yuryinwk (yurykornew) wrote in eot_su,
yuryinwk
yurykornew
eot_su

СТАНДАРТЫ, КОТОРЫХ НЕТ

Все новые образовательные стандарты (ФГОСы) имеют общую черту: они полностью лишены конкретного содержания.

Когда «креативному» дилетанту поручают что-либо реформировать, он видит перед собой две задачи: 1) ликвидировать старое; 2) на его месте создать нечто, совершенно на прежнее непохожее.

Именно по этой схеме реформировали наше образование. Не следует думать, что задача 1) очень проста. Она потребовала много времени и усилий, но на сегодня в общих чертах уже решена. А вот с 2) возникли проблемы, которые мы рассмотрим на примере высшего образования.

После беспощадных 90-х наши вузы оказались в состоянии весьма дурном, однако всё ещё продолжали готовить вполне востребованных во всём мире специалистов. Но тут вовремя подоспела реформаторская идея: вместо 5 лет учить 4 года (бакалавры), а для избранных (магистры) — плюс ещё два года. И сверху было объявлено: «так надо, потому что так лучше».

Привыкшие ко всему вузы среагировали апатично: ну что ж, если так лучше, то давайте учебные планы, и мы будем учить. Но откуда креаклу взять учебные планы для нескольких тысяч специальностей? Поэтому Минобр поступил единственно возможным способом: велел всем писать эти планы самим (словом, мы знаем, что «так лучше», а вот как оно конкретно будет выглядеть — вы сами решайте). Из этого получилось ровно то, что должно было получиться: в вузах отрезали от прежних учебных планов дисциплины последнего года и получили программу для бакалавров, а этот отрезанный год растянули на два — и вот вам образование магистра. (Это высказывание несколько утрирует положение дел, но по сути оно так и есть.)

При составлении учебных планов была дана полная воля, и в стране возникли десятки различных вариантов для одних и тех же специальностей. Но всё это надо было как-то совместить с ГОСом — государственным образовательным СТАНДАРТОМ. (Сие понятие Минобр на свою голову ввел в 90-е годы; до этого народное образование СССР и России обходилось без промышленной терминологии, хотя «единство образовательного пространства» было несопоставимо с нынешним.)

Поскольку предложить что-то конкретное и содержательное даже по одной специальности Минобр не в силах, для него остался один путь: лишить стандарт содержания. Именно это и случилось, в чём убедиться может каждый, заглянув в вузовские ФГОСы поколения 3+. У этих «стандартов» есть общая черта — полное отсутствие каких-либо единых требований. Все права и полномочия переданы образовательному учреждению.

Словом, вся реформа сводится к двум пунктам: 1) по-старому учить нельзя; 2) по-новому можно учить как угодно (при условии, что по-старому вы учить не будете, разумеется). В школах — то же самое.

Любопытно, что в п. 1) Минобр поддерживают и некоторые наши патриоты, сторонники нерожденных прорывных образовательных технологий, которые «непременно должны появиться».

Мы все за передовую промышленность и науку. Безусловно.

Мы все за передовое искусство и литературу. Стоп. Уже нет. Тут явно веет чем-то другим (А.С.Пушкина — на свалку, 19 век).

Мы все за самые «прогрессивные» гендерные отношения?
Достаточно?

Система образования формирует душу народа и неразрывно связана с ней. В нашей многонациональной стране образование было глубоко национальным, и в этой внешне противоречивой фразе нет никакого противоречия. Оно выстраивалось в течение десятилетий (и столетий) усилиями многий гениев и достигло удивительных, признанных во всем мире результатов. Отказываться от нашего бесценного опыта, уповая на грядущие мифические «открытия», значит — идти в никуда (национальное образование — не та сфера, где открытия лежат на поверхности: слишком много талантов там трудилось и «открывало»). Зарубежный опыт здесь также не очень поможет: для финской системы у нас слишком мало финнов, для китайской — китайцев.

Нам всего-то надо очистить наш образовательный опыт от фекалий червей-реформаторов, которые копошились в системе просвещения с конца 60-х годов. (Про нынешних деятелей из Минобра и говорить не стоит.)

Ниже приведён полный и качественный портрет ФГОС поколения 3+ для вузов. Больше в этом ФГОСе по существу нет ничего.



Источник: http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_2061

Tags: ВУЗ, Россия, образование
Subscribe

promo eot_su february 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments