Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in eot_su,
Культпросвет
cultprosvet_mag
eot_su

Categories:

Базовые экономические противоречия в сфере культуры

(предыдущая часть)

Так почему же сфере культуры необходимо обязательное государственное регулирование? Почему «рука рынка» особенно плохо работает в сфере культуры? В общих чертах на этот вопрос дается ответ в классическом труде Вильяма Баумоля и Вильяма Боуэна «Исполнительские искусства – экономическая дилемма», ну а сама проблема получила название: «Болезнь цен».


Болезнь цен и государственная поддержка
В чем выражается эта «болезнь»? Ее суть в том, что рост производительности труда в области культуры, всегда отстает от роста производительности труда в целом по экономике. А поскольку в секторах экономики с «отстающей производительностью» издержки производства растут быстрее, чем цены на конечный продукт, то это, в свою очередь, будет приводить к хронической нерентабельности с экономической точки зрения сферы культуры в целом. Для примера, производительность труда четырех музыкантов исполняющих квартет Бетховена практически не поменялась за последние 200 лет, в то время как средняя производительность труда в Западной Европе выросла в 50 раз [7].

Если же государство вмешивается в экономику культуры, например для компенсации опережающего роста издержек, то оно сталкивается с отсутствием метрик, с помощью которых было бы возможно эффективно оценивать результаты такого вмешательства. Тем более, что основная метрика рынка — «прибыль», в случае культуры, перестает адекватно отражать реальность. Специально огрубляя иллюстрацию вышесказанного: порнография будет иметь норму прибыли заведомо более высокую, чем научно–образовательные фильмы, и, с точки зрения «рынка» государству выгоднее поддерживать именно — порнографию.

Но это далеко не единственная проблема, возникающая при попытке государства поддержать сферу культуры. Например, есть еще сложности с целеполаганием, то есть с тем, а что собственно государство от культуры хочет добиться? Культура должна воспитывать, развлекать, быть инструментом геополитики? Кого государству следует поддерживать? Потребителей? А быть может творцов? И так далее. Как в таких условиях государству принимать решение о вмешательстве в экономику культуры? Но сначала давайте разберемся почему перестают адекватно работать «рыночные регуляторы».

Источники:

7. А.Ю. Филатов, Ю.М. Соколовский. Модели монополистической конкуренции с неоднородным трудом.

К оглавлению

Subscribe

promo eot_su февраль 26, 2015 13:13 45
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment