Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Category:

В поисках автора. В.А.Моцарт. Скрипичный концерт D-dur «Аделаида» (KV Anh. 294)

По материалам «A Survey of Art Forgeries» by Matthew D. Young

Ма­ри­ус Ка­за­де­зюс, на­пи­сав в на­ча­ле 30-х скрипич­ный кон­церт, не ста­вил пе­ред со­бой задачу выдать его за произведение Мо­цар­та. Яв­ля­ясь чле­ном боль­шой му­зы­каль­ной се­мьи Ка­за­де­зю­сов, Ма­ри­ус и сам был уже дос­та­точ­но из­вес­тен в му­зы­каль­ных кру­гах Па­ри­жа.


К тому же, он час­то де­лал аран­жи­ров­ки му­зы­каль­ных фраг­мен­тов для скрип­ки и фор­тепь­я­но, ис­пол­няя их по­том пе­ред друзь­я­ми се­мьи, сре­ди ко­то­рых бы­ли из­вест­ные парижские му­зы­кан­ты, ди­ри­же­ры и кри­ти­ки. И вот как-то, за­ба­вы ра­ди, он аран­жи­ро­вал соб­ст­вен­ное со­чи­не­ние, пла­ни­руя по­за­ба­вить­ся над по­пыт­ка­ми мас­ти­той пуб­ли­ки уга­дать ав­тор­ст­во. Этим со­чи­не­ни­ем и ока­зал­ся кон­цер­т для скрип­ки с ор­ке­ст­ром, тот, что поз­же ста­ли на­зы­вать «Скри­пич­ный кон­церт D-dur «Аде­лаи­да» В.А.Мо­цар­та (KV Anh. 294).

К удив­ле­нию Ма­риу­са пуб­ли­ка сра­зу и ре­ши­тель­но зая­ви­ла что автор — Мо­царт. Как поз­же рас­ска­зы­вал сам Ма­ри­ус, по­на­ча­лу он был не­мно­го оза­да­чен та­кой ре­ак­ци­ей, но ре­шил по­дыграть слу­ша­те­лям, по­про­сив их еще раз хо­ро­шо по­ду­мать над ав­тор­ст­вом, обе­щав поз­же его рас­крыть, и что это всех уди­вит. Но пуб­ли­ка про­дол­жа­ла на­стаи­вать, что это без­ус­лов­но Мо­царт, и тут да­же уга­ды­вать не­че­го.

Так не­вин­ный ро­зы­г­рыш пре­вра­тил­ся в ми­с­ти­фи­ка­цию, в ре­зуль­та­те которой 27 декабря 1931 года по настоянию выдающегося фран­цуз­ско­го ди­ри­же­ра Аль­бер­та Воль­фа Ма­ри­ус Ка­за­де­зюс пуб­лич­но ис­пол­нил свое со­чи­не­ние как ра­нее не­из­вест­ное про­из­ве­де­ние Мо­цар­та. Выступление прошло с успехом, критики писали:


  • Альф­ред Бо­шо (Alfred Bauchot): «Дол­жен при­знать, что я был на­мно­го бо­лее ске­п­ти­че­с­ки в на­ча­ле, чем в кон­це.»

  • Поль Ле Флем: «Эта ра­бо­та от­кры­ла нам но­вые от­кро­ве­ния ге­ни­аль­но­го Мо­цар­та.»


Lucette et Marius Casadesus (1892-1981), 8 rue Simon-Dereure, Paris 18e, juillet 1947.

По­тре­бо­ва­лось на уди­в­ле­ние не­мно­го вре­ме­ни, чтобы со­чи­не­ние Ка­за­де­зю­са по­па­ло в Ка­та­лог Кёхе­ля, став офи­ци­аль­но при­знан­ным про­из­ве­де­ни­ем Мо­цар­та, и как ре­зуль­тат во­шло в ре­пер­ту­ар ис­по­л­ни­те­лей по все­му ми­ру. На­до от­ме­тить, что обы­ч­но для при­зна­ния под­лин­но­сти вновь от­кры­то­го му­зы­каль­но­го про­из­ве­де­ния не­об­хо­ди­ма прав­до­по­доб­ная ис­то­рия его воз­ни­к­но­ве­ния и бу­ма­ж­ный ори­ги­нал пар­ти­ту­ры. В слу­чае с Аде­ла­и­дой же бы­ла пред­ста­в­ле­на со­в­ре­мен­ная пар­ти­ту­ра в двух ча­с­тях с уве­ре­ни­я­ми, что она за­пи­сан­а с ори­ги­наль­ной ав­тор­ской, да­ти­ро­ван­ной 26 мая 1766 г., согласно ко­то­рой кон­церт был на­пи­сан Мо­цар­том в воз­рас­те 10 лет и по­свя­щен до­че­ри Лю­до­ви­ка XV Ма­рие-Аде­ла­и­де.

Ис­то­рия же со­з­да­ния Мо­цар­том это­го про­из­ве­де­ния та­ко­ва: пу­те­ше­ст­вуя из Ам­стер­да­ма в Ве­ну, Мо­царт и его се­мья ос­та­но­ви­лись в Па­ри­же. Прин­цес­са Ма­рия-Аде­ла­и­да бы­ла на­слы­ша­на о та­лан­тах юно­го Мо­цар­та, но от­но­си­лась к ним ске­п­ти­че­с­ки. По­э­то­му ре­ши­ла са­ма ис­пы­тать юно­го ге­ния, при­гла­си­ла его к се­бе во дво­рец, пред­ло­жив со­чи­нить что-ни­будь пря­мо в ее при­сут­ст­вии. Юный Мо­царт с че­стью спра­вил­ся с ис­пы­та­ни­ем, со­чи­нив как раз кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром D-dur и по­свя­тив его не­до­вер­чи­вой прин­цес­се.

Madame adelaide de France

Прав­да пар­ти­ту­ра по­л­но­стью не бы­ла за­вер­ше­на и ос­та­лась в ар­хи­ве ко­ро­лев­ской се­мьи в ви­де ру­ко­пи­с­ных чер­но­ви­ков. Поз­же, во вре­ме­на Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции, Ма­рия-Аде­ла­и­да бы­ла вы­ну­ж­де­на бе­жать в Не­аполь, и ру­ко­пись по­па­ла в ча­ст­ную кол­лек­цию. От­ку­да уже в XX-ом ве­ке на ко­рот­кое вре­мя по­па­ла Ка­за­де­зю­су с тем, чтобы он за­вер­шил пар­ти­ту­ру, что он соб­ст­вен­но и сде­лал.

Прав­да, со­м­не­ния все рав­но ос­та­ва­лись. Пре­ж­де все­го, из-за то­го, что ни­кто из кри­ти­ков или из­да­те­лей ори­ги­наль­ный ма­ну­ск­рипт так и не ви­де­ли. Кро­ме то­го, у Альф­ре­да Эйн­штей­на воз­ник ряд во­п­ро­сов: по­че­му кон­церт от­сут­ст­во­вал в вен­ском спи­ске 1768 го­да, со­ста­в­лен­ном от­цом Мо­цар­та? По­то­му что он не был окон­чен? Но ведь это по­свя­ще­ние кол­ро­лев­ской осо­бе, и вряд ли бы отец Мо­цар­та упу­с­тил та­кой шанс ук­ра­сить спи­сок про­из­ве­де­ний сы­на. Или по­че­му ис­то­ри­че­с­ки за­фи­к­си­ро­ван­ная да­та при­бы­тия Мо­цар­тов в Вер­саль на два дня поз­же да­ти­ров­ки ру­ко­пи­си? А как по­лу­чи­лось, что сле­ду­ю­щий скре­пи­ч­ный кон­церт был на­пи­сан Мо­цар­том толь­ко в 1773 го­ду?

Сто­рон­ни­ки же под­лин­но­сти упи­ра­ли на то, что во-пер­вых, ка­та­лог от­ца Мо­цар­та не мо­жет быть то­ч­ным. А во-вто­рых, са­мо про­из­ве­де­ние на­столь­ко по­хо­же на дру­гие про­из­ве­де­ния Мо­цар­та, что ка­кие еще ну­ж­ны до­ка­за­тель­ст­ва? Да­же та­кой ав­то­ри­тет как Фри­д­рих Блу­ме, ут­вер­ждал, что ав­тор­ст­во Мо­цар­та не мо­жет ста­вить­ся под со­м­не­ние из-за фор­маль­но­го непо­л­но­го со­от­вет­ст­вия сло­жив­шей­ся пра­к­ти­ке при­зна­ния ав­тор­ст­ва. Что, на­при­мер с ап­ре­ля по июль 1775 го­да Мо­царт со­чи­нил аж че­ты­ре скри­пи­ч­ных кон­цер­та, но это же не яв­ля­ет­ся по­во­дом ос­па­ри­вать их ав­тор­ст­во. А ведь это не ме­нее не­ве­ро­ят­но, чем со­чи­нить с «ли­с­та» Аде­ла­и­ду в 10 лет?

Как бы там ни­ бы­ло, в ито­ге му­зы­каль­ный мир при­знал под­лин­ность про­из­ве­де­ния. И уже в 1933 го­ду Ие­гу­ди Ме­ну­хин с Па­риж­ским сим­фо­ни­че­с­ким ор­ке­ст­ром впер­вые за­пи­сы­ва­ют кон­церт, ко­то­рый стре­ми­тель­но ста­но­вит­ся эта­лон­ным скри­пи­ч­ным про­из­ве­де­ни­ем, вхо­дя в ре­пер­ту­ар ве­ду­щих му­зы­кан­тов ми­ра.

«Violin Concerto in D ’Adelaide’ KAnh294a/C14.05 [by Marius Casadesus] (1990 Digital Remaster):
I. Allegro (cadenza: Hindemith)» by Yehudi Menuhin/Orchestre Symphonique de Paris/Pierre Monteux


W. A. Mozart - KV C 14.05 (Anh. 294a) - Violin Concerto No. 8 in D major "Adélaïde"
Performers: Mela Tenenbaum, violin; Czech Philharmonic Orchestra, conducted by Richard Kapp.

Окончание следует

Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments