Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Category:

В поисках автора. Скрипичный концерт «Аделаида» (Окончание)

По материалам «A Survey of Art Forgeries» by Matthew D. Young
(Окончание)
Ситуация изменилась в 1977 го­ду, ко­г­да ком­па­ния Па­те-Мар­ко­ни ре­к­родз при­об­ре­ла пра­ва как на само про­из­ве­де­ние, так и на его за­пись Ме­ну­хи­ным в 1934 го­ду.

Ие­гу­ди Ме­ну­хин. 1947. США

Ранее Ка­за­де­зюс, как ли­цо «окон­чив­шее» про­из­ве­де­ние, имел ав­тор­ские пра­ва на ор­ке­ст­ров­ки и гар­мо­ни­за­ции «Аде­ла­и­ды», те­перь же но­вый пра­во­об­ла­да­тель ре­шил не только пре­не­б­речь ука­за­ни­ем Ка­за­де­зю­са на вновь из­да­ва­е­мой про­дук­ции, но глав­ное — больше не пла­тить ему ав­тор­ских от­чи­с­ле­ний.

Для Ка­за­де­зю­са по­доб­ное бы­ло со­вер­шен­но не­при­е­м­ле­мым, так как от­чи­с­ле­ния за «Аде­ла­и­ду» были существенным ис­то­ч­ни­ков его фи­нан­со­во­го бла­го­по­лу­чия. Поэтому у не­го не ос­та­лось ино­го вы­бо­ра, кро­ме как вскрыть ми­с­ти­фи­ка­цию, обнародовав «тай­ну» со­з­да­ния про­из­ве­де­ния. Всем же кто те­перь со­м­не­вал­ся уже в его ав­тор­ст­ве «Аделаиды», 84-х лет­ний му­зы­кант пуб­ли­ч­но ре­ко­мен­до­вал сна­ча­ла най­ти ори­ги­наль­ную ру­ко­пись.

В итоге Ма­ри­усу Ка­за­де­зю­су уда­лось от­сто­ять свои от­чи­с­ле­ния, сам казус во­шел в учеб­ни­ки по ав­тор­ско­му пра­ву, а кра­си­вая ле­ген­да о кон­цер­те, на­пи­сан­ном 10-ти лет­ним Мо­цар­том, ока­за­лась раз­вен­ча­на. Но, спра­ве­д­ли­во­сти ра­ди, на­до за­ме­тить, что ми­с­ти­фи­ка­ция ока­за­лось жи­ву­чей, и в 2010 го­ду в Мо­с­к­ве бы­ла за­щи­ще­на дис­сер­та­ция на те­му «Скри­пи­ч­ные кон­цер­ты В.А. Мо­цар­та: осо­бен­но­сти жан­ра и ис­по­л­ни­тель­ской ин­тер­пре­та­ции». В ко­то­рой чи­та­ем:


  • «Не до кон­ца ре­шен во­п­рос и о ко­ли­че­ст­ве соб­ст­вен­но скри­пи­ч­ных кон­цер­тов, так как кро­ме пя­ти, при­на­д­ле­ж­ность ко­то­рых Мо­цар­ту не вы­зы­ва­ет ни­ка­ко­го со­м­не­ния, су­ще­ст­ву­ют еще три, ко­то­рые ему при­пи­сы­ва­ют­ся, хо­тя ав­то­гра­фов их не об­на­ру­же­но. Пер­вый, кон­церт D-dur, по­лу­чив­ший на­зва­ние «Аде­ла­и­да», был опуб­ли­ко­ван в 1933 г. фран­цуз­ским скри­па­чом и ком­по­зи­то­ром М. Ка­за­де­зю­сом.»

  • «Про­из­ве­де­ние име­ло по­свя­ще­ние стар­шей до­че­ри ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XV Аде­ла­и­де, да­ти­ро­ва­но 26 мая 1766 г. Од­на­ко ав­то­ри­тет­ные уче­ные от­ри­ца­ют мо­цар­тов­ское ав­тор­ст­во.»

  • «В ком­мен­та­ри­ях к мо­но­гра­фии Абер­та К. К. Са­к­ва ре­зю­ми­ро­вал их мне­ние: «Дей­ст­ви­тель­но, ес­ли бы кон­церт воз­ник в то вре­мя, то Ле­о­польд Мо­царт не пре­ми­нул бы вклю­чить в свой вен­ский спи­сок 1768 г. кон­церт, по­свя­щен­ный чле­ну ко­ро­лев­ской се­мьи. Но в его пе­ре­ч­не нет ни­ка­ких ука­за­ний на скри­пи­ч­ный кон­церт. К то­му же Мо­цар­ты при­бы­ли в Вер­саль толь­ко 28 мая 1766 г., «по­свя­ще­ние» же ука­зы­ва­ет на их пре­бы­ва­ние в Вер­са­ле дву­мя дня­ми рань­ше.»

  • «По­свя­ще­ние» ка­жет­ся по­до­з­ри­тель­ным еще и по­то­му, что оно при­ло­же­но к ру­ко­пи­си, а это не бы­ло при­ня­то при об­ра­ще­нии к столь вы­со­ко­ по­ста­в­лен­ным ли­цам, как фран­цуз­ская до­фи­на: для та­ко­го слу­чая по­до­ба­ло под­но­сить пе­чат­ные из­да­ния. Стран­ной ка­жет­ся и та се­крет­ность, ко­то­рая ок­ру­жа­ла ав­то­граф, на­хо­див­ший­ся во вла­де­нии ма­де­му­а­зель Ла­валь де Мон­мо­рен­си: ма­ну­ск­рипт был объ­я­в­лен не­до­с­туп­ным для обо­з­ре­ния или фо­то­гра­фи­ро­ва­ния да­же для из­ да­тель­ст­ва Шо­та, опуб­ли­ко­вав­ше­го кон­церт. Все это по­бу­ди­ло А. Эйн­штей­на по­ме­с­тить кон­церт «Аде­ла­и­да» как KV Anh. 294, т.е. в чи­с­ло «при­пи­сы­ва­е­мых про­из­ве­де­ний».


То есть и на­уч­ный ру­ко­во­ди­тель (про­фес­сор, до­к­тор ис­кус­ст­во­ве­де­ния), и ма­с­ти­тые оп­по­нен­ты, и другие деятели культуры ви­ди­мо ока­зал­ись не в кур­се ис­то­рии со скри­пи­ч­ным кон­цер­том D-dur «Аде­ла­и­да». И бо­лее то­го, ма­те­ри­а­лы дис­сер­та­ции вы­шли от­дель­ной книж­кой, так что ми­с­ти­фи­ка­ция бу­дет продолжать жить да­же не­смо­т­ря на то, что в 1989 году  эта история вошла в «Книгу рекордов Гиннеса» в номинации «Са­мая уда­ч­ная му­зы­каль­ная под­дел­ка»:


  • «Ко­г­да фран­цуз­ский скри­пач Ма­ри­ус Ка­за­де­зюс впер­вые ис­по­л­нил кон­церт „Аде­ла­и­да“, ав­тор­ст­во при­пи­са­ли 10-летнему Мо­цар­ту. 1977 Ка­за­де­зюс, оду­ра­чив­ший боль­шую часть му­зы­каль­ной об­ще­ст­вен­но­сти, при­знал­ся, что он на­пи­сал его сам».


А заключение вторая часть «Аде­ла­и­ды» в исполнении Ие­гу­ди Ме­ну­хина

«Violin Concerto in D ’Adelaide’ KAnh294a/C14.05 [by Marius Casadesus] (1990 Digital Remaster):
II. Adagio» by Yehudi Menuhin/Orchestre Symphonique de Paris/Pierre Monteux

И вариант «Аде­ла­и­ды» в исполнении Ванессы Мей:

Vanessa-Mae Violin Concerto part 1 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a


Vanessa-Mae Violin Concerto part 2 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a


Vanessa-Mae Violin Concerto part 3 (’Adelaide’, in the style of Mozart) in D major, KAhn.294a

Tags: Культура
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments