teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Categories:

Человек. Свобода. Рабство. 12: Рабство Смерти

Изгнание из Рая.jpg
В церкви есть такое понятие «орос». Эта граница, за которой нет христианства. Внутри него возможно разномыслие, свобода толкований и т.д., то есть творческое осмысление христианства. За его пределами  - нет христианства. И тут нет места никакому  "чуть-чуть". Нет степеней выхода за орос. Или ты внутри или ты снаружи. Мне кажется, этот принцип распространим на все фундаментальные принципы бытия Человека. Нельзя быть чуть-чуть нечеловеком. Нельзя иметь чуть-чуть подправленную Истину. Нельзя чуть-чуть нарушить законы человеческой природы. Нельзя чуть-чуть посмеяться над чужой святыней. Нельзя чуть-чуть нарушить заповедь Бога. Последствия этих и подобных "чуть-чуть" всегда будут катастрофичны.

Сегодня у меня будет очень длинное цитирование и при этом не труда святителя Игнатия. Что может показаться своего рода отступлением от начатого разговора. Но это не так. Оно будет поэтическим и потому не столь трудным для прочтения. А так как автор - английский поэт, политический деятель и мыслитель, богослов – Джон Мильтон, то приведенные мной ниже слова поэмы «Потерянный Рай» будут очень к месту. Ведь сегодня мы перейдем к обсуждению третьей составляющей рассматриваемой нами триады – Рабству.

Мильтон портрет.jpgЯ специально, как говорится, тянул время, чтобы не подойти к этой теме в Светлую Седьмицу. На неделе, когда христиане ликуют по поводу Победы Вождя их Спасения над Смертью и Грехом, негоже было обсуждать побежденных.  Но сегодня не сказать, что с удовольствием надо перейти и к этой тяжелой теме.

До этого мы отчасти рассмотрели и предназначение Человека и его природу, обуславливаемую этим предназначением. Так же познакомились с мнением Церкви относительно Рая. Места, где Человеку было предназначено совершенствовать себя, приводя заложенный в нем потенциал подобия Богу в бесконечном пути Восхождения в Тому, по образу Которого Человек был сотворен.

Но Человек всего этого лишился. Лишился по своей воле и по своей вине.  Он ослушался заповеди Бога, был за это наказан и изгнан из Рая. Тут очень важное место. Кем наказан? И зачем изгнан? Для того, чтобы разобраться с этим, я и предлагаю прочитать фрагмент поэмы Мильтона. Я буду сокращать объем цитирования, заменяя пространные и очень живописные строки поэта своим пересказом. Прошу меня заранее простить. Кто же захочет увидеть картину в полном объеме, может пройти по ссылке.

Достигнув границ ада, сатана видит существ охраняющих его врата:
«По обе стороны,- два существа,
Два чудища огромные; одно -
До пояса - прекрасная жена,
От пояса же книзу - как змея,
Чье жало точит смертоносный яд;
Извивы омерзительных колец,
Громадных, грузных,- в скользкой чешуе.
Вкруг чресел скачет свора адских псов;
Их пасти Церберские широко
Разинуты; невыносимый лай
Терзает слух. Но если псов спугнуть,
Они в утробу чудища ползут
И, в чреве скрывшись, продолжают выть,
И лаять, и пронзительно визжать.

Второе существо,- когда назвать
Возможно  так бесформенное нечто,
Тенеподобный призрак; ни лица,
Ни членов у него не различить;
Он глубочайшей ночи был черней,
Как десять фурий злобен, словно Ад,
Неумолим  и мощно потрясал
Огромным, устрашающим  копьем;
То, что ему служило головой,
Украшено  подобием венца
Монаршего. Навстречу Сатане,
Что той порою ближе подошел,
Вскочив мгновенно, грозные шаги
Направил призрак с той же быстротой»

Еще преисполненный былого ангельского величия сатана хочет вступить в бой с эти чудовищем, но первое существо (полуженщина полузмея) его останавливает, назвав при этом отцом и себя и второго чудовища.
" - Зачем, отец, десницу ты занес
На  собственного сына?».

Архивраг (как величает его автор поэмы) недоумевает от такого обращения и чудовище рассказывает историю своего рождения. В ней же оно дает имена и себе и своему сыну:
"-  Ты  разве позабыл меня? Кажусь
Я нынче отвратительной тебе?
А ведь прекрасной ты меня считал,
Когда в кругу сообщников твоих,-
Мятежных  Серафимоввзор померк
Внезапно твой, мучительная боль
Тебя пронзила, ты лишился чувств,
И пламенем объятое чело,
Свет излучая, слева широко
Разверзлось, и подобная отцу
Обличьем и сияньем, из главы
Твоей, блистая дивной красотой
Небесною, во всем вооруженье,
Возникла я богиней. Изумясь,
В испуге отвернулась от меня
Спервоначалу Ангельская рать
И нарекла мне имя: Грех

…ты чаще всех
Заглядывался на меня, признав
Своим подобьем верным, и, горя
Желаньем страстным, втайне разделил
Со мною наслаждения любви.
Я зачала и ощутила плод
Растущий в чреве…».

Мильтон Ад.jpg

Низвергнутому вслед за падшими ангелами в ад, Греху были вручены ключи от дверей. И там было рождено им второе чудовище:
«Но, сидя на пороге, размышлять
Недолго одинокой мне пришлось:
В моей утробе оплодотворенной,
Разросшейся, почувствовала я
Мучительные корчи, боль потуг
Родильных; мерзкий плод, потомок твой,
Стремительно из чрева проложил
Кровавый  путь наружу, сквозь нутро,
Меня  палящей пыткой исказив
И ужасом - от пояса до пят.
А он, мое отродье, лютый враг,
Едва покинув лоно, вмиг занес
Убийственный, неотвратимый дрот.
Я прочь бежала, восклицая: Смерть!
При этом слове страшном вздрогнул Ад,
И тяжким  вздохом отозвался гул
По  всем пещерам и ущельям: Смерть!
Я мчалась; он - вослед (сдается мне:
Сильнее любострастьем распален,
Чем яростью); испуганную мать
Настиг, в объятья мощно заключив,
Познал насильно. Эти псы - плоды
Преступного соития. Гляди!
Страшилища вокруг меня рычат
И лают непрестанно; каждый час
Должна их зачинать я и рождать
Себе на муку вечную; они,
Голодные, в мою утробу вновь
Вползают, завывая, и грызут

Мое нутро, что пищей служит им;
Нажравшись, вырываются  из чрева…».

Итак, мы видим, что Смерть была плодом Греха и сатаны. А сам Грех - дитя гордости падшего ангела. Смерть неминуемо следует за Грехом. Это один из законов мироздания. Иначе бы Грех и попавшие в его рабство жили бы вечно. А это не жизнь, так как в грехе существо отходит от своего предназначения и теряет свою природу. Поэтому считать, что смерть  - наказание Богом Человека нельзя. Это следствие преступления Человеком заповедей Божиих.
Мильтон Искушение.jpg

Можно ли считать наказанием изгнание из Рая?  В какой-то мере да. В той же мере, как можно считать наказанием запрет ребенку, болеющему ангиной, есть мороженное. Человек попал в рабство Греху и Смерти. Чтобы хоть как-то оградить Человека от окончательного установления власти над ним сатаны, отца  Греха и Смерти, Бог разделяет их в мирах. Человек изгоняется из тонкого мира духов, на Землю. Господь дает ему ризы кожаные и тем самым прерывает свободное общение с духами. Мы об этом говорили выше.

И еще одно обстоятельство. Рай, как мы читали, совершенное место для совершенного создания Божьего. Перестав быть таковым, Человек не мог в нем находиться и в силу потери этого соответствия.

И тут часто начинается очень странный разговор относительно соответствия самого поступка Человека и последовавших за ним последствий. Грубо это выглядит так: «Подумаешь, съел яблочко! Если Бог такой всеблагой и одно из имен Его – Любовь, мог бы как-то по-другому…».

Есть законы физики, согласно которым падение с высоты опасно, горячее обжигает и т.д. Никому же не придет в голову сетовать: «Подумаешь, оступился и упал с 9 этажа. Вон с бордюра оступаются и ничего…».  Кроме физических, химических и т.д. законов, есть законы и духовные.  И вот один из таковых описал Мильтон: грех рождает смерть. Возвращаясь к теме нашей разговора можно сказать иначе – отказ Человека  от своего предназначения приводит к разрушению его природы. А это и есть смерть!

Мильтон Изгнание .jpg
Но, кроме того, так ли мал проступок Человека? И для иллюстрации я хочу привести эту печально знаменитую историю с постановкой под названием «Тангейзер» в Новосибирском театре. Либералы и даже некоторые церковные деятели типа Кураева, бросаясь на защиту свободы творчества, ведут себя точно так же, согласно описанной выше логике – «Подумаешь…». Этим самым подумаешь, они как раз закрывают и себе и другим возможность именно подумать. Вот тут в интервью С. Кургинян по-моему расставил все точки над i относительно и свободы и творчества.


Начиная с 24 минуты обсуждается это самый "Тангейзер". Мне добавить нечего. Я лишь хочу показать логику этого самого «подумаешь». Отщипывая по чуть-чуть от смыслов, отступая по чуть-чуть от норм и представлений пост-модернисты привели современной общество к такому состоянию, что оно не способно увидеть, что уже не «по чуть-чуть» ушло куда-то от самого себя. Нет уже даже того, от чего отщиповали и отчего отступали. Как в постановке Новосибирского театра нет уже «Тангейзера» и Вагнера, так же у вставших на защиту этого фальшивки либералов и прочих нет никакого принципа «терпимости и уважение» к ценностям другого. И можно ли тут считать каждое из этих по чуть-чуть безобидной пробой меж и спасительных для общества границ?

В церкви есть такое понятие «орос». Эта граница, за которой нет христианства. Внутри него возможно разномыслие, свобода толкований и т.д., то есть творческое осмысление христианства. За его пределами  - нет христианства вообще. И тут нет места никакому чуть-чуть. Нет степеней выхода за орос. Или ты внутри или ты снаружи. Мне кажется, этот принцип распространим на все фундаментальные принципы бытия Человека. Нельзя быть чуть-чуть нечеловеком. Нельзя иметь чуть-чуть подправленный Истину. Нельзя чуть-чуть нарушить законы человеческой природы. Нельзя чуть-чуть посмеяться над чужой святыней. Нельзя чуть-чуть нарушить заповедь Бога. Последствия этих и им подобных чуть-чуть всегда будут катастрофичны.

Мы подошли вплотную к последним главам книги святителя Игнатия Брянчанинова «Слово о Человеке»: «Падение первозданных», «Смерть души», «Подчинение Человека дьяволу». Завершает «Слово…» в некоторой мере утешительная «Земная жизнь». Я думаю, за эту неделю мы пройдем начатый путь до конца.

Tags: Человек
Subscribe

  • Сводки с театра военных действий

    Социальная война: — Вакцинация в России и в мире; — Эффективность вакцин; — Протесты в мире; — Правовые последствия сопротивления и протестов;…

  • Судьба гуманизма в XXI столетии

    Вот что такое гуманизм. Это беспредельное возвеличивание человека — грешного, слабого, смертного, но способного к восхождению. Ибо без этого…

  • Газета «Суть времени», выпуск №440

    → Судьба гуманизма в XXI столетии Вот что такое гуманизм. Это беспредельное возвеличивание человека — грешного, слабого, смертного, но…

promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments