Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Categories:

Пояснения к статье М.Кантора "Как смотреть картины" III. Новоселье



Пе­ре­хо­дим к по­с­лед­ней кар­ти­не, во всех смы­с­лах по­с­лед­ней, так как кар­ти­на «Но­во­се­лье» на­пи­са­на в 1937-м го­ду, не­за­дол­го до смер­ти ху­до­ж­ни­ка. Но да­дим опять сло­во Ма­к­си­му Кан­то­ру:

  • М.Кантор: «Кар­ти­на «Но­во­се­лье» на­пи­са­на в 1937-м го­ду – во вре­мя по­валь­ных аре­стов и за­се­ле­ний но­вых хо­зя­ев в ос­во­бо­див­ши­е­ся квар­ти­ры. Вы по­ла­га­е­те, Пе­т­ров-Вод­кин, ав­тор со­тен зна­чи­тель­ных хол­стов с об­ще­че­ло­ве­че­с­ки­ми те­ма­ми, – не­ожи­дан­но ре­шил отой­ти от сим­во­лиз­ма, ос­во­ить бы­то­вую сцен­ку без вся­ко­го умы­с­ла? Ну, пра­во же, от­не­си­тесь со вни­ма­ни­ем к ге­нию.»

Ну, во пер­вых, ес­ли при­смо­т­реть­ся, то за­се­ле­ние про­ис­хо­дит не в осо­во­бо­див­шу­ю­ся квар­ти­ру ре­п­рес­си­ро­ван­но­го, а яв­но в «ста­ро­ре­жим­ную» квар­ти­ру. Это так на­зы­ва­е­мое «уп­лот­не­ние». При­чем по­хо­же, что уп­лот­не­ние про­хо­дит где-то на Двор­цо­вой на­бе­ре­ж­ной. Вот виды из ок­на квар­ти­ры на кар­тине и на современной фотографии:

Похожи? Вид на фотографии, это вид из ок­на от­де­ле­ния рос­сий­ско­го Кра­с­но­го Кре­ста, расположенного по адресу: улица Мил­ли­он­ная 11, Санкт-Пе­тер­бург. Но и сам Петров–Водкин пояснял о своей картине:

  • Сю­жет кар­ти­ны — празд­не­ст­во в ра­бо­чей се­мье по слу­чаю все­ле­ния в 1922 го­ду в бар­ский особ­няк.

О чем рассказывается в биографии художника. Но идем даль­ше. А ка­ко­ва ис­то­рия со­з­да­ния кар­ти­ны? Фраг­мент из артциклопедии:

  • «По­с­лед­ней боль­шой кар­ти­ной ма­с­те­ра ста­ло по­лот­но "Но­во­се­лье" (1937), вы­пол­нен­ное по за­ка­зу вы­став­ко­ма вы­став­ки "Ин­ду­ст­рия со­ци­а­лиз­ма". Пи­сал он его не­сколь­ко лет и пред­ста­вил жю­ри вы­став­ки в 1938 го­ду. Но жю­ри от­ка­за­лось экс­по­ни­ро­вать по­лот­но на вы­став­ке, и, по­лу­чив до­го­вор­ную сум­му, ав­тор пе­ре­дал его в за­па­с­ник Треть­я­ков­ской га­ле­реи.»

То есть, не вдруг, а был за­каз, ко­то­рый ху­до­ж­ник ста­рал­ся вы­пол­нить. Ху­до­ж­ник про­дол­жал экс­пе­ре­мен­ти­ро­вать, но по­лу­чен­ный ре­зуль­тат счи­тал неудо­в­ле­тов­ри­тель­ным. Вот как он сам его оха­ра­к­те­ри­зо­вы­вал:

  • «У ме­ня есть ошиб­ка. Она за­клю­ча­ет­ся в том, что я не по то­му пу­ти по­вел раз­вер­ты­ва­ние сю­же­та — я стиш­ком за­гру­зил кар­ти­ну, че­рес­чур мно­го рас­ска­зы­вая, и это сби­ло ме­ня с ус­т­ре­м­ле­ния на пред­мет и от­вле­к­ло в сто­ро­ну рас­ска­за, от ко­то­ро­го зри­тель ни­че­го хо­ро­ше­го не по­лу­чит.»

Даль­ше Ма­к­сим Кан­тор про­дол­жа­ет раз­ви­вать те­му Ле­ни­на-Ста­ли­на, счи­тая кар­ти­ну пря­мым про­дол­же­ни­ем сю­же­та «Смер­ти ко­ми­са­ра»:

  • М.Кантор: «Эта кар­ти­на столь же сим­во­ли­ч­на, как иные его ве­щи – это итог ре­во­лю­ции. Это рас­сказ о том, что слу­чи­лось по­с­ле смер­ти ко­мис­са­ра, и по­с­ле то­го, как аре­сто­ва­ли встре­во­жен­ную се­мью.»

  • М.Кантор: «Он на­ри­со­вал но­во­го Хо­зя­и­на квар­ти­ры по­хо­жим на Ста­ли­на и Ле­ни­на не слу­чай­но, Есть порт­рет Ле­ни­на, на­пи­сан­ный Пе­т­ро­вым-Вод­ки­ным в 1934 го­ду, и Хо­зя­ин – пра­к­ти­че­с­ки ко­пия это­го порт­ре­та, да­же по­за та же, да­же ли­цо схо­же.»



А вот как опи­са­на ис­то­рия соз­дна­ния кар­ти­ны в био­гра­фии ху­дож­ни­ка:

  • «Все по­с­лед­ние го­ды жиз­ни Пе­т­ров-Вод­кин был за­нят боль­шой кар­ти­ной "Но­во­се­лье" (за­вер­ше­на в 1937 г., ГТГ). Ху­до­ж­ник при­да­вал ей боль­шое зна­че­ние, тща­тель­но ра­бо­тал над ее об­раз­ами, мно­гое пе­ре­пи­сы­вал, ко мно­го­му вновь и вновь воз­вра­щал­ся. Сю­жет кар­ти­ны — празд­не­ст­во в ра­бо­чей се­мье по слу­чаю все­ле­ния в 1922 го­ду в бар­ский особ­няк. Изо­б­ра­же­но око­ло двух де­сят­ков пер­со­на­жей, со­б­ран­ных в не­сколь­ко групп. Пе­т­ров-Вод­кин под­роб­но, по-фе­до­тов­ски, рас­ска­зал о кар­ти­не, оха­ра­к­те­ри­зо­вав ее глав­ные пер­со­на­жи так, что мы уз­на­ем "кто есть кто" – кто от­ку­да при­е­хал в Пе­т­ро­град и кто что ду­ма­ет и чув­ст­ву­ет, – но не о том, ка­кое ме­с­то та или иная фи­гу­ра за­ни­ма­ет в пла­сти­че­с­ком ре­ше­нии ком­по­зи­ции. Та­ким об­ра­зом, оче­вид­но, что он тща­тель­но раз­ра­бо­тал "сце­на­рий" и за­тем уже смо­т­рел на свою за­да­чу как на чи­с­то изо­б­ра­зи­тель­ную. И он, дей­ст­ви­тель­но, уме­ло "по­до­б­рал" пер­со­на­жи и не ме­нее уме­ло об­ри­со­вал об­ста­нов­ку при­спо­соб­лен­но­го под жи­лье за­ла, где скуд­ное уго­ще­ние ус­т­ро­е­но на фо­не кар­тин в зо­ло­че­ных ра­мах, а длин­ная тру­ба "бур­жуй­ки" пе­ре­се­ка­ет ог­ром­ное зер­ка­ло трю­мо. Но жи­во­пись кар­ти­ны – са­мой боль­шой во всем его на­сле­дии – ока­за­лась тус­к­лой и од­но­об­раз­ной.»

​Идем дальше:

  • «М.Кантор: «Пе­т­ров-Вод­кин – ма­с­тер де­та­ли: по­смо­т­ри­те на оси­ро­тев­ший ок­лад с лам­пад­кой – икон­ку вы­дра­ли (это над го­ло­вой ста­ри­ч­ка в пра­вом уг­лу), по­смо­т­ри­те на порт­ре­ты пре­ж­них жиль­цов квар­ти­ры – они ви­сят по сте­нам, по­смо­т­ри­те на вы­би­тое сте­к­ло – в са­мом цен­т­ре ком­по­зи­ции. И – ис­хо­ди­те из то­го, что ху­до­ж­ник не глу­пее вас, он го­во­рит то, что хо­чет ска­зать, вы толь­ко слу­шай­те вни­ма­тель­но.»



Оклади правда  без иконы, но слож­но со­гла­сить­ся с тем, что на сте­нах «порт­ре­ты пре­ж­них жиль­цов квар­ти­ры. Один «порт­рет» вид­но ря­дом с ико­ной. Вто­рой жен­ский, но судя по набору остальных картин на стенах, едва ли он — семейный.

Тре­тий же, от­ра­же­ный в зер­ка­ле, так вообще — на­тюр­морт:

Такое вот "внимание к мелочам" у Максима Кантора.  Ну а за­вер­шить рас­сказ о «Но­во­се­лье» хо­чет­ся фраг­мен­том ин­тер­вью до­че­ри ху­до­ж­на­ка, опуб­ли­ко­ва­нного на сайте ра­дио «Сво­бо­да» 17.07.2008:

«Еле­на Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на: По­с­лед­няя кар­ти­на па­пи­на – «Но­во­се­лье». Это уже 1937 год, в Ле­нин­гра­де мы жи­ли. Три раза при­ез­жа­ло жю­ри из Мо­с­к­вы, что­бы при­нять кар­ти­ну, и не при­ни­ма­ли ее. То нож не ту­да по­вер­нут, то цвет не тот. В об­щем, вся­кую ерун­ду. А в 1937 го­ду Но­вый Год мы спра­в­ля­ли в До­ме пи­са­те­лей.
Чи­та­ли Пуш­ки­на, чтец за­ме­ча­тель­ный, мно­го бы­ло вся­ких лю­дей ин­те­ре­с­ных, и Ми­ха­ил Зо­щен­ко. Мне он не по­нра­вил­ся. Я уже все-та­ки бы­ла в 1937 го­ду боль­шая. Ко­г­да мы до­мой при­е­ха­ли, он спра­ши­ва­ет:
– «Ну как те­бе, по­нра­вил­ся?».
– «Что он все вре­мя из­де­ва­ет­ся над людь­ми, на­сме­ха­ет­ся? Нет».
А па­па мне объ­я­с­нил, что он не из­де­ва­ет­ся над людь­ми, а по­ка­зы­ва­ет тех, ко­то­рые ме­ша­ют жить. И вот ко­г­да эту кар­ти­ну «Но­во­се­лье» не при­ня­ли, он мне го­во­рит:
– «Вот ты Са­мо­хва­ло­ва кар­ти­ны зна­ешь?».
– «Знаю»
– «Те­бе нра­вит­ся?»
–«Да. Ве­се­лые фи­з­куль­тур­ни­ки, тан­цы…»


Он го­во­рит:
– «А у ме­ня кар­ти­ны без тан­цев, без му­зы­ки. Тут раз­го­ва­ри­ва­ют, тут лю­ди что-то ре­ша­ют, дис­кус­сия ка­кая-то идет».
По­то­му что это 1937 год, ко­г­да да­ли ему квар­ти­ру, ком­на­ту да­ли ра­бо­че­му, они ра­ды, но они не зна­ют, как даль­ше бу­дет. Од­ну ночь — во­ро­нок уво­зит од­но­го, дру­гую ночь - вся се­мья про­па­да­ет, рас­стре­ли­ва­ют.
Так что тут он мне ска­зал: «Вот, по­че­му мою кар­ти­ну не при­ня­ли. По­то­му что там нет ра­до­сти, та­кой эй­фо­рии. А тут – то, что лю­ди ду­ма­ют. Вот я и го­во­рю, что лю­ди лю­бят и тан­цы лю­бят, и пе­ние, но лю­бят и ду­мать». Я мол­ча­ла, я да­же ма­ме не ска­за­ла, я уже бы­ла не ма­лень­кая, я уже по­ни­ма­ла.».


Но статья все равно хорошая, благодаря ей Петров–Водкин стал для меня почти как родной и действительно, если быть внимательным к мелочам, то его картины могут много чего рассказать.


Tags: Культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments