d_e_r_w_i_s_h (d_e_r_w_i_s_h) wrote in eot_su,
d_e_r_w_i_s_h
d_e_r_w_i_s_h
eot_su

А зори здесь вполне себе тихие

Волна ремейков в нашем российском кинематографе последнее время становится настолько массивной, что уже больше похожа на средних размеров цунами. Причем в лучшем случае новые версии старых советских фильмов получаются просто попыткой срубить деньжат на известном названии. Но так нам везет далеко не всегда. Иногда новая версия оказывается тотальным надругательством над теми прекрасными чувствами и эмоциями, которые в нас будили фильмы Советского Союза. Поэтому, когда я увидел пару месяцев назад трейлер ремейка «А зори здесь тихие», то очень неприятный холодок побежал по позвоночнику.



Оригинальный фильм 1972 был из тех, где даже простой коммерческий успех будет осквернением. Мало того, что тот, изначальный, фильм получился совершенно великолепным. Великолепным настолько, что был выдвинут в номинанты на «Оскар». Но это ещё не всё. Эмоции, которые будил в душе фильм, были сравнимы с теми, что возникают при входе в храм. Не буду утверждать, что старый фильм вызывает какой-то религиозный экстаз. Нет. Но каждый, кто входит в церковь крестясь не для проформы, знает то ощущение откидывания глупостей внешнего мира. И как всё становится хрупким и трогательным. Когда даже громкие слова уже звучат на грани кощунства.

Зная любовь наших киноделов оттоптаться своими творческими исканиями на всем, что нам дорого, можно было ожидать чего угодно. От очередной тошнотины про злобного старшину, который трусливо прячется за спинами женщин, подставляя их под автоматы немцев. И до любовно-гаремного порева с неизбежными сценами секса разной степени добровольности.

Поэтому для себя решил: в кинотеатре смотреть не буду. В крайнем случае, через годик, когда все рецензенты выскажутся, качну с торрентов и гляну. И то, если время будет. Но у Высших сил на данный счет были свои задумки. Поэтому они коварно (кто же откажет девушке в просьбе сходить вечером в кино?) направили меня именно на этот фильм. Причем озаботились, чтобы это был последний сеанс, когда зал практически пуст. Поэтому на соседнем ряду не окажется подвыпившая компания, а в самый напряженный момент ни у кого из кармана не зазвучит похабный рингтон.

В общем, благодарение Высшим силам, у меня есть что теперь сказать по поводу новой инкарнации фильма «А зори здесь тихие».

Фильм 1972-го года был двухсерийным. Поэтому мог себе позволить поворот сюжета, который по степени крутизны сравним с тем, что совершила политика России в 2014 году на берегах Крыма.

Первая серия рассказывала о приключениях женщин-военных. Так как героини служили в зенитной части, то можно было оставить за кадром грязь и постоянную угрозу смерти, которые царят в окопах на передовой. Поэтому самое страшное, что случилось с девушками в первой серии – ранение (не тяжелое, кстати) двух из них во время налёта немецкой авиации. Всё остальное строилось на чуть ли не комедийных коллизиях, которые случаются, если под командование тылового офицера помешанного на уставе попадает два десятка затянутых в гимнастерки молодых девушек. В общем, фильм отчаянно прикидывался вариацией на тему кинокомедии «Беспокойное хозяйство» про поддельный аэродром под командованием гвардии-старшины Семибабы.

Поэтому, когда во второй серии начинается полноценная война с совершенно неиллюзорными немецкими диверсантами, это бьет по нервам, словно удар тока. Неожиданно выясняется, что сержант Васков, который до того воспринимался как тыловая крыса, у которой вместо мозга – устав, на самом деле полноценный ветеран. Отличный солдат, способный не только грамотно мыслить тактически и оперативно, но ещё и боевик, каких поискать. Но всё равно, для девушек своего небольшого отряда он по-прежнему остается больше заботливым отцом. И окончательно становится машиной убийства только после гибели последней из них. А до этого продолжает шутковать в своём простоватом ключе и даже думать о воспитании личного состава.

В общем, изначальный фильм наращивает степень серьезности постепенно. Смерть первой из девушек происходит совершенно неожиданно и даже как-то невзначай. И вообще вне кадра. Гибель каждой следующей – всё более и более трагичное событие. И короткий выстрел, обрывающий жизнь последней, уже воспринимается как нечто неизбежное, подводящее черту под прошлой лёгкостью. После этого на войне остаются только мужчины. И воевать они начинают уже без оглядки на необходимость заботиться о слабых и неумелых боевых подругах. Дико и страшно воевать.

Новый же фильм по хронометражу вдвое короче. И он чуть ли не с самых первых кадров бешено серьёзен. В отличие от фильма 1972 года, где война ощущалась чем-то кошмарным, но далеким от мест, где происходят события. В новой версии война рядом, она звучит в каждом кадре, в каждом слове. Даже цветовая гамма такова, что обзавидовались бы спартанцы из фильма «300». Серьезно в фильме все: и Мария, хозяйка дома, где живет старшина Васютин, и сержант Осянина, делающая насечку после убитого фашиста. Серьезна до сведённых скул командир полувзвода зенитчиц. Сам сержант Васютин не хохмит, не сыплет прибаутками. Такое ощущение, что он с самого начала фильма знает, что скоро идти ему на ту каменистую гряду, встречать фашистов. Даже доктор Варя Черноус (никак не могу запомнить, как звать эту актрису), которая тут играет слабую духом Галю Четвертак, всё равно серьезна, словно нейрохирург, делающий операцию на открытом мозге.

И что самое важное: вся эта серьезность вовсе не выглядит ни наигранной, ни напыщенной. В неё веришь. Ею проникаешься настолько, что даже во время сцены с помывкой зенитчиц в бане не отпускает внутреннее напряжение.

Появившиеся в кадре немцы только лишь усиливают эту тревожность и напряженность. В оригинальном фильме их, по-хорошему, крупным планом то и не показывали. А когда показали, то это уже были последние оставшиеся в живых, перепуганные и, вообще говоря, уже духовно проигравшие немцы. В новом фильме немцев показывают часто. Показывают крупно. Показывают так, что не возникает никаких сомнений: это опасный, опытный враг. Каким бы ни был матерым воякой Васютин (который, кстати сказать, в новом фильме значительно более чувствителен, как бы это странно не показалось), при взгляде на уверенные лица немецких диверсантов, на плавные движения, с которыми они вынимают нож, на уверенную поступь их ботинок, становится понятно: силами отрада зенитчиц их не остановить. Невозможно это. Для простых людей – точно.

И тут помимо фильма «300» невольно вспоминается, что практически одновременно с новой инкарнацией «А зори здесь тихие» по нашим кинотеатрам начала шествие вторая часть эпоса про американских супер-героев: «Мстители: эра Альрона». Там, кстати сказать, в отличие от экранизаций комиксов, которые делались 30 лет назад, тоже все супер-герои серьезны и неигривы. Но есть одна интересная деталь: когда смотришь фильм про супер-героев, то знаешь, что каким бы ни был сильным противник, которого этот супер-герой героически забарывает, победитель определён заранее. По закону жанра уродливое лицо антагониста-злодея, многочисленность его сподвижников, всесокрушающая сила используемого ими оружия – всё это должно лишь подчеркивать силу супер-героя. Ведь всё это герой в финале фильма неизбежно должен победить. Таков закон жанра.

А в «Зорях», даже если смотрел предыдущую версию, и поэтому в курсе чем всё закончится, всё равно как-то отказывается мозг подсказывать: успокойся, всё закончится хорошо. Ведь нашим тоже положено побеждать. Ведь, вообще-то говоря, наши тогда действительно победили. Но режиссер, операторы и актеры – вся команда фильма каким-то невероятным способом ухитрилась сделать так, что в победе наших сомневаешься. До самого последнего момента сомневаешься.

Поэтому искренне завидую тем, молодым, которые не в курсе, чем дело должно закончиться. Для них фильм будет ещё более захватывающим и наматывающим нервы на кулак.

Для финала, как и положено, краткое резюме-совет категории «смотреть – не смотреть».

  • Если вы никогда раньше не смотрели оригинальный фильм 1972 года, то очень рекомендую. Снято всё качественно (не стыдно буржуям показывать), актеры играют хорошо, музыка более чем уместна (в какие-то моменты казалось, что сам Ханс Зиммер участвовал). Не пожалеете.

  • Если вы любите фильмы про супер-героев (или про великих воинов царя Леонидаса), то тоже идите. Картинка будет для вас более чем привычной. А заодно сможете посмотреть кино про то, что у нас супер-героем, если надо, может стать любой с виду обычный человек. И не надо ему для этого ни супер-костюма, ни инъекций хитрой героизирующей химии.

  • Если вы когда-то давно смотрели предыдущую версию «Зорей», но готовы посмотреть, как этот же сюжет могут снять современные честные режиссеры, тоже можете идти. Ни поругания, ни осквернения предыдущего фильма нет и в помине. А несколько мазков дерьмецом про злобных НКВД-шников и несправедливо зарепрессированных Цапков кулаков – ну без этого сегодня, видимо, нельзя. Просто пропустите мимо ушей эти моменты.

  • Вот кому не советую ходить – это тем пуританам, которые в принципе не приемлют какие-либо вариации на тему фильмов, которые они посмотрели в юности и полюбили. Не надо, братцы, не трепите себе нервы. Не создавайте объект ненависти из хорошего, в целом, фильма.


PS. Пока писал заметку, покопался в материалах, посвященных фильму. Выяснилось совершенно неожиданное: нынешний ремейк «Зорей» вовсе не первый. Был ещё один, 2005 года выпуска. И это, во-первых, (только сядьте) сериал аж на 12 серий. А, во-вторых, снимали его (вы точно сидите?) КИТАЙЦЫ! У меня хватило терпения (чисто из любви к оригиналу) просмотреть треть из них. Китайская школа постановки, должен я вам доложить, это что-то с чем-то. Но к нашей с вами истории братья-китайцы относятся настолько трепетно, что сложилась твердая уверенность: наших киноделов, прежде чем доверять им съемку фильмов аналогичной направленности, надо отправлять на годичные курсы в Поднебесную.



Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments