teterevv (teterevv) wrote in eot_su,
teterevv
teterevv
eot_su

Человек. Свобода. Рабство. 7: Человек и Дух

Единения с Духом позволяет Человеку совершать все те невозможности, которые и ставят даже в светском смысле понятие Человек на высочайшую Высоту. Героизм, самопожертвование, преодоление границ естества – все это было бы невозможно без тесного соединения Человека (как плоти) и Духа! Описание этого со-Единения и есть предмет метафизики

Великая Среда. Середина Страстной Седьмицы. Окончание проповеди Спасителя и начало Его Добровольных Страданий. И сегодняшнее Евангелие состоит как бы из двух тем. В первом чтении (Ин. 12, 17-50), Господь наставляет и утешает, призывает к Себе и направляет ко Спасению.  Народ Его теснит, жаждет от Него нового чуда. Христос возвещает людям Величайшие Тайны мироздания, говорит им об Отце и Себе, являет им в Себе Бога. Какая потрясающая и радостная весть - Бог среди нас! Но люди в ответ все о земном владычестве. Господь уже видит Голгофу и чашу страданий.

«Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел»

Но Спаситель переживает не о Себе, а о своем народе.

«Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет»

Даже апостол и евангелист не удерживается от упрека не принявшим Спасителя своим единоплеменникам.

«Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него»

А во втором Евангелие (Мф., 26, 6-16) совершается первое злодейство Иуды. Он сговаривается с первосвященниками о своем предательстве Спасителя. Что двигало Иудой? Ослепление той тьмой, о которой говорил Спаситель выше. С тех пор «Иуда» и поступки в этом состоянии темноты и слепоты стали шкалой измерения человеческой подлости и предательства, потери совести.

Совесть это удивительная вещь. Она, в некотором роде, выражение божественного в человеке. Язычники, то есть не познавшие Христа, будут судимы по законам своей совести. Да и в сюжете со взятой в прелюбодеянии (Ин.8,3-11) народ стал расходиться «будучи обличаемы совестью». То есть совесть выступила опять же в роли соратника Судии всех, чем-то замещающим Его Суд. О совести мы поговорим ниже.  А пока мы становимся свидетелями начала Крестного Пути Господа, знаменующегося замыслом Иуды о предательстве. 

Бог – вне времени. Он Единственное не плотское Существо, Чистый Дух. А время  - свойство материи. Бог же не ограничен ничем: ни материей, ни временем. И потому, когда Христос говорит о совершенном некой женщиной миропомазании Себя перед положением во Гроб, Он говорит буквально, как мне кажется. 

«…что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению…»

Господь  «в доме Симона прокаженного» принимает погребальное миропомазание от женщины и видит замысел Иуды предать Его. Он вне времени и потому тогда же в подготовленной горнице на Тайной вечери дает кусок хлеба Иуде, после принятия которого в Иуду вселится диавол. Он и в Гефсиманском Саду в минуты борений его Человеческой природы с цепенящим душу ужасом предстоящего Крестного Пути. Ученики спят, Иуда ведет толпу богоненавистников и богоборцев, чтобы целованием отдать Господа им в руки. Он и на Кресте, Он и в аду, когда Его Человеческое Тело во Гробе. А жены-мироносицы спешат ко Гробу, чтобы помазать Тело, спешно положенное туда без положенных ритуалов погребения. И Господь это все знает, и потому говорит приведенные выше слова, что подготовка Тела ко Гробу совершилась. Потому что Он Бог и вне времени. А Сыну Человеческому еще предстоит пройти этот Путь и испить Чашу страданий до конца. Вот такой парадокс. Вернее такая Тайна!

Она естественная для ситуации, когда соединяется временное и вечное, плоть и Дух, человек и Бог. А между тем, так и должно быть по замыслу Творца о Человеке. Читаем следующую главу труда святителя Игнатия «Слово о Человеке»

ТЕЛО И ДУША

«Созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» (Быт. 2:7).

«Этот образ сотворения человека показывает в нем превосходнейшее и ближайшее к Богу творение. Человек производится не единократным действием, как произведены были прочие твари, но образуется и созидается постепенно. По самому сотворению достоинство тела человеческого несравненно выше всех прочих тел, а душа несравненно выше всех душ животных, душ, которые произвела из себя земля по повелению Творца.

Тело — дом души, ее одеяние, ее орудие. Так именуют его и Священное Писание, и святые отцы. Два верховные Апостола назвали его своею хижиною (2 Пет. 1:13—14; 2 Кор. 5: 1—4).
Православная Восточная Церковь постоянно признавала человека существом, созданным по душе и телу, но способным и по душе и по телу быть причастником Божественного Естества, быть богом по благодати.

Святой Иоанн Дамаскин, писатель VIII века, в книге своей “Точное изложение Православной веры собрал мнения предшествовавших ему знаменитейших святых отцов о предметах Христианского Богословия
Бог, — говорит святой Иоанн, — сотворил природу, созерцаемую умом, то есть Ангелов и все небесные чины, которых естество, без сомнения, разумно и бесплотно, то есть бесплотно в сравнении с грубым веществом. Ибо одно только Божество в собственном смысле невещественно и бестелесно. Еще Бог сотворил и чувственную природу, то есть небо, землю и все, что между ними. И первую природу сотворил Он близкою к Себе, — ибо разумная и одним умом постигаемая природа близка к Богу; а другую, как подлежащую чувствам, сотворил по всем отношениям весьма далекою от Себя. Но надлежало явиться существу. Здесь под словом «надлежало» я разумею волю Зиждителя: ибо она для Бога есть устав и закон самый приличный… Так из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и подобию; из земли Он образовал тело, а душу, разумом и умом одаренную, сообщил человеку Своим вдуновением

Тело и душа созданы вместе… Бог сотворил человека непорочным, правым, любящим добро, чуждым печали и забот, сияющим всеми совершенствами, преизобилующим всеми благами, как бы
некий второй мир — в великом малый, как другого Ангела, поклоняющегося Богу; сотворил смешанным из двух природ, созерцателем твари видимой, таинником твари, умом постигаемой, царем всего, что на земле, подчиненным Верховному Царю, земным и небесным, временным и бессмертным, видимым и постижимым для одного ума, как нечто среднее между великим и низким, — сотворил духом и вместе плотию, духом для принятия благодати, плотию в предупреждение гордости, — духом для того, чтоб он твердо стоял и прославлял своего Благодетеля, — плотию для того, чтоб подвергался страданиям, и, страдая, не забывал себя и вразумлялся, если бы вздумал превозноситься своим величием; сотворил животным, поставленным здесь, то есть, в настоящей жизни, и переселяемым в другое место, то есть, в будущую вечную жизнь, и — что составляет верх тайны — существом, обожаемым за свое прилепление к Богу, и обожаемым по причастию Божественного озарения, а не претворяемым в Божию Сущность ( Книга вторая, глава 12, о человеке.)

Господь привел пред Адама всех зверей и скотов земных, всех птиц небесных: человек, проникая по действию Святаго Духа в свойства каждого животного, нарек им имена (Быт. 2:19)».

Замысел Бога о Человеке поражает и удивляет. Еще и еще раз вспоминаются слова псалмопевца Давида «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?...» И вот святитель устами апостолов и великих отцов православия дает ответ на этот вопрос.

Я выше писал, что Бог вне времени. А раз человек есть соединения тела и Духа, то и в нем должна проявляться хоть в какой-то мере это соприкосновение с Вечностью.

Был такой российский и советский физиолог Ухтомский А.А. Он ученик и соратник Павлова, создатель учения о доминанте; академик АН СССР и т.д. Он всю жизнь искал - что же есть Суть человека. Именно поэтому он, будучи кандидатом богословия, прошел путь от физиолога до психолога. Он хотел, как говориться, пощупать руками эту Суть. Ему принадлежат иронические слова, произнесенные им на каком-то съезде, то ли встрече психологов: Удивительная наука психология! Изучает то, чего [по вашему] нет – душу!

Но мне больше всего запомнилось его определение одного психологического феномена. Определение парадоксальное и тоже выводящее нас в зону пребывания вне времени.  По мнению этого выдающегося ученого и потрясающего своими масштабами человека каждому из нас присуща память о будущем. Ухтомский чтобы описать это наше вневременное знание ввел понятие интуиция совести. На мой взгляд, просто гениально и очень в тему нашего сегодняшнего разговора.

Материалисты дают, конечно, иное определение феномена совести. Но лично меня оного угнетает, так как полностью лежит в русле лишения человека подлинной свободы. Совесть, как результат познания человека неких правил и регламентов - это разговор о полной обусловленности человеком обществом. Но совесть же ценна именно тем, что она проявляет себя даже тогда, когда эта
обусловленность снимается. Не окончательно конечно! Так как человек, сознательно выводящий себя из социума, перестает быть самим собой.  Но в достаточной мере, чтобы говорить, что данная обусловленность перестает быть для него ощутимо значимой.

Конечно, человек лишившись со-единения с Духом (Богом) утрачивает и это свойство. Такое состояние в окончательном развитии в православии называется  - смерть души. Человек теряет свою природу, теряет возможность реализовывать свое предназначение и как следствие теряет и присущие этому качества. В том числе и «память о будущем», совесть.

И завершая сегодняшний текст, хочется сказать, что со-единения с Духом позволяет Человеку совершать все те невозможности, которые и ставят даже в светском смысле понятие Человек на высочайшую Высоту. Героизм, самопожертвование, преодоление границ возможного – все это было бы невозможно без тесного соединения Человека (как плоти) и Духа! Описание этого со-единения и есть предмет метафизики.
Tags: Человек
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment