gol_olga (gol_olga) wrote in eot_su,
gol_olga
gol_olga
eot_su

Categories:

Ответ на вызов


Речь пойдет о необходимых составляющих в развитии человека. Технологии, которыми владеет человечество, непрерывно развиваются, тогда как сам человек остается практически неизменным.Несоответствие развития техники и развития человека - это вызов, на который должен отвечать ВЕСЬ МИР, ибо опасные технологии в руках неразвитого человека способны уничтожить само человечество. Для выхода из этого тупика нужно либо снижать технологический потенциал человечества, либо повышать человеческий потенциал. Советский проект был вариантом второго способа - способа сокращения разрыва через поднятие человека, через улучшение человека.

"Свободное развитие каждого как условие свободного развития всех" - так описывается коммунизм в "Коммунистическом манифесте" Маркса и Энгельса. О том, что вкладывал Маркс в понятие "развитие каждого" при коммунизме, можно увидеть по его Экономическо-философским рукописям 1844 года. Маркс писал об эмансипации человеческих чувств и свойств, о развитии человека до такой степени, чтобы человеческая сущность стала для него естественной сущностью.

Развивать человеческие качества индивида невозможно без освоения им знаний, накопленных человечеством за века. Именно поэтому после Октябрьской революции большевики огромное значение придавали образованию человека.

В 1920 году, во время гражданской войны и послереволюционной разрухи Россию посетил английский писатель Герберт Уэллс. Вот как он описывал в своей книге "Россия во мгле" положение с образованием в послереволюционной России, сравнивая его с царской Россией 1914 года:

"Хотя мне не удалось лично повидаться с Луначарским, я сумел познакомиться со многим, что сделано им в области народного просвещения.

Основной материал, с которым приходится иметь дело работнику народного просвещения, - это люди, а в них, во всяком случае, Россия все еще не испытывает недостатка; так что в этом отношении Луначарский находится в лучшем положении, чем большинство его коллег. И должен признаться, что работа большевиков в этой области, к которой я сперва отнесся с большим недоверием и предубеждением, показалась мне поразительно плодотворной, если принять во внимание стоящие перед ними огромные трудности.

Начало знакомства Герберта Уэллса с образовательной системой оказалось неудачным. Желая сделать ему приятное, его спутники "подготовили" школу к посещению. Уэллс это очень быстро понял, так как дети, отвечая на вопросы, подозрительно много знали о творчестве Уэллса и практически ничего об английских классиках. Тогда Уэллс решил застать "врасплох" какую-нибудь другую школу:

"Через три дня я внезапно отменил всю свою утреннюю программу и потребовал, чтобы мне немедленно показали другую школу, любую школу поблизости. Я был уверен, что первый раз меня вводили в заблуждение и теперь-то я попаду в поистине скверную школу. На самом деле все, что я увидел, было гораздо лучше - и здание, и оборудование, и дисциплина школьников. Побывав на уроках, я убедился в том, что обучение поставлено превосходно. Большинство учителей - женщины средних лет; они производят впечатление опытных педагогов. Я выбрал урок геометрии, так как он излагается универсальным языком чертежей на доске. Мне показали также массу отличных чертежей и макетов, сделанных учениками. Школа располагает большим количеством наглядных пособий; из них мне особенно понравилась хорошо подобранная серия пейзажей для преподавания географии. Там есть также много химических и физических приборов, и они, несомненно, хорошо используются. Я видел, как готовили обед для детей, - в Советской России дети питаются в школе; он был вкусно сварен из продуктов гораздо лучшего качества, чем обед, который мы видели в районной кухне. Все в этой школе производило несравненно лучшее впечатление. Под конец мы решили проверить необычайную популярность Герберта Уэллса среди русских подростков. Никто из этих детей никогда не слыхал о нем. В школьной библиотеке не было ни одной его книги. Это окончательно убедило меня в том, что я нахожусь в совершенно нормальном учебном заведении.

Теперь я понял, что в первой школе меня вовсе не хотели ввести в заблуждение относительно состояния обучения в России, как я решил в гневе, а все произошло потому, что мой литературный друг, критик г. Чуковский, горячо желая показать мне, как меня любят в России, подготовил эту невинную инсценировку, слегка позабыв о всей серьезности моей миссии.


В результате Герберт Уэллс делает следующие выводы:

"После того как я собрал дополнительный материал и обменялся впечатлениями с теми, кто побывал в России, в частности с д-ром Хэйденом Гэстом, который тоже "застал врасплох" несколько школ в Москве, я пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет грандиозная работа по народному просвещению и что, несмотря на всю тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского режима. (Все это, как и в других случаях, почти не касается крестьянства, за исключением некоторых "показательных" районов). Школы, которые я видел, не отличались от хороших средних школ Англии. Туда принимают всех, и делаются попытки ввести обязательное обучение. Конечно, Россия сталкивается с особыми затруднениями. Во многих школах не хватает учителей; не всегда удается заставить посещать занятия детей, которые предпочитают заниматься уличной торговлей. Большая часть нелегальной торговли в России ведется детьми. Их труднее поймать, чем взрослых; к тому же русские коммунисты - убежденные противники наказания детей. А русские дети развиваются поразительно быстро для северян."

Советское государство добилось значительных успехов в образовании - оно по праву считалось одним из лучших в мире. Однако того, что делалось в СССР для развития человека, оказалось недостаточно для победы человеческой сущности над животной - в противном случае население не купилось бы в своей массе на соблазн "иметь", преподнесенный ему методами "мягкой силы" Джзефа Ная, и страна не ушла бы с коммунистического пути развития.

Что было упущено при совершенствовании человека во время строительства коммунизма? Возможно, свою роль сыграл отказ от учета важности метафизической составляющей в существовании людей. Ведь поступки человека порой невозможно объяснить только рациональным размышлением и эмоциями. А значит, налицо существование неких  предельных оснований для "человеческого поведения", неподдающихся анализу сухим расчетом при наблюдении со стороны.

Так может, ортодоксальным коммунистам (если они, конечно, хотят взять реванш) стоит перестать относиться с презрением к религии и к тем силам, что даются людям, познавшим нечто на метафизическом уровне?

Tags: Кургинян, СССР, коммунизм
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment