Виктор Шилин (viktor_shilin) wrote in eot_su,
Виктор Шилин
viktor_shilin
eot_su

Ключевский о роли идеального в истории

Василий Осипович Ключевский – один из самых значительных русских дореволюционных историков. «Курс русской истории» - фундаментальный труд, в основу которого легли его лекции по истории России.

По мере собственного изучения родной истории по этой книге, я хочу делиться важными, на мой взгляд, цитатами автора. В данной заметке – мыслями о роли идеи в историческом процессе и об отличии подхода к изучению истории от понимания самого исторического движения (ведь эта грань часто стирается).

Итак, во второй лекции, Василий Осипович много внимания уделяет взаимосвязи «исторического факта» и «идеи». Замечу, что под «историческим фактом» тут понимается политическое или экономическое явление в коллективной жизни народа, то есть «общественное», под «идеей» же – плод духовной работы индивидуума, «личностное». И, в самом начале курса, историк объявляет, что в изучении он отдает предпочтение именно «историческому факту»:
Боюсь, что изложенный мною план курса вызовет в вас одно важное недоумение. Я буду излагать вам факты политические и экономические с их разнообразными следствиями и способами проявления — и только, ничего более.

Но это не отказ от роли идеального в истории, как может показаться, дело тут в другом:
«Я вовсе не думаю игнорировать присутствия или значения идей в историческом процессе или отказывать им в способности к историческому действию. Я хочу сказать только, что не всякая идея попадает в этот процесс, а попадая, не всегда сохраняет свой чистый первоначальный вид. В этом виде, просто как идея, она остаётся личным порывом, поэтическим идеалом, научным открытием — и только; но она становится историческим фактором, когда овладевает какою-либо практической силой, властью, народной массой или капиталом, — силой, которая перерабатывает её в закон, в учреждение, в промышленное или иное предприятие, в обычай, наконец, в поголовное массовое увлечение или художественное всем ощутительное сооружение, когда, например, набожное представление выси небесной отливается в купол Софийского собора».

Мысль о соотношении идеального и материального в истории развивается и дальше. И вновь весьма интересным образом:
«Полагая в основу исторического изучения процессы политические и экономические, я не хочу сказать, что историческая жизнь состоит только из этих процессов и что историческое изучение должно ограничиваться канцеляриями да рынками. Не одними канцеляриями и рынками движется историческая жизнь; но с них удобнее начинать изучение этой жизни.
...политический и экономический порядок известного времени можно признать показателем его умственной и нравственной жизни...».

И, будто специально, для тех, кто уже готов обвинить его в ущемлении роли духовного начала, Ключевский оговаривает (в принципе то же, что и прежде, но более четко):
«Я хочу сказать, что факты политические и экономические полагаю в основу курса по их значению не в историческом процессе, а только в историческом изучении. Значение это чисто методологическое. Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития; они кладут наиболее прочные основы житейского порядка, соответствующего истинным потребностям человека и высшему назначению человечества».

После, историк дополнительно (и уже не в первый раз) поясняет, откуда возникает подобное противоречие меж его взглядами на суть истории, и его подходу к изучению оной:
«Порядок изучения не совпадает с порядком жизни, идёт от следствий к причинам, от явлений к силам».

Согласитесь, есть очень стойкая тенденция сводить историю к непрекращающимся конфликтам экономических и политических интересов, то есть к борьбе за ресурсы и власть. Тем же процессам, что происходят в сфере духовной, культурной – отводится роль второго плана. В каком-то смысле, они даже представляются лишь как своеобразное прикрытие реальных экономических и политических причин.

Таким образом, главными движущими силами истории делаются власть и, условно, «бабки». Творческий дух человечества тут на обочине. И, если продолжать эту логику, то можно очень далеко зайти.
Как я показал выше, несмотря на то, что изучение истории Ключевский начинает именно с политических и экономических фактов, - в основе исторического движения он видит именно творчество человеческого духа. И он не просто это обозначает и идет дальше, он повторяет это из раза в раз, предельно акцентируя на этом внимание.

Думается, что не зря.

Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments