albor_78 (albor_78) wrote in eot_su,
albor_78
albor_78
eot_su

Пробуждение 2



К восемнадцатому веку почти вся западноевропейская элита перешла с религиозной на светскую систему мировоззрения. Почему и под воздействием чего в Европе это произошло так быстро – отдельный вопрос.

Огромную лепту в этот процесс перехода на светское мировосприятие внесло Раблезианство с его подрывной деятельностью против Церкви (тут хотелось бы сослаться на работу Анны Кудиновой посвященную этому вопросу: http://gazeta.eot.su/article/cerkov-niza-protiv-krasnoy-cerkvi-2 ). Также этому способствовала сама эпоха Возрождения, с ее увлечением античностью и существенной перестановкой ценностных акцентов с религиозно-христианских на натуралистические. Не последнюю роль, конечно же, сыграли и религиозные войны вызванные протестантским расколом, да и сама католическая церковь, сильно дискредитировавшая себя такими шалостями, как продажа индульгенций – с одной стороны, так и чрезмерным догматизмом – с другой.

От патристики к схоластике, от схоластики к эмпиризму и рационализму – западноевропейская философская мысль довольно быстро отходила от религиозного мировосприятия, все менее придерживалась каких-либо догм. Понятие «религиозная догма» приобретает сугубо отрицательный оттенок, тогда как смысл и назначение догм заключается в создании необходимой концептуальной рамки, внутри которой религиозная философия может и должна развиваться. В конце-концов рамка эта могла бы осмысливаться и переосмысливаться, но не отбрасываться, как это произошло в Европе, где религиозная мысль как таковая, осталась, по сути, без адвоката.
Всему этому способствовала и всё более нарастающая понятийная путаница. Когда все говорят «Бог», но никто без специального разбирательства уже толком не может с уверенностью сказать – а какой собственно бог имеется в виду. Религиозное понимание Бога – Бога творца, волевого и милосердного, постепенно вытесняется пантеистическим пониманием – Бога, тождественного природе, либо деистическим – Бога как мирового разума, великого часовщика безразличного к людям.

Забегая вперед, обратим внимание читателя на то, что такое различное понимание Высшего начала не могло не породить совершенно разнонаправленных концепций как внутри религиозной, так и внутри светской философской мысли. И даже если эта последняя развивалась более интенсивно почти не оставляя места другой, ошибкой в этой ситуации было бы их тупое противопоставление, не позволяющее сделать более тонкий разбор фундаментальных оснований той или иной концепции, будь она трижды светской или религиозной. Задача же этого небольшого исследования заключается как раз таки в том, чтобы проследить генезис мировоззренческих констант, унаследованных коммунизмом, понять историю взаимоотношений между религией и коммунистическим движением, найти базу для глубокого диалога и синтеза.

Итак, к средине XVIII века появляется целая плеяда французских просветителей - энциклопедистов: Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо. Интеллектуальный взрыв, который они обеспечили, окончательно оформляет триумф светскости и лаицизма эпохи Модерна.
Как ни странно, но критика в адрес почти поголовно зарвавшихся в деизме просветителей, и это крайне для нас примечательно, раздается именно с левого фланга.
Так, один из наиболее видных идеологов социальной справедливости и в свою очередь также просветитель – аббат Габриэль Бонно де Мабли (1709 — 1785), выступает категорически против деизма и атеизма.


Его концепция коммунистического строя базирующаяся на морально-нравственных принципах самоограничения и аскетизма по духу близка к первохристианской общине. Да и сам духовный сан аббата говорит как-бы сам за себя. Мабли выступает также против физиократической системы экономики, основанной на «естественном порядке», которая напрямую связана с натуралистическим представлением о Высшем начале.

Фигура аббата Мабли крайне важна для понимания высокого морально-нравственного стержня коммунистического движения и его глубоких христианских корней. В его борьбе против физиократов уже угадываются контуры будущих баталий против социал-дарвинизма и экономического либерализма.
Победу в которых еще предстоит одержать.

Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments