Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Пояснения к статье М.Кантора "Как смотреть картины" II. Смерть комиссара

(Начало)



  • М.Кантор: «Смерть ко­мис­са­ра» на­пи­са­на в 1927-м го­ду, ко­г­да ни­ка­ких во­ен­ных дей­ст­вий не про­ис­хо­дит, раз­ве что на Даль­нем Вос­то­ке, и то, не бу­к­валь­но. Гра­ж­дан­ская вой­на про­шла – и, за­меть­те, во вре­мя вой­ны Пе­т­ров-Вод­кин ре­а­ги­ро­вал мгно­вен­но. Для че­го, че­рез семь лет по­с­ле окон­ча­ния вой­ны он пи­шет боль­шой холст – и та­кой холст?»


Во­п­рос ин­те­ре­с­ный, и прав­да — по­че­му? За от­ве­том об­ра­тим­ся к од­но­имен­ной ста­тье Е.С.Мед­ко­вой из га­зе­ты «Ис­кус­ст­во» за №13/2006, где опи­са­на крат­кая ис­то­рия соз­да­ния кар­ти­ны:


  • «Кар­ти­на бы­ла на­пи­са­на по за­ка­зу Рев­во­ен­со­ве­та к 10-летию Кра­с­ной Ар­мии».


То есть по­сту­пил за­каз, в рам­ках ко­то­ро­го ху­до­ж­ник на­чал ра­бо­тать, при­чем от­ло­жив при этом ра­бо­ту над «Тре­во­гой» из се­рии кар­тин о ре­во­лю­ции, на­ча­той «Ра­бо­чи­ми». Кро­ме то­го, Ма­к­сим Кан­тор опять оши­ба­ет­ся, «Смерть ко­мис­са­ра» на­пи­са­на не в 1927 го­ду, а на год поз­же, в 1928. В 1927 же го­ду были на­пи­саны несколько эс­кизов этой картины. И в ста­тье Максим Кантор, ско­рее все­го, име­ет вви­ду один из них, например этот:

Эс­киз и кар­ти­на действительно по­хо­жи, но как их мо­жет пе­ре­пу­тать “зна­ток ис­кусства”, учащий быть внимательными к мелочам?


  • М.Кантор: «Ска­зать, что его, вни­ма­тель­но­го и ве­ли­ко­го че­ло­ве­ка, не по­тря­с­ла смерть Ле­ни­на и из­ме­не­ние стра­ны – не­ре­аль­но. По­тря­с­ла так же, как его ве­ли­ких со­в­ре­мен­ни­ков – Ма­я­ков­ско­го, Фи­ло­но­ва, – и, как и они, Пе­т­ров-Вод­кин от­ве­тил вот этой кар­ти­ной»


Хочется обратить внимание на то, как издалека в текст вводится тема Ленина, о которой мы еще поговорим ниже. Но вернемся к тексту:


  • М.Кантор: «Пе­т­ров-Вод­кин, в от­ли­чие от мно­гих по­ден­щи­ков-аван­гар­ди­стов, был ху­до­ж­ни­ком воз­ро­ж­ден­че­с­ко­го мас­шта­ба. Он со­з­да­вал мир. Он при­ду­мал, ни мно­го ни ма­ло, соб­ст­вен­ную сфе­ри­че­с­кую пер­спе­к­ти­ву – то есть не об­рат­ную, и не пря­мую, а как бы гля­дя на зе­м­лю свер­ху, пер­спе­к­ти­ву, ох­ва­ты­ва­ю­щую всю ок­руг­лость ша­ра. (Сход­ное есть у позд­не­го Брей­ге­ля.) Дан­ная пер­спе­к­ти­ва пе­ре­во­ди­ла со­бы­тие во все­лен­ский мас­штаб – слу­чай пре­вра­щал­ся в со­бы­тие ми­ро­во­го, пла­не­тар­но­го зна­че­ния.»


Но «сфе­ри­че­с­кая пер­спе­к­ти­ва» — это же од­на из стре­ж­не­вых осо­бен­но­стей кар­тин Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на. Появившаяся за­дол­го до «Смер­ти ко­мис­са­ра». Под­роб­нее об этом мо­ж­но про­честь в том же но­ме­ре га­зе­ты «Ис­кус­ст­во», в дру­гой ста­тье Е.С. Медковой, также по­свя­щен­ной ху­до­ж­ни­ку. Спе­ци­аль­но при­во­жу длин­ную ци­та­ту, чтобы ста­ло по­нят­нее и о том, ка­кие бы­ва­ют пер­спе­к­ти­вы, и что де­ло не в том, что изо­б­ра­же­но, а в ми­ро­воз­ре­нии ху­до­ж­ни­ка:


  • «Ини­ци­а­ция юно­ше­ст­ва в ло­не вод­ной пра­ма­те­рии род­ной зе­м­ли про­ис­хо­дит в кар­ти­не «Ку­па­ние кра­с­но­го ко­ня» (1912). Скре­ще­ние ог­нен­ной сти­хии и ду­хов­ных вы­сот муж­ско­го на­ча­ла скре­п­ля­ет кру­го­вой пе­ча­тью ве­ч­но­сти мать сы­ра зе­м­ля. Пе­т­ров-Вод­кин об­ре­та­ет в этой кар­ти­не ин­ди­ви­ду­аль­ную и на­ци­о­наль­ную иден­ти­ч­ность. С фор­маль­ной то­ч­ки зре­ния этот про­цесс мо­ж­но про­сле­дить на при­ме­ре пе­ре­ос­мы­с­ле­ния ху­до­ж­ни­ком за­ко­но­мер­но­стей об­рат­ной пер­спе­к­ти­вы ико­но­пи­си в те­о­ре­ти­че­с­кие и об­раз­ные ос­но­вы сво­ей «сфе­ри­че­с­кой пер­спе­к­ти­вы».

  • Об­рат­ная пер­спе­к­ти­ва, ре­а­ли­зуя идею ни­с­хо­ж­де­ния бо­же­ст­вен­ной бла­го­да­ти на пред­сто­я­ще­го, име­ет то­ч­кой схо­да па­рал­лель­ных осей имен­но зри­те­ля, на ко­то­ро­го из­ли­ва­ет­ся от­кро­ве­ние, в свя­зи с чем в про­стран­с­т­ве са­мой ико­ны они рас­хо­дят­ся ве­е­ро­об­раз­но. Имен­но на этой ди­на­ми­ке рас­хо­дя­щих­ся осей Пе­т­ров-Вод­кин стро­ит свою «сфе­ри­че­с­кую пер­спе­к­ти­ву». Ли­ней­ная пер­спе­к­ти­ва, раз­ра­бо­тан­ная ма­с­те­ра­ми Ре­нес­сан­са, не удо­в­ле­тво­ря­ла его сво­ей ста­ти­ч­но­стью и тем, что она не от­ве­ча­ла ес­те­ст­вен­ным за­ко­нам би­но­ку­ляр­но­го ви­де­ния че­ло­ве­ка и за­ко­нам тя­го­те­ния.

  • Со­в­ре­мен­ную эпо­ху К. Пе­т­ров-Вод­кин оце­ни­вал как «пла­не­тар­ный пе­ри­од че­ло­ве­че­ст­ва». Со­от­вет­ст­вен­но это­му про­стран­с­т­вен­ная ху­до­же­ст­вен­ная си­с­те­ма дол­ж­на бы­ла учи­ты­вать иные ко­ор­ди­на­ты, чем ли­ней­ная пер­спе­к­ти­ва: «Ес­ли ты ри­су­ешь ка­ран­даш, ле­жа­щий на пло­с­ко­сти сто­ла, твоя за­да­ча оп­ре­де­лить не толь­ко по­ло­же­ние это­го ка­ран­да­ша к пло­с­ко­сти сто­ла… но и его от­но­ше­ние к сте­нам той ком­на­ты, в ко­то­ром на­хо­дит­ся стол, и стен этой ком­на­ты — к ми­ро­во­му про­стран­с­т­ву, ибо ка­ж­дая вещь… на­хо­дит­ся в сфе­ре ми­ро­во­го про­стран­с­т­ва» (из вос­по­ми­на­ний уче­ни­ка Пе­т­ро­ва-Вод­ки­на А. Са­мо­хва­ло­ва). Пе­т­ров-Вод­кин счи­тал, что оси, стру­к­ту­ри­ру­ю­щие пред­мет, «под­чи­не­ны цен­т­ру па­де­ния. Зе­м­ля — Центр». От­сю­да сле­ду­ет вы­вод об «от­сут­ст­вии вер­ти­ка­лей и го­ри­зон­та­лей но­во­го смо­т­ре­ния».

  • По­доб­ное ут­вер­жде­ние Пе­т­ров-Вод­кин обо­с­но­вы­ва­ет тем, что он вы­хо­дит в сво­ем про­стран­с­т­вен­ном ви­де­нии за пре­де­лы Зе­м­ли. В пла­не­тар­ном, ко­с­ми­че­с­ком мас­шта­бе не дей­ст­ву­ют за­ко­ны эв­к­ли­до­вой гео­ме­т­рии, здесь дей­ст­ву­ет гео­ме­т­рия Н.И. Ло­ба­чев­ско­го (на вы­пу­к­лой по­верх­но­сти сфе­ры) и Б. Ри­ма­на (на во­гну­той по­верх­но­сти сфе­ры), со­г­ла­с­но ко­то­рым па­рал­лель­ные пе­ре­се­ка­ют­ся (в пер­вом слу­чае) или рас­хо­дят­ся в бес­ко­не­ч­ность (во вто­ром). Пе­т­ров-Вод­кин, со­з­да­вая ху­до­же­ст­вен­ную па­рал­лель но­вым на­уч­ным кон­це­п­ци­ям, по су­ще­ст­ву, за­ме­ща­ет бо­же­ст­вен­ный Аб­со­лют за­ко­на­ми ко­с­мо­са. Про­стран­с­т­во кар­ти­ны из­ги­ба­ет­ся под да­в­ле­ни­ем сил тя­го­те­ния.»


То есть и смерть Ле­ни­на, и ка­ран­даш в равной степени до­с­той­ны «сфе­ри­че­с­кой пер­спе­к­ти­вы». И де­ло тут в эпо­хе, она вся — «пла­не­тар­ный пе­ри­од че­ло­ве­че­ст­ва». И сдается, что все славословия Кантору ну­ж­ны только для то­го, что­бы про­дол­жить раз­ви­вать те­му Ле­ни­на:


  • М.Кантор: «И вот этот слу­чай смер­ти на до­ро­ге – ху­до­ж­ник на­звал пла­не­тар­ным со­бы­ти­ем. Так да­вай­те по­ду­ма­ем со­об­ща, ка­кую смерть на пол­пу­ти, ка­ко­го ко­мис­са­ра мог он счи­тать со­бы­ти­ем пла­не­тар­но­го мас­шта­ба?»


Так и хо­чет­ся по­в­то­рить ци­та­ту ху­до­ж­ни­ка: «Ес­ли ты ри­су­ешь ка­ран­даш, ле­жа­щий на пло­с­ко­сти сто­ла...». Но тема «не­пра­виль­ной» на­цио­наль­но­сти Ле­ни­на, это ус­той­чи­вая по­зи­ция «ан­ти­фа­ши­ста» М.Кантора. Ра­нее, в дру­гой ста­тье, он уже упо­ми­нал об этом:


  • М.Кантор: «Это Пе­т­ров-Вод­кин на­пи­сал в 27-м го­ду «Смерть ко­мис­са­ра» – по­ка­зал, как ре­во­лю­ция с кал­мыц­ким ли­цом уми­ра­ет на пол­до­ро­ге, а оси­ро­тев­ший полк ва­лит­ся за го­ри­зонт.».


Отме­тим, что пу­та­ни­ца с на­зва­ния­ми кар­ти­н и да­ти­ров­ка­ми у М.Кантора встре­ча­ет­ся ре­гу­ляр­но, и вер­нем­ся к на­цио­наль­но­сти «ли­ца». Ведь что еще ин­тел­ле­к­ту­ал бу­дет об­су­ж­дать рас­ска­зы­вая об ис­кус­ст­ве, как не оп­ре­де­ле­ние на­ци­о­наль­но­сти по ли­цу на эс­ки­зе ме­та­фо­ры «смерти Ле­ни­на»? Пой­дем даль­ше:


  • М.Кантор: «Вот уми­ра­ет ко­мис­сар – так по­гля­ди­те на эс­ки­зы его ли­ца, на смерт­ную му­ку, за­дай­те се­бе во­п­рос: за­чем в 27-м го­ду ху­до­ж­ник на­ри­со­вал уми­ра­ю­ще­го во­ж­дя от­ря­да? Ну, за­чем? По­гля­ди­те на пер­вые эс­ки­зы кар­ти­ны — где ко­мис­сар еще анфас: это аб­со­лют­но то­ч­ный порт­рет Ле­ни­на, в под­роб­но­стях»


Во-первых, давайте дадим слово самому художнику, а что он думал на этот счет («Ис­кус­ст­во» за №13/2006):


  • «Пер­во­на­чаль­но ре­ше­ние кар­ти­ны скла­ды­ва­лось в фор­мах умо­з­ри­тель­но-ли­те­ра­тур­ных. Пе­т­ров-Вод­кин раз­ра­ба­ты­ва­ет под­роб­ную био­гра­фию сво­его ге­роя: «Кто он? Он ти­по­граф­ский ра­бо­чий… из Пи­те­ра. Он с Вол­ги, а раз так, то в нем дол­ж­но быть что-то та­тар­ское или мор­дов­ское».


Но нам же надо Ленина сюда приплести, и поэтому — калмык. Но еще раз обратите внимание на образ комиссара с другого эскиза картины, сделанного в том же 1927 году.


Может все дело в том, что шла работа над образом? И в окон­ча­тель­ном ва­ри­ан­те про­то­ти­пом стал по­зи­ро­вав­ший ху­до­ж­ни­ку по­эт Сер­гей Спас­ский?


Но читаем дальше:


  • «Пла­сти­че­с­кое ре­ше­ние скла­ды­ва­ет­ся по­сте­пен­но. В эс­ки­зе 1927 г. всплы­ва­ют вос­по­ми­на­ния о пер­вой кар­ти­не на те­му вой­ны и смер­ти — «На пе­ре­до­вой...».


Тут Е.С.Медкова, ско­рее все­го, име­ет вви­ду кар­ти­ну «На ли­нии ог­ня» (1916).


В первой части писал, что дело тут не только в Канторе. Это у Лосева каждое слово имело смысл, значение и место, но чем ближе к нашему времени, тем больше "легкость в мыслях необыкновенная" развивается у гуманитариев. Сейчас можно любую передачу на канале Культура проверить фактологически, и там почти наверно обнаружатся и ляпы, и глупость, и небрежность. В порядке вещей, например, снять передачу о венецианском композиторе на фоне Рима. Ну а что? Быдло схавает, а автору даже приз дадут, типа за лучший фильм о "культуре".


  • «... но ком­по­зи­ци­он­но она как бы раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в об­рат­ную сто­ро­ну: ата­ку­ю­щие идут не на зри­те­ля, как в пер­вом слу­чае, а ухо­дят вдаль. Их дви­же­ние по ди­а­го­на­ли кар­ти­ны на­ме­ча­ет мо­тив бес­ко­не­ч­ной, ухо­дя­щей за го­ри­зонт до­ро­ги, до­ро­ги жиз­ни, что сра­зу же от­сы­ла­ет на­ше со­з­на­ние к ар­хе­ти­пи­че­с­кой пе­сен­ной си­ту­а­ции: "Степь да степь кру­гом, путь да­лек ле­жит, там в сте­пи глу­хой уми­рал…" — та­ко­ва судь­ба рус­ско­го че­ло­ве­ка: уми­рать в до­ро­ге, на про­с­то­рах зна­ме­ни­той Вла­ди­мир­ки («Вла­ди­мир­ка» И. Ле­ви­та­на),



  • про­с­то сре­ди рас­пу­ти­цы («Про­во­ды по­кой­ни­ка» В. Пе­ро­ва),



  • на пу­ти к свет­ло­му бу­ду­ще­му»

Дру­гая тра­к­тов­ка те­мы «до­ро­ги», да? Есть еще ре­ли­ги­оз­ная, и, в прин­ци­пе, все они име­ют пра­во на жизнь. Толь­ко вот сто­ит ли сю­да впле­тать на­ци­о­наль­но­сти? Что же ка­са­ет­ся об­раза Ле­ни­на, то Пе­т­ров-Вод­кин ни­как не мог обой­ти его сто­ро­ной и написал как раз перед «1919 год. Тревога».


Так ли похожи образы?


А ведь есть еще и Пушкин, написанный все в том же 1934 году.



  • М.Кантор: «И для че­го ма­с­тер на­пи­сал оси­ро­тев­ших, ухо­дя­щих сол­дат, те­ря­ю­щих рав­но­ве­сие, сбив­ших­ся с но­ги и па­да­ю­щих за го­ри­зонт? Вы, прав­да, по­ла­га­е­те, что сол­да­ты на­кре­ни­лись и как бы па­да­ют – слу­чай­но? Ду­ма­е­те, Пе­т­ров-Вод­кин не умел ри­со­вать ина­че? Пра­во же, он умел ри­со­вать – как хо­тел. От­не­си­тесь вни­ма­тель­но к то­му, что ху­до­ж­ник на­ри­со­вал.»


Со сфе­ри­че­сой пер­спе­к­ти­вой мы вро­де бы ра­зо­бра­лись. Од­но из ее свойств, что объ­е­к­ты на ее кра­ях — «за­ва­ли­ва­ют­ся». Что мо­ж­но на­блю­дать, на­при­мер, с до­ми­ка­ми на кар­ти­не «Ве­с­на», где считается, что сфе­ри­че­с­кая пер­спе­к­ти­ва про­яв­ля­ет­ся наи­бо­лее яр­ко.



Окончание следует.

Tags: Культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments