе подданных Великобритании...» — и т. д. и т. п.
Организация стремится воспитать в скаутах преданность королю и членам королевской семьи. Уже при вступлении в ряды бойскаутов мальчик должен принести присягу в верности королю. С 1910 г. специальная королевская хартия признала бойскаутизм находящимся под покровительством короля. Король лично производит смотры мальчикам, по¬сещает их выставки, раздает награды отличившимся скаутам. 40 000 скаутов присутствовали на короновании короля Георга V, принимали участие в шествии, а потом были приглашены в Виндзорский замок, в парке которого им был устроен смотр. Король выразил надежду, что мальчики станут хоро¬шими и «богобоязненными» гражданами.
В «Курсе для инструкторов» один руководитель бойскаутского движения пишет: «Религия, по моему мнению,— важный фактор в деле дисциплины, и я сошлюсь на историю. Деятели Французской революции отбросили прочь религию. Они развенчали бога и поставили на его место богиню разума, подобно тому, как в наши дни многие ставят комфорт и роскошь на место бога и Иисуса Христа. Отбросив религию, они откровенно и последователь¬но испробовали новую, созданную ими систему в полном объеме. И посмотрите, что сталось с дисциплиной. Исчезла всякая возможность руководить кем бы то ни было при помощи более высоких мо¬тивов, чем мотив личного, эгоистического интереса. Исчезла правдивость, так как для нее не было побуждений. Нельзя было доверять ни словам мужчины, ни чести женщины — одним словом, ничему в мире. Это был результат пятнадцатилетнего отрицания бога, результат, отразившийся прежде всего на дисциплине нации.
Я много видел на своем веку и скажу вам, что если вы не примете первого параграфа скаутского закона о преданности богу и не сделаете его опорным пунктом в дисциплине вашего патруля, то вы неизбежно потерпите неудачу, и притом заслуженно».
Вот как рассуждает о боге и о Французской революции руководитель бойскаутского движения.
Каждый скаут должен принадлежать к какому-нибудь религиозному исповеданию и посещать богослужение.
Руководители должны поощрять их к этому, внушать им, что «мало хорошего в человеке, если он не верует в бога и не повинуется его законам». Каждый скаут должен иметь религию и т. д. и т. п.


1)Большевики вовсе не были противниками здорового патриотизма. Свою любовь к Родине они в полной мере доказали во время Великой Отечественной войны. Слово «патриотизм» в докладе употребляется в том смысле, в котором употребляет его в своей статье «Патриотизм и правительство» Л. Н. Толстой:
Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм.
То есть порицается лжепатриотизм, который элиты навязывают массам ради удержания и расширения своей власти. В чем заключается патриотизм британского солдата, ведущего колониальную войну? Что было делить русскому и немецкому рабочим во время 1-й мировой войны (империалистической)? Никто же не пытается критиковать патриотизм Александра Невского, Дмитрия Донского?
2)У советской власти были сложные отношения с церковью. Но в докладе Крупская не пропагандирует атеизм. Речь не об этом. Она обращает внимание, как, опять же, британская элита ловко монополизирует истину в религии, манипулирует чувствами верующих детей. Воспитывает у них не любовь к Богу, а «богобоязненность», причем ставит это чувство в зависимость от почитания монарха.


Не побоявшись критики, Крупская далее говорит о необходимости перенести в новую детскую организацию скаутсткий метод. Вот как она это обосновывает:
Бойскаутизм — очень широко распространившаяся организация. Он возник в Англии в 1907 г., и к 1913 г. было уже в Англии 200 тысяч бойскаутов, да в других странах тысяч пятьсот. Если принять во внимание, что это движение дает весьма мало каких бы то ни было привилегий своим членам, то быстрый рост его показывает, что в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь из рядов трудящихся классов, что дает этой молодежи удовлетворение, заставляет привязываться к организации.
Это что-то — методы подхода к подростку. Рассмотрим же поближе эти методы, ибо если цели бойскаутизма нам враждебны, то методы могут оказаться весьма и весьма приемлемыми и могут быть надлежащим образом использованы.
Прежде всего организаторы бойскаутизма поняли, что подросток уже не ребенок и что его могут увлечь лишь идеалы взрослого человека, которым он мог бы отдаться со всем свойственным его возрасту энтузиазмом.
В качестве таких идеалов руководители бойскаутизма выставляют преданность богу, королю и отечеству. Пусть эти идеалы, с нашей точки зрения, реакционны (о патриотизме и религии см. выше –szenyamahin) , но нельзя отказать им в том, что они достаточно широки и что они, при известных условиях, могут зажечь в молодежи достаточно горячий энтузиазм…
Конечно, за равнозначащими по силе лозунгами не далеко ходить, а революция сделала эти новые лозунги близкими сердцу самых широких слоев молодежи. Эти лозунги могут, конечно, зажечь не меньший энтузиазм в сердцах молодежи, чем лозунг «Верность королю». Такой лозунг, такой идеал есть уже у РКСМ — это коммунизм, только лозунгу этому надо придать конкретную форму, ясную и простую, понятную для каждого подростка, как бы мало развит и мало знающ он ни был. От каждого подростка, вступающего в скауты, требуется торжественное обещание, что он будет служить таким-то и таким-то идеалам. Это торжественное обещание его связывает и направляет определенным образом все его действия. Тут опять-таки учтена психологическая особенность возраста — особенно сильное влияние внешнего впечатления. Католическое духовенство, прекрасно умевшей играть на людской психологии, искони приурочивало принятие в лоно католической церкви к тому же возрасту: первое причастие обставлялось возможно торжественнее. Тут учитывалось влияние этого внешнего эффекта на соответствующий возраст.
Затем бойскаутизм, учитывая впечатлительность и потому постоянное отвлечение внимания у молодежи, ввел в практику каждодневное чтение сообща вслух «закона скаутов», которое имеет очень большое значение, вызывая известные ассоциации и, особенно, создавая у бойскаутов известное коллективное переживание …
Но самое важное, психологически имеющее колоссальное значение для подростка — это то, что вслед за провозглашением известного идеала сле¬дуют вполне определенные, конкретные правила поведения, вытекающие из признания данного идеала. В этом связывании идеала и практического поведения — громадная сила, в этом сила бойскаутизма и разгадка его сравнительно быстрого роста.
Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это явля¬ется как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Подготовка к поступлению в организацию есть уже известное достижение, есть известное напряжение воли.
Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,
1) докажут свое знакомство с целями РКСМ,
2) знают содержание двух-трех определенных книжек,
3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.
Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.
Ношение какого-либо знака, например, вышитых букв КСМ, имело бы также значение в том отношении, что ставило бы действия членов КСМ под общественный контроль. Юноша, носящий значок КСМ, будет знать, что, например, если он ругается площадной бранью, то всякий видит, что это делает член КСМ, что ответственность падает на союз: если он поможет кому справиться с работой или даст толковую, нужную справку, если в школе он любимец товарищей — всякий знает, что это член КСМ и его действия приносят союзу честь.
У нас очень часто склонны с презрением относиться ко всему внешнему, также ко всякого рода значкам. И в этом презрении есть очень здоровое чувство, ненависть ко всякому лицемерию, ко всякой показной добродетели, добродетели ради выгоды, ради земных благ. Английский cant (отсутствие искренности, лицемерие) не в русских нравах. Не в русских нравах и французское тщеславие. Во Франции гладят по головке и хвалят 5-летнего мальчика, получившего в детском саду блестящую звезду «за добродетель». У нас такой мальчик был бы задразнен товарищами и добродушно-иронически осмеян взрослыми. Добродетель в качестве выгодного дела не в почете на Руси.
Но значок, даваемый в награду не за добродетель, не ради честолюбия, а как символ принадлежности к известной организации, в которую юноша или девушка вступили добровольно, нечто совершенно иное. Такой значок укрепляет связь между организацией и ее членами и усиливает ответствен¬ность члена за свои поступки…
Член РКСМ тоже должен крепко и идейно и организационно быть связан с союзом: эта связь имеет громадное воспитывающее значение. Путь к коммунизму — через организацию. Значок принадлежности к КСМ ставит деятельность члена под общественный контроль. Эта деятельность у всех на виду. Все то, что делает член КСМ, он делает не для вида, не напоказ, но он не нуждается в скрывании своих поступков, они должны быть на виду. Это имеет важное общественно-воспитывающее значение.
Возвратимся к бойскаутизму.
Основатели бойскаутского движения понимали, что у бойскаутизма должны быть достаточно широкие цели, но они понимали также и то, что надо всячески воспитывать в бойскаутах привязанность к своей организации. Такая привязанность будет хронически расти, если организация будет много давать своим членам.
Что дает бойскаутизм подростку? Прежде всего, он дает пищу для его активности, ставит ему ряд постепенно усложняющихся целей, которых он достигает самостоятельно. Это выставление конкретных, вполне определенных и ясных, достижимых при известном напряжении целей, делающихся все более трудными и более отдаленными, имеет громадное психологическое значение…
И вот руководители бойскаутизма, выставив общую цель, ставят скаутам ряд частных целей, для них в силу их развития вполне достижимых. Инструктор как бы проводит мальчиков через ряд ступеней, причем для скаута должна быть ясна каждый раз связь частной поставленной ему цели с общей целью. Психологически это чрезвычайно важный момент…


Далее Крупская говорит о необходимости заимствования у скаутов и других методов: «Обучения через дело», поддержку детей взрослыми, «дискуссионных кружков» и других. Не буду дальше переносить сюда весь текст, кому интересно, отсылаю непосредственно к докладу.

Итак, в СССР в 20-е годы широкими темпами развивается пионерское движение. А что же стало со скаутами поддержавшими белых?
В зарубежье О. И. Пантюховым была создана общая вертикальная организация, которой до 1917 г. не существовало: Национальная Организация Русских Скаутов - НОРС. В 1925 г. она была принята в официальный Бойскаутский комитет в Лондоне как представительство русских скаутов (в изгнании). Работа НОРС охватила тысячи детей русских эмигрантов, правда, в 20-х годах ей пришлось пережить несколько расколов. В 1926 г. из нее выделилась ставшая крайне правой Национальная Организация Русских Разведчиков --- НОРР во главе с Богдановичем, она порвала со скаутизмом вообще и после 1945 г. фактически прекратила свое существование. В 1928 г. из НОРС ушла группа скаутмастера Федорова, создавшего в 1934 г. организацию взрослой молодежи --- Национальную Организацию Витязей (НОВ), она в очень небольшом, но спаянном составе существует и сейчас.
В 30-е годы многие члены НОРС вступили в Национально-Трудовой Союз Нового Поколения - НТС, существующего и по сей день.
Многие скауты вступили в ряды РОВС. Чтобы понимать сущность этой организации, нужно сказать о сформированном в Югославии Русском Корпусе — воинском соединении на 80 процентов состоявшем из чинов РОВСа. В 1941 году в Югославии, где находился 4-й Отдел РОВСа, проживало тридцать тысяч русских эмигрантов. В их среде родилась идея воссоздать при помощи немцев Белое воинское формирование и продолжить вооруженную борьбу с большевизмом. Возглавил эту инициативу генерал-майор М.Ф. Скородумов. Хорошо зная, что все иностранцы – враги национальной России, генерал Скородумов считал, что совершенно безразлично, от какого государства получить оружие и какую страну использовать для восстановления России.

Примечательно, что еще в 1933 году (!!!) в военной энциклопедии СССР было приведено следующее определение скаутизма:
БОЙ-СКАУТИЗМ (англ. boy-scout--мальчик-разведчик), одна из форм фашизации буржуазного детского и юношеского движения. Б.-с. имеет своей задачей отвлечь внимание детей трудящихся от классовой борьбы и путем воспитания их в духе национального шовинизма "верности королю, начальникам своей родины и своим хозяевам" и вместе с тем усилением военной подготовки подрастающего поколения содействовать укреплению существующего бурж. строя. Во время войны 1914--18 скауты как личным участием в империалистич. армиях воюющих государств, так и своей шпионской работой доказали преданность делу защиты интересов своей буржуазии. Английские, франц. и бельг. скауты, организовав несколько вооруженных отрядов, участвовали против немцев на Зап. фронте. "Пфадфиндеры" (следопыты, работающие по системе Б.-с.) были добровольцами и в немецкой армии. В США, с вступлением их в войну в 1917, организация бой-скаутов в течение 24 час.была мобилизована и развернула работу под лозунгом "Поможем выиграть войну".
Бой-скауты принимали активное участие в контрреволюционной борьбе против советской власти в период гражданской войны 1917--21. В Сибири скауты входили в состав частей колчаковской армии. Скауты были в рядах чехословаков. В 1918 они несли службу команд связи при штабе генерала Хорвата в Харбине. Они занимались шпионажем и вели борьбу с партизанами в таежной Сибири. Скаутские отряды вели активную контрреволюционную работу на Украине при Скоропадском и на Дону при Краснове и Деникине. Они работали в госпиталях, продпунктах, в критич. моменты охраняли телеграф, телефон, почту, банки. Подобную деятельность вели скауты также на Кубани, у Врангеля, в меньшевистской Грузии. Бойскауты вели службу осведомителей контрразведки о настроениях революционных рабочих и др. С оружием в руках против Красной армии выступали и польские скауты. В 1920, в кульминационный период войны, из 40 000 польских скаутов 6 000 были на фронте, а, 15 000--в резервах.
Японские организации бой-скаутов на стороне японского империализма участвовали в военных операциях в Шанхае (1932), оказывая вооруж. поддержку полиции и армии. Б.-с. выполняет очень важную задачу для буржуазии -- подготовку новых отрядов солдат к готовящимся новым империалистич. войнам и войне против СССР. В руководстве Б.-с. фашистско-милитаристическая клика играет решающее значение; так, генсовет скаутов Великобритании состоит из 21 военного (8 генералов, 4 адмирала и 9 полковников, майоров и капитанов), 7 попов (епископы и другие), 12 буржуазных ученых и 9 представителей крупной буржуазии.
Скауты работают по директивам воен. министерств и в значительной мере субсидируются ими. Работа скаутов проводится с определенной "специализацией". В большинстве буржуазных стран созданы "специальные" морские, почтовые, кавалерийские и др. отряды, готовящие скаутов в различных областях воен. дела (связь, разведка, кавалерия и др.) Коммунистические союзы молодежи активным проведением тактики единого фронта снизу с детьми трудящихся, входящими в скаутские организации, разоблачают перед ними империалистический характер скаутского движения, ведут борьбу против фашистского, за коммунистическое воспитание детей, против милитаризма, на защиту СССР.
Вот так. Ни много и ни мало!!! Над этим определением можно было бы посмеяться, если бы его истинность не подтвердила 2-я мировая война.

Возможно, найдутся те, которые скажут, что скаутов в русском корпусе было не так уж много, поэтому говорить плохо о самой сути скаутизма неправильно.
Я тоже сначала не был так категоричен. Но, по мере знакомства с вопросом, все больше и больше фактов говорило не в пользу скаутизма. Взгляните на фотографию 20-х годов этого скаута.



Этот же юноша с другими скаутами (2-й справа).



А вот этот мальчик вырос. Узнаете?



Да, да… Степан Бандера.

А что же современные скауты? Вот их фото из Украины.


Cкауты у памятника в честь 14‑й ваффен-гренадерской дивизии Войск СС «Галичина» (1‑й украинской)


Скауты на Майдане


Православные скауты Украины


Они же...


Тренировки скаутов

Отметим, что в Украине самыми многочисленными являются две скаутские организации – Всеукраинская Молодежная Организация Украины «Национальная организация скаутов Украины» и Молодежная организация «Пласт – Национальная скаутская организация Украины». Первая представляет Украину во Всемирной организации скаутского движения. «Пласт» же является старейшей и самой многочисленной скаутской организацией, работающей, преимущественно, на Западной Украине, с националистическим воспитанием и униатской религиозной составляющей.


Национальная скаутская организация "Пласт"


Крупным планом

Три Главные Обязанности пластуна:
Любить Бога и Украину,
помогать другим, жить по пластовому закону
и слушаться пластового руководства.


Помните 1-й закон скаутов? Я уже выше об этом писал, применительно к другому историческому периоду. Но, видимо, ничего не меняется…

Все это еще печально, потому что в современной России нет массового пионерского движения. Последний раз на государственном уровне детей принимали в пионеры 19 мая 1991 года. Я был с числе тех, последних, пионеров. В то время я этого, естественно, не понимал. Помню, что на посвящении в пионеры в нашем классе не было одного мальчика. Все давали торжественное обещание, а он нет. Я тогда, подумал: «Как он будет носить пионерский галстук, когда официально не был посвящен в пионеры? А может его потом в индивидуальном порядке…?» До лета полторы недели все гордо с утра завязывали пионерские галстуки и шли в школу. Потом наступили летние каникулы. А в сентябре, когда снова пришли учиться, это уже была не советская, а российская школа. Примерно, три месяца, все ходили невпопад, кто завязывал красный галстук, кто нет. Учителя и директор были в замешательстве. А ближе в зиме сказали: «Отбой…». И красные галстуки ушли в историю.

Большинство было так радо, когда упразднили школьную форму. Пионерское движение в 90-е годы полностью дискредитировали. Но сейчас, по прошествии 24 лет, общество стало постепенно трезветь. Отношение в пионерии меняется в лучшую сторону. И все равно многие говорят о плюсах и минусах пионерской организации.
Распространено, например, мнение, что самое плохое в пионерии - это тяжкий дух казенщины, которым прямо-таки разило от ленинских комнат, собраний и прочей коммунячьей мерзости. Бессмысленные доклады про линию партии, идиотские обязательства по повышению дисциплины, "ленинские тетрадки", "марш пионеров".
А самое большое преступление советской пионерии - убийство в человеке индивидуальности и создание серой массы, главным девизом которой было - не высовываться! Делай как все! И безприкословное подчинение приказам...
Соглашусь, к концу 80-х годов произошло вырождение пионерии. Это была производная от вырождения партии, страны. Почему так произошло, нужно разбираться, добиваться понимания, как можно было не допустить скатывания в бездну, делать уроки на будущее.
Только не говорите мне о том, что пионерское движение было изначально обречено. Это не так. Доказательства?
Напомню, что еще, будучи мастером скаутов, И. Н. Жуков (один из будущих создателей пионерии), хотел, чтобы скауты были «не военными разведчиками, а ... «пионерами культуры», «разведчиками всего хорошего», маленькими друзьями всего мира...»
Все же скаутизм в отличии от пионерии при всем своем новаторстве педагогической формы работы с детьми сущностно нацелен на другое.
Важнейшей же задачей пионерии было создание человека нового типа, в котором в полной мере раскрепостятся и пробудятся высшие творческие способности. И такие наработки были.

Одним из доказательств служит фильм 1974 года о пионерской дружине Артека «Всего одна смена».
Рекомендую его всем к просмотру. К сожалению, качество звука не очень. Но если включить динамики погромче или смотреть в наушниках, то все слышно.
Это обязательно стоит посмотреть!



В 90-е годы, когда пионерская организация на государственном уровне прекратила своё существование, на смену ей ничего не пришло. Образовался вакуум. Но жизнь не стоит на месте, и рано или поздно этот вакуум будет снова чем-то заполнен. Неважно, какие имена будут в будущем у детских организаций, старые привычные или какие-то новые, их сущность, так или иначе, сведется к пионерии или скаутизму.

Очень надеюсь, что будущее за пионерией! Всех, кто разделяет мои надежды, с праздником!

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры - дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Радостным шагом, с песней весёлой,
Мы выступаем за комсомолом.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Мы поднимаем алое знамя,
Дети рабочих, смело за нами!
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"



Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments