?

Log in

No account? Create an account

eot_su


Сообщество «Суть времени» в Livejournal


Previous Entry Поделиться Next Entry
Человек. Свобода. Рабство. 10: Свобода Рая
фото с фото
teterevv wrote in eot_su
Христос Воскресе!

Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развитие. Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. Делать это можно не только в Раю. Просто там Человек наиболее свободен от остального попечения, и потому наиболее соответствует своему предназначению. Построить такие возможности на Земле  - не противоречит, а, на мой взгляд, наоборот соответствует природе Человека.


В эти светлые пасхальные дни все воспринимается как-то по-другому.Знаете, как в предвкушении чего-то большого человек практически не замечает мелких неприятностей и неудач. Так и в эти дни в масштабе Пасхи Христовой очень трудно удерживать внимание на каких-то негативных происшествиях и новостях.

Они конечно ни куда не делись, к сожалению. Положение в России и вокруг нее спокойнее не становится. Но идешь мимо храма и слышишь пасхальный трезвон детворы, которую на этой недели пускают в звонницы, и снова в душу возвращаются Радость и Свет от Праздника Праздников. К тому же в жизни есть место и радостным событиям.

Вчера мы с товарищами провели встречу с девятыми и восьмыми классами в ставшей уже для нас «нашей» школе №1491 района Отрадное. Мы с ребятами читали и обсуждали дневники потрясающего Человека и Героя Рудневой Е.М. Я обязательно завтра опишу, как все прошло, тем более что мы все ушли после встречи наполненные радостью от общения с ребятами. Но сегодня я хочу вернуться к текстам святителя Игнатия. Тем более что сегодняшние две главы так же соответствуют по своей теме Пасхальной Радости. Сегодня мы будем говорить о Рае. Конечно же, разговор будет строиться вокруг поиска ответов на все те же вопросы о Свободе и природе Человека.

Рай - это ведь не просто нечто утерянное и почти что сказочное. Рай это место, где Человек был подлинно свободен и полностью соответствовал своему предназначению, живя в согласии со своей природой. Утеря Рая, это, прежде всего, потеря свободы и себя, нежели некого комфорта и чего-то еще, телесного, то есть животного.

Мы говорили выше, что предназначение Человека это быть Храмом Бога. Ему поэтому были даны при творении образ и подобие Божие. Более того Человек отличался от всех до этого созданных творений тем, что в себе соединял два мира, условно называемыми видимым и невидимым. Соответственно этому Господь дал «дом», где бы Человек максимально полно мог бы реализовывать заложенный в нем потенциал. Этот дом – Рай. Вот что пишет святитель об этом доме.

РАЙ

«В громадном мироздании не только мы, но и обитаемая нами земля — величины весьма малозначительные.
Рай веществен, но вещество его тонко, как тонки души…

“Рай, — говорит блаженный Феофилакт Болгарский, — есть село духовного покоя”. Рай, по сказанию сего учителя Церкви, был чувственный: Адам видел его, плоды дерев райских употреблял в пищу, веселился там духовно.

Преподобный Григорий Синайский говорит, что рай есть низшее небо Земля служит некоторым подобием рая».

Глава достаточно длинная. Я же выделили те места, которые мне лично показались важными для нашего разговора. Масштабы Вселенной потрясают своей бесконечностью. Как и происходящие в ней процессы и события. Но стоят ли они чего-то без Человека? Есть ли История без Человека?

Христианство исходит из того, что Мироздание антропоцентрично, то есть все в нем подчинено служению Человеку. Мне кажется и со светской точки зрения так же. Если Человек единственное разумное существо во Вселенной (а пока данных, позволяющих предположить обратное, нет), то весь этот грандиозный «спектакль» под названием «Мiр» имеет только одного «зрителя» - нас. А без нас он не стоит ничего. Потому что только наше участие в нем наделяет его хотя бы каким-то смыслом. И, конечно же, Человек не просто зритель. Он именно участник всего это Таинства. Но об этом ниже.

Опрощение христианства рисует Рай как место нескончаемого телесного удовольствия. Это настолько же далеко от действительности, как и представление о коммунизме, как об обществе, подчиненным лишь удовлетворению материальных потребностей человека. Если последнему принципиально противостоит марксизм, то извращенное толкование Рая отвергает православная Церковь, в лице своих святых. Рай это место духовного совершенства прежде всего. Забота о  теле там
отсутствует вообще.  Человек в Раю, как отчасти и при коммунизме, свободе от унизительного рабства заботы о хлебе насущном. И все освобождающееся в результате такой свободы время и силы Человек посвящает реализации своего подлинного предназначенияВосхождению.

Не менее важно для меня и констатация того факта, что Земля, то есть мiр, является для Человека лишь заменой и подобием Рая. А это значит, в том числе, и то, что приведение Мiра в состояние более полного подобия своему прообразу (Раю) вещь вполне естественная, если не обязательная для Человека. Ведь Человек обязан стремится соответствовать своей природе и предназначению. А это наиболее полно возможно в Раю. Соответствовать же надо уже тут на Земле. И потому не возделывать Землю мы не можем!

Как я писал выше, Господь создал Мир как место обитания Своим творениям. Рай же предназначался Человеку. Он был подарен Человеку, как совершенный дом для совершенного по своему потенциалу созданию. И Человек бы в этот дом введен.

ВВЕДЕНИЕ В РАЙ И СОВЕРШЕНСТВО ПЕРВОЗДАННЫХ

«в раю еще предоставлено было Адаму преуспеяние: ему предоставлено было возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15). Рай насажден рукою Божиею; недостатков нет в нем: в нем преизобилует присутствие и благоухание благодати Божией…

Во внимании этой проповеди, в изучении Бога, состояло главное делание рая; изучение изящества созданий было деланием второстепенным.

Как ни был совершен Адам, но он был совершен относительно — относительно к ограниченной природе человека: изучение всесовершенного и бесконечного Бога составляло для него, по естественной необходимости, делание, достойное всего его внимания. Это делание представляло собою поприще бесконечного преуспеяния!».

Часто основной задачей Человека в Раю представляют его физическое возделывание. И святитель Игнатий начинает с указания заповеди Бога об этом. Но тут же прибавляет, что Рай создан Совершенным Творцом. И потому подержание в нем порядка это не самоцель для Человека. Так как Человек триедин и каждая из составляющих его частей требует развития, то необходима была работа и для тела. А так как тело было самым «низшим» в иерархии частей Человека, то считать, что попечение о нем является чуть ли не главным и единственным предназначением пребывания Человека в Раю – абсурдно. Об этом ниже пишет святитель.

Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развитие. Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. И делать это можно не только в Раю. Просто там Человек наиболее свободен от остального попечения, и потому наиболее соответствует своему предназначению. Построить такие возможности на Земле  - не противоречит, а, на мой взгляд, наоборот соответствует природе Человека.

Христос Воскресе!



Метки:

promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…

  • 1
Человек сделал бога по своему образу и подобию.

Человек сделал бога

Догмат о Троице это опровергает. Триединство Отца, Сына и ...Духа - такого не было в опыте Человека. Как и готовности Творца стать отчасти тварью и принять смерть от руки своего творения. Как и еще многого в христианстве. Но главное я назвал.

Энгельс писал что христианство сразу же после своего появления вступило в острый конфликт со всеми существующими религиями...То есть представлениями о божестве

Re: Человек сделал бога

И началось кровопролитие, и никто не может его остановить.

Re: Человек сделал бога

Хм. Вы в своем уме? Кровопролития начались с христианства?
А не подучить ли вам матчасть?

Re: Человек сделал бога

Имеется ввиду кровопролитие на религиозной основе.
Я в своем уме.

Re: Человек сделал бога

Вот оно что...
А о каких событиях речь? И каким годом они датируются?

Re: Человек сделал бога

Ну, хотя бы 1096 год.

Re: Человек сделал бога

А что там было?

Re: Человек сделал бога

Первый крестовый поход.

Re: Человек сделал бога

Было дело.

Так вы поправьте свой тезис "И началось кровопролитие, и никто не может его остановить."
до формата "И началось через 1000 лет кровопролитие, и никто не может его остановить."
И перейдем к теме 2-ой части тезиса - непрекращающихся войн христиан против нехристей на религиозной почве.
Вы о каких событиях речь ведете?

"Христос воскресе!" но "До встречи в СССР" мне нравится больше! Хочу только сказать, с точки зрения простого обывателя, что в единственной молитве оставленной Иисусом сказано :"... да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" -что не противоречит коммунистической идее построения "Рая" на земле.
Я понимаю что для Вас всё в Христианстве ясно и понятно но у обывателя (у меня) такая каша в голове что не дай Бог! Что бы что то понять хотелось бы договорится о терминах которыми мы оперируем. Вот например сможем ли мы придти к одному мнению в определении что такое "Человек","Свобода","Рабство"? Скорее да чем нет, но только в границах одной идеи. На пример "Человек"- для одного это "две ноги как у курицы и голова как тыква" для другого "образ и подобие Бога". Или "Свобода"?
"Рай" - Это территориальное принадлежность или внутреннее,душевное состояние?
Хочу сказать что я не сторонник института церкви, хотя Вера Христианская мне близка, в прочем как и многие верования(не забываем о каше в голове)по причине многих мудростей в них находящимся. Например Исусого "Я есть Путь,и Истина и Жизнь"и многое другое и в других религиозных идеях. И вот хочу у Вас спросить: для чего (зачем,почему)в ущерб мировой,достаточно понятной,молодой и хорошо проработанной коммунистической идее, Вы зовёте под крышу института церкви не предлагая при этом его(института)реформы?

с уважением Чабан




До встречи в СССР

"... да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе" - не противоречит коммунистической идее построения "Рая" на земле

Ну тут понимаете Рай на Земле не построить это факт, так как он (Рай) не совсем вещественный. Он по природе ближе в душе, то есть тонкой материи. НО это не значит что мы не должны стремиться превратить Землю в его подобие.

К приведенному отрывку молитвы Господней есть толкование св. прв. Иоанна(Кронштадсткого) где он говорит, что мы выступаем как бы разведчиками Его Царства на Земле. То есть мы деятельно должны готовить приход Небес на Землю.

Что такое Человек в христианстве (как я понимаю) - это и пытаюсь описать в цикле этих текстов. Чтобы сравнивать с Вашим пониманием надо знать на какой позиции стоите Вы.

"для чего (зачем,почему)в ущерб мировой,достаточно понятной,молодой и хорошо проработанной коммунистической идее, Вы зовёте под крышу института церкви не предлагая при этом его(института)реформы"
1 где Вы это видите?
2 Чем Вас не устраивает представление о Человеке в христианстве
3 Мне кажется если бы в коммунизме все так было бы хорошо то СССР бы не рухнул так бездарно. Следовательно в там что-то не хватало. Не так ли?

Edited at 2015-04-16 13:31 (UTC)

Re: До встречи в СССР

1) "где Вы это видите?"- в том что вы говорите о религиозных (церковных)идеях а не коммунистических.
и поэтому я и спросил -вам то это зачем?
2) дело не во мне, а в 2000 летней доктрине которая
считает себя вершиной человеческой мысли.
3)а учеников и последователей предавшие Учителя вы также считаете бездарными или им есть оправдание? Сколько лет прошло с того времени после ухода Учителя, как христианство стало государственной доктриной ,и как смогла изменить жизнь человека с того времени по сей день? Может рабство исчезло?
Поймите, я не против этического и духовного развития человека,но коммунизм как идея и социализм как путь к развитию, за свои 20-40 лет показал человечеству такие возможности что церкви и не снилось! Я тоже за всё хорошее и против всего плохого,но одно дело говорить, другое - делать.
З.Ы. В том что СССР "рухнул" как вы выражаетесь церковь внесла свою и не малую лепту.
с уважением Ч.
до встречи в СССР!

поэтому я и спросил

1 Я воцерковленный христианин
2 Откуда Вы это вязли? Церковь лишь свидетельствует. А принимать свидетельство или нет это дело каждого. Что касается значения христианства и его влияния на мировую кудбтуры то опять же Церковь такой цели себе не ставит. Она просто свидетельствует и не более.
3 Не понимаю что Вы имеете в виду. Кого Вы имеете в виду.

Насчет возможностей без Церкви - скажите мне где ОНИ теперь? Почему их нет. А Церковь меду тем есть....подумайте на эту тему...

Re: До встречи в СССР

(I) В Библии Бог Отец обращается к человеку: «Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь» (Втор 30:19). Т.е. условием жизни (биологической) является «благословение» за праведность, а условием смерти — «проклятие» за грех.

И нынешняя ситуация уже была всего в нескольких словах описана 2000 лет тому назад ап. Павлом в его «Первом послании к Коринфянам»:

«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то [...] и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости» (1Кор 1:20-22).

Это суждение Апостола можно пояснить четверостишием поэта и переводчика Юрия Кузнецова:

И небеса, и нравственный закон
Потряс удар, — распалась связь времён,
И вещи мира рухнули все разом,
И зарябил, как волны, ЧИСТЫЙ разум.

Потому и «зарябил», что разум не может ни обосновать, ни направить сам себя — «Доказательства убеждают только разум, обычай их делает весомее и достовернее» (Б. Паскаль).

Исторический опыт показывает, что религиозный принцип был не только фактом, но и ФАКТОРОМ в переходах от дикости и варварства к цивилизации, в переходе от спонтанного ЖИВОТНОГО поведения к поведению собственно ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ — на основе определённых принципов и приоритетов. Игнорирование прогрессистами этого очевидного и давно известного закономерно привело к тому, что фаустовская мечта (Запада), связанная с прометеевым проектом носителей научного знания, оказалась профанацией главного вопроса: о присутствии высшего начала в мире, не дающего миру ОСКОТИНИТЬСЯ — «Какая польза в напрасных законах там, где нет нравов?» (Гораций).

Вот религии и занимались преобразованием «двуногих без перьев» (Платон) в человеков — например, в пролетариев и капиталистов, которые: (а) могли бы понимать друг друга хотя бы просто как люди, взаимодействуя и в процессе производства, и просто в жизни; (б) слышать коммунистов, делая каждый свои выводы ;-) . Потому-то вот уже не одно тысячелетие мировые религии и их церкви присутствовали в разных типах обществ.

Специально не ставя себе задачу СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА, религии уже очень давно занимались и обществом «в целом». Например, заблуждаются те, кто трактует христианство как религию «всепрощения», ссылаясь на: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф 5:44 и Лк 6:27). В древнегреческой и латинской версии, этот евангельский призыв означает «возлюбить» ЛИЧНЫХ — inimicos, но не ОБЩЕСТВЕННЫХ или ВОЕННЫХ врагов — hastes. Римские христиане не трактовали призыв «diligite inimicos vestros» как возлюбите вообще врага («diligite hastes vestros») — в число таких «вообще» врагов входит и сам Сатана — так как враг в ПОЛИТИЧЕСКОМ, ДУХОВНОМ смысле НЕ предполагает ЛИЧНУЮ ненависть, и солдат не имеет морального права использовать оружие для мщения за личные обиды; отсюда вытекает и осуждение неоправданной жестокости в войнах, ненужной для военной победы, и негуманности к пленным и гражданскому населению, аморальность личной жестокости стражника над узником. В соответствии с этим, после Константинова эдикта (313 г., Медиолан — совр. Милан) церковный собор в Арелате (314 г., совр. Арль, Арле), кроме осуждения донатистской ереси, канонизировал ОТЛУЧЕНИЕ всех верующих, которые отвергали воинскую повинность или дезертировали. Третий канон церковного собора в Арелате зафиксировал отношение церкви к войне, которое отныне стало определяться квалифицированными оценками её праведности или неправедности. Всё это, как видно, задолго до Маркса и коммунистов.

Re: До встречи в СССР

(II) Касательно достижений СССР и фиаско марксистской футурологии — практически тотчас вслед за провозглашением «полной и окончательной победы» нового строя, советский строй рассыпался — вспоминается такое суждение Х. Ортеги-и-Гассета из «Восстания масс»:

«...видя мир так великолепно устроенным и слаженным, человек заурядный полагает его делом рук самой природы и не в силах додуматься, что дело это требует усилий людей незаурядных. Еще трудней ему уразуметь, что все эти легко достижимые блага держатся на определенных и нелегко достижимых человеческих качествах, малейший недобор которых незамедлительно развеет прахом великолепное сооружение».

И действительно, в сталинском СССР мы распознаём в новых формах «московскую» служилую государственность, основанную на союзе «священного царя» — «отца народов», — и «трудового народа», в котором «нет ни Еллина, ни Иудея» (ап. Павел, Кол 3:11), как «отрицание отрицания» европейским просвещенческим эмансипаторством предшествующих ему авторитарных «тоталитарностей». Именно такой синтез оформил народную идентичность как исторический субъект — носитель мировой «повестки дня». При этом коммунистическая идея была верой, марксизм — религией и догматом, РСДРП(б)/КПСС — церковью. Все это соответствовало русским (в культурном смысле) архетипам. После Сталина этот синтез стали целенаправленно демонтировать в пользу чистоты просвещенческого эмансипаторства — «Догоним и перегоним Америку!» Результат: «церковь» номенклатурных «догоняльщиков» разбежалась, а ее «клир» растащил общенародную собственность. Такого не позволяла себе ни одна из мировых религий — «если Бога нет, то всё позволено» (Ф. Достоевский).

Не возвращение рая, но недопущение ада на земле

(Анонимно)
(1) Цитата: "Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развития".

Если по "подобию", то означает ли это, что Бог развивался, развивается или будет развиваться?..

Как православному христианину, мне известно, например, от св. Иоанна Дамаскина: "Бог [...] творит человека и из видимой, и невидимой природы как по своему образу, так и по подобию [...] ибо выражение: по образу означает разумное и одарённое свободною волею; выражение же: по подобию обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно [для человека]".

(2) Цитата: "Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. Делать это можно не только в Раю".

Не повредилась ли природа человека и мира после грехопадения? И потому после изгнания из Рая не стало ли основной задачей человека не возвращение себе рая на земле вопреки Божественному проклятию, а СПАСЕНИЕ как непреклонность к греху, дабы возможно достойнее предстать перед Спасителем на Страшном Суде?

* * *

Спасение - это основной принцип мировых религий. По определению С.С. Аверинцева, - спасение - "предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального, так и физического - полным преодолением отчуждения и несвободы. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны бога" ("Философская энциклопедия", 1970).

(а) В социологической терминологии, функция спасения может быть определена, в соответствии с веберовской методологией, как рационализация человеческой жизнедеятельности. Эта рационализация подразумевает НЕ конечное состояние, а ту постоянную регуляцию поведения, которая становится существенным фактором, влияющим на земные судьбы верующего или общество в целом. Рационализация означает целенаправленное упорядочение человеческого поведения, ориентированного на достижение некоторой цели через сосредоточение на существенных мыслях и поступках, способствующих продвижению к цели и, наоборот, через отстранение от всего случайного, второстепенного, "порочного" и "греховного". Тем самым, достигается не только мобилизация человеческих усилий, но и их сохранение и накапливание в некоторой форме достоинства, "заслуги", "успеха". Неудача в достижении цели получает объяснение как следствие "греховной слабости" либо как "происки" разрушительного, демонического начала в самом человеке или же в его внешнем окружении.

(б) Соответственно, в православии спасаются в земной жизни (не достигнутое состояние, а процесс, который получит оценку лишь на Страшном Суде), а не после неё (потому в православии и нет "чистилища"): согласно православной эсхатологии душа после смерти может двигаться не только "вверх", но и "вниз". Но это зависит не от загробного покаяния-раскаяния, а от воли, направление которой человек полагает при жизни. После смерти динамики воли, как пишут Святые Отцы, не существует ни у ангелов, ни у человека: "Нужно знать, что падение для ангелов есть то же самое, что для людей - смерть. Ибо после падения для них невозможно покаяние, как и для людей после смерти" (Иоанн Дамаскин). Надежда на обращение грешника существует пока он жив, "по смерти же будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма, ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение божественных благ" (Феофилакт Болгарский). Святитель Марк Эфесский ясно указывает в полемике с латинянами, что движение воли ограничено настоящей жизнью (с чем, кстати, католики до XV века были согласны). Православное учение, заключающее в себе consensus Patrum, выразил Марк Эфесский: до последнего Суда нет "средних" душ, как нет и окончательного приговора осуждённым. Есть души, предвкушающие блаженство и души, предвкушающие муку. Последним могут помочь церковные молитвы, милостыни и литургии, но сами эти души не находятся в положении хоть и очищающихся, но гарантированно спасенных. Последнее решение о них будет вынесено на Страшном Суде (спасение - прерогатива Спасителя) и лишь после Страшного Суда святые вкусят полное блаженство, а грешники - полноту мучений.

Но коротко так как отчасти товарищ Вам уже начал отвечать.

"Если по "подобию", то означает ли это, что Бог развивался, развивается или будет развиваться?"

Подобие это не тождество. Это раз. Второе, что подобие имеет степени. ОТ начального до полного. Это два. Я встречал мнение - образ мы имеем а подобие должны стяжать. Это конечно относиться в большей степени уже к состоянию падшего Человека. Но логика вполне применима. Но главным образом говоря о подобии я имею в виду Творческий потенциал Человека. Именно в этом он подобен Творцу. И восхождение к Нему в этом потенциале и есть развитие. О том же как и чем "живет" Существо Простое и Истинно Сущее вне времени и вне материи, то есть Бог - как судить я не знаю.

"не стало ли основной задачей человека не возвращение себе рая на земле вопреки Божественному проклятию, а СПАСЕНИЕ как непреклонность к греху, дабы возможно достойнее предстать перед Спасителем на Страшном Суде?"

Конечно в метафизическом и экзистенциальном смысле Да. Но Спасение не может быть вне социума. Оно же не во сне происходит. Стало быть есть некое место Спасения. Это место Земля говоря в общем и общество говоря несколько конкретней. "Благоустройство" среды спасения - разве это противоречит задаче самого Спасения? Разве монахи не ухаживают за своей обителью? Разве апостол Павел не предписывает иметь ровные отношения в любви со социумом вокруг себя? А что это как не благоустройство Земли и общества? Одно дело спасаться в Содоме, а другое среди реальности подчиненной и служащей делу Спасения. А откуда эта реальность возьмется, если Человек ее не создаст с помощью Божией?

Что касается последней части, то спаси Бог. Замечательная подборка мыслей и мнений святых отцов и святителей, да и не только.
Не совсем понял чему Вы это все противопоставили.
Приведенные Вами смыслы как бы обслуживают тему получения Человеком условно говоря "пропуска" в Небесный Иерусалим. Они касаются ТОЛЬКО этого процесса. А что будет за этой чертой? Об этом сказано мало и как пишет апостол "гадательно". Можно ли сказать что приобретя состояние непадетельности и "совершенства" во Христе Человек будет умален в своем потенциале по отношению к первозданному Адаму. Неужели вся Священная История взаимоотношений Творца и Человека закончится и застынет после изгнания смерти и тления в Небесном Царствие? В чем заключается упомянутое Вами "вечное блаженство"? Может быть в постижении Бога? То есть в том, что и было главным деланием Адама? Но Бог беспределен? И постижение Его бесконечно. А постигая Бога Человек разве не будет бесконечно меняться? И куда уйдет его Творческое начало?

Одним словом вопросов много. Для христианина они носят совершенно вторичный характер после вопросов Спасения. Ведь "пропуск" еще надо получить! Но я ведь пишу несколько в ином ключе. Пишу о концепции Человека. О понимании его природу и предназначения.

(I) Цитата: «Подобие — это не тождество...»

Конечно... И надеюсь Вы мне поверите, что я ни коем случае не хотел Вас «уесть». :-) Собственно, Вы сейчас уточнили — «не тождество». Беспокоюсь об этом потому, что то, что не нужно объяснять, например, христианам, вызывает недоумение или неверный вывод у людей светских. Вот всего один пример из моей практики: с помощью «притчи о блуднице» пришлось долго объяснять своим светским собеседникам, что «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7:1) не означает запрет на «обличение», как «приглашение» к покаянию. Здесь, очевидно, особенность современного русского языка.

(II) Цитата: «Но Спасение не может быть вне социума...»

Опять же, конечно... В «Послании к Евреям» ап. Павел настаивает: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15).

К этому также присовокуплю то, что сообщил в своём ответе chaban1 (см. выше): специально не ставя себе задачу СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА, религии уже очень давно занимались и обществом «в целом». Например, заблуждаются те, кто трактует христианство как религию «всепрощения», ссылаясь на: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас» (Мф 5:44 и Лк 6:27). В древнегреческой и латинской версии, этот евангельский призыв означает «возлюбить» ЛИЧНЫХ — inimicos, но не ОБЩЕСТВЕННЫХ или ВОЕННЫХ врагов — hastes. Римские христиане не трактовали призыв «diligite inimicos vestros» как возлюбите вообще врага («diligite hastes vestros») — в число таких «вообще» врагов входит и сам Сатана — так как враг в ПОЛИТИЧЕСКОМ, ДУХОВНОМ смысле НЕ предполагает ЛИЧНУЮ ненависть, и солдат не имеет морального права использовать оружие для мщения за личные обиды; отсюда вытекает и осуждение неоправданной жестокости в войнах, ненужной для военной победы, и негуманности к пленным и гражданскому населению, аморальность личной жестокости стражника над узником. В соответствии с этим, после Константинова эдикта (313 г., Медиолан — совр. Милан) церковный собор в Арелате (314 г., совр. Арль, Арле), кроме осуждения донатистской ереси, канонизировал ОТЛУЧЕНИЕ всех верующих, которые отвергали воинскую повинность или дезертировали. Третий канон церковного собора в Арелате зафиксировал отношение церкви к войне, которое отныне стало определяться квалифицированными оценками её праведности или неправедности.

Однако надо помнить, что на Страшном Суде нельзя будет спрятаться «за спину» общества — ответственность персональная. Потому предложил бы такую формулу, возможно приемлемую и для людей светских: «Служение коллективному спасению есть спасение личное».

Спаси Христос!

Не возвращение рая, но недопущение ада на земле

(1) Цитата: "Человек создан Богом по своему подобию, то есть с бесконечным потенциалом развития".

Если по "подобию", то означает ли это, что Бог развивался, развивается или будет развиваться?..

Как православному христианину, мне известно, например, от св. Иоанна Дамаскина: "Бог [...] творит человека и из видимой, и невидимой природы как по своему образу, так и по подобию [...] ибо выражение: по образу означает разумное и одарённое свободною волею; выражение же: по подобию обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно [для человека]".

(2) Цитата: "Реализация этого бесконечного потенциала и есть предназначение Человека. Делать это можно не только в Раю".

Не повредилась ли природа человека и мира после грехопадения? И потому после изгнания из Рая не стало ли основной задачей человека не возвращение себе рая на земле вопреки Божественному проклятию, а СПАСЕНИЕ как непреклонность к греху, дабы возможно достойнее предстать перед Спасителем на Страшном Суде?

* * *

Спасение - это основной принцип мировых религий. По определению С.С. Аверинцева, - спасение - "предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла - как морального, так и физического - полным преодолением отчуждения и несвободы. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны бога" ("Философская энциклопедия", 1970).

(а) В социологической терминологии, функция спасения может быть определена, в соответствии с веберовской методологией, как рационализация человеческой жизнедеятельности. Эта рационализация подразумевает НЕ конечное состояние, а ту постоянную регуляцию поведения, которая становится существенным фактором, влияющим на земные судьбы верующего или общество в целом. Рационализация означает целенаправленное упорядочение человеческого поведения, ориентированного на достижение некоторой цели через сосредоточение на существенных мыслях и поступках, способствующих продвижению к цели и, наоборот, через отстранение от всего случайного, второстепенного, "порочного" и "греховного". Тем самым, достигается не только мобилизация человеческих усилий, но и их сохранение и накапливание в некоторой форме достоинства, "заслуги", "успеха". Неудача в достижении цели получает объяснение как следствие "греховной слабости" либо как "происки" разрушительного, демонического начала в самом человеке или же в его внешнем окружении.

(б) Соответственно, в православии спасаются в земной жизни (не достигнутое состояние, а процесс, который получит оценку лишь на Страшном Суде), а не после неё (потому в православии и нет "чистилища"): согласно православной эсхатологии душа после смерти может двигаться не только "вверх", но и "вниз". Но это зависит не от загробного покаяния-раскаяния, а от воли, направление которой человек полагает при жизни. После смерти динамики воли, как пишут Святые Отцы, не существует ни у ангелов, ни у человека: "Нужно знать, что падение для ангелов есть то же самое, что для людей - смерть. Ибо после падения для них невозможно покаяние, как и для людей после смерти" (Иоанн Дамаскин). Надежда на обращение грешника существует пока он жив, "по смерти же будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма, ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение божественных благ" (Феофилакт Болгарский). Святитель Марк Эфесский ясно указывает в полемике с латинянами, что движение воли ограничено настоящей жизнью (с чем, кстати, католики до XV века были согласны). Православное учение, заключающее в себе consensus Patrum, выразил Марк Эфесский: до последнего Суда нет "средних" душ, как нет и окончательного приговора осуждённым. Есть души, предвкушающие блаженство и души, предвкушающие муку. Последним могут помочь церковные молитвы, милостыни и литургии, но сами эти души не находятся в положении хоть и очищающихся, но гарантированно спасенных. Последнее решение о них будет вынесено на Страшном Суде (спасение - прерогатива Спасителя) и лишь после Страшного Суда святые вкусят полное блаженство, а грешники - полноту мучений.

  • 1