burevestn1k (burevestn1k) wrote in eot_su,
burevestn1k
burevestn1k
eot_su

Categories:

Агитпоезда и агитпароходы 1918 - 1920


Агитпоезд. В центре: Театр народа.
Слева: Раньше двери театра были закрыты для народа.
Справа: Солнце Советской Республики освещает путь к истине, знаниям, правде. Кто знает, тот побеждает.

Одним из эффективных способов агитации и пропаганды в первые годы советской власти были мобильные агитбригады, перемещавшиеся от города к городу на поезде или пароходе.

Изрезать всю Россию яркими, художественно расписанными поездами, представляющими собой передвижные летучие библиотеки, книжные склады, кинематографы, передвижные трибуны, инструкторские и осведомительные аппараты — это огромное, почти фантастическое предприятие… а весной, когда вскрываются реки, по водным просторам Республики, по Волге, по её притокам и по Днестру двинут Литературно-инструкторские пароходы.


Такое указание содержит один из советских руководящих документов начала 1920-го (ЦГАОР, фонд 1252). Идея создания мобильных агитационных бригад принадлежит Ленину, кроме агитационно-просветительских задач они должны были решить проблему слабой связи центра с регионами в условиях гражданской войны.


Прибытие агитпоезда, кинопоказ. Отсюда.

По данным советской исторической энциклопедии первый агитпоезд начал работать еще в 1918 году, а первый агитпароход – в 1919.

В статье «Плакат, как средство политической агитации в 1917-1930» Е. Е. Лежень пишет:

Агитация проводилась посредством ярко разрисованных поездов и пароходов, везущих пропагандистов и ораторов. Такие пароходы и поезда оснащались специальными театральными агитационными бригадами и киноустановками, которые на всем пути передвижения распространяли огромное количество плакатов, газет и прочей печатной продукции. Такие методы агитации сыграли в те годы немалую просветительскую роль в малограмотной, обнищавшей стране, практически не имевшей других средств передачи информации о происходящем. Во время движения и на каждой остановке эти впечатляющие явления привлекали внимание народа.


Агитпоезд. Все правительства держат народ в темнице, только одно советское Правительство  ведет Народ к Свету. Дает ему книгу и знание.

По работе агитпоездов Российский Государственный Архив Кинофотодокументов дает такую справку:

С декабря 1918 по конец 1920 года действовало пять специальных агитпоездов. Ими было организовано порядка 1800 митингов, в которых участвовало 2750000 человек. Это достаточно много, но нужно учитывать то, что статистика в те времена была весьма своеобразной. Агитпоезд "Красный Восток" курсировал в Средней Азии в 1920 году. В это же время действовало и несколько агитпароходов.

Большую помощь в организации просветительной работы среди народов национальных республик оказывали специальные агитационно-инструкторские поезда ВЦИК: Советский Кавказ, Красный Восток и др. Так, только за август - сентябрь 1920 года агитационный поезд Красный Восток отпустил просветительным учреждениям и общественным организациям Ташкента, Ходжента, Коканда, Ферганской долины и других населенных пунктов Средней Азии 179 библиотек и около 17 тыс. книг.



По работе агитпароходов советская историческая энциклопедия указывает:

Агитпоезада и агитпароходы структурно включали в себя политотдел, бюро жалоб, информационный отдел, редакцию и типографию (выпускались газеты, листовки, воззвания), киноустановку... В составе руководящих работников находились представители ЦК РКП(б), ВЦИК (всероссийского центрального исполнительного комитета) и СНК (Совета народных комиссаров), партийные агитаторы и пропагандисты.



Пребывая в населенные пункты агитбригады проводили митинги, читали лекции, организовывали собрания, принимали жалобы от населения, распространяли газеты, листовки, плакаты, книги, проводили выставки, киносеансы и концерты.

Чувашская энциклопедия дает такую справку:

Агитпароход «Красная звезда», направленный на Волгу и Каму, первый раз прибыл в Чебоксары утром 9 июля 1919. На нём находились представители народ. комиссариатов, ЦК РКП(б) и ВЦИК, которые обследовали работу исполкома Чебоксар. уезд. Совета и укома партии. В.М. Молотов и Н.К. Крупская провели беседы с горожанами и служащими совет. учреждений, выступали на собраниях и митингах. Вечером пароход остановился в Мариинском Посаде. Второй раз, 9 июля 1920, коллектив агитационно-инструктор. парохода «Красная Звезда», прибыв в Чебоксары, оказал помощь недавно созданному Ревкому ЧАО, наладил издание газеты «Известия», показал горожанам выставку, организовал киносеансы, продажу книг. На другой день агитпароход отплыл в Мариинский Посад.


Агитпароход "Красная звезда".
Tags: СССР, история
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments