ilirei (ilirei) wrote in eot_su,
ilirei
ilirei
eot_su

Category:

Самарское псевдоискусство в проекте "Волга. Ноль" или "модернизация" культурного кода (18+)





Часть 1. Проект «Волга. Ноль» и его участники.



С января по апрель в Самаре Средневолжский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) во дворе Фабрики-Кухни представляет программу авторских презентаций молодых самарских художников, работающих в области современного искусства.




Как повествует статья на сайте ГЦСИ, эта программа направлена на " открытие, осмысление, развитие и популяризацию актуальных художественных практик, образующих локальные художественные контексты городов Поволжья".

Что же это за практики? Ознакомимся с ними в статье "Волга. Ноль: Незавершенное искусство" журнала о современном искусствеaroundart. Я бы назвала эту статью немного по-другому: "Волга. Ноль: Незавершенное убийство искусства". Приведу несколько наиболее наглядных работ, которые оставляют неизгладимое впечатление (у кого-то отрицательного, а у кого-то и положительногонаправления, если использовать систему координат, в которой разработано название проекта).

Больше всего меня "впечатлил" Сергей Баландин, который считается единственным «художником» в Самаре, работающим в жанре перфоманс.

Дадим слово авторам статьи «Один день с Сергеем Баландиным» с сайта Большая деревня (так создатели сайта Самару назвали: сожалеют, видимо, что не доросла она до европейских городов с их «высоконравственными» ценностями, раз в ней всего лишь один акционист, пусть даже «талантливый» - потому-то и деревня, наверное):

«...самарский художник Сергей Баландин открыл мастерскую акционизма(здесь и далее выделено мной) в галерее «Виктория» – самой дорогой независимой галерее города. В Самаре и далеко за её пределами - от Ширяевской биеннале до персональных выставок в Европе - он стал известен благодаря своим шокирующим перформансам. Обнажение, радикальная работа с телом и его возможностями, вовлечение аудитории в производство работ – вот неполный послужной список художника, благодаря которому он нашёл земную славу и приобрел очевидных врагов в лице православных гомофобов».

Авторы статьи загодя определили, что если кто-то против работ всяких баландиных, значит он православный гомофоб: даёшь «Шарли Эбдо»! Ну и конечно, если люди не понимают его работы, значит они просто «не считывают личностные смыслы», как выразился арт-критик Илья Саморуков о Сергее Баландине. А вы как думали? Куда же простым смертным, да еще «православным гомофобам», до такого высокого искусства! Оказывается, «Баландин зациклен на себе, поэтому с ним непросто работать. Но именно эта зацикленность источник его искусства». По-моему, эту зацикленность и у других участников «Волги. Ноль» только с закрытыми глазами можно не увидеть.

Равнодушными видеосюжеты Баландина врядли кого-нибудь оставят (18+). По моему, это просто какие-то странные фантазии обычного эксгибициониста или фрика (посмотрите, например, "Вещь для других"), которых полно в сети Интернет. Отличие только в том, что Сергея Баландина, мягко говоря, рекламируют, устраивая выставки типа «Волга. Ноль». Как такие люди могут называться художниками пусть даже и совриска и участвовать в публичных проектах типа фабрики-кухни?

Занятные факты о Баландине есть даже в статье самарского думца Михаила Матвеева о том, что акционисту всё сходит с рук даже в разборках с правоохранительными органами из-за его нецензурных перфомансов (наш перфомансист, наверное, купается в лучах славы, ведь о нем разве что слон не написал). Не будем переходить на личностные особенности Баландина, так как перетирание фактов, относящихся к аспектам его интимной жизни, о которых указанно не только в комментариях к этой статье, но и в видеосюжетах самого «художника», заведет нас совсем в ненужную для данного исследования плоскость. Отметим, что в любом случае подобные посты (в том числе и мой) для людей с психологическими особенностями а-ля Баландин — всего лишь очередной повод потешить их самолюбие. По-моему, подобную антиморальную деятельность можно остановить только в системе советского типа.


А вот и работы Владимира Логутова. В одной из них, под знаковым названием Made in Куйбышев он со смаком извалял в грязи всех жителей Самары, ее советское прошлое да и страну вообще (обратите внимание на название и самый последний кадр): всё, что показано в этом сюжете, есть сейчас в любом населенном пункте России. Кратко об этом  видеосюжете в статье "25 апреля, клуб "СИНЕ ФАНТОМ" (Москва) – показ избранных работ Владимира Логутова":

"MADE IN КУЙБЫШЕВ" (антигламурный путеводитель по Самаре) "Чтобы показать крупный волжский город во всей его красе, Андрей Сяйлев и Владимир Логутов побывали в убежищах бомжей, на точках сбора проституток и наркоманов, тусовках панков и металлистов".


Моментальный снимок 7 (02.04.2015 11-11).png Моментальный снимок 3 (02.04.2015 10-59).png Моментальный снимок 1 (02.04.2015 10-53).png

Заметка после написания статьи: похоже, Логутов переживает, как бы не подмочилась его репутация за подобные видео, снятое в студенческие годы, ведь он теперь "звезда" (выставки в Москве и заграницей с именитыми "художниками" и пр.), поэтому видео с источников были заблокированы совсем недавно. В связи с этим даем ссылку на другой источник.

Представьте себе, как нужно ненавидеть Родину и людей вообще, чтобы снять такое? Ведь это же ложь и подлог, если рассуждать в более широком смысле. «Талант!» - воскликнут хором современные либеральные искусствоведы, судя по тому, как они рукоплескали фильму со сходным содержанием «Левиафан».

О том, что в совриске форма первична по отношению к содержанию и что именно она приравнивается к истинной красоте, упоминает в интервью к проекту участник Евгений Бугаев. Заметим, что совершенно противоположное мнение было у Ф.М. Достоевского: в известном высказывании «красота спасет мир» он подразумевал не внешнюю красоту, а красоту души, которая является результатом гармоничного внутреннего состояния человека, то есть содержание для него было первично по отношению к форме.

«... как художник я решаю пластические задачи прежде всего, то есть для меня форма произведения — это альфа и омега. В основе всего лежит форма, идея красоты. То есть главная вещь, которая меня интересует — это именно красота в её чистом виде, то есть я исследую, как она существует, как она работает. Всё остальное...

- Ты считаешь себя нарциссистом?

- Как и любой художник — конечно»

Насчет последней фразы я бы поспорила. Скорее должно быть так: «как и любой художник совриска...».

Надлом, который видит интервьюер в работах Евгения Бугаева, характерен для направлений деструктивизма в искусстве. Не зря автор упоминает о своём неравнодушии к гностицизму и ошибочно судит по себе о всём русском мире, считая его по определению ущербным (в философии гностицизма мир, созданный Демиургом, подлежит уничтожению, т.к. его развитие лишь породит еще большую греховность — отсюда стремление к Апокалипсису):

«...я как <> человек <> фасцинированный <> гностическими идеями, могу сказать, что в центре <> ментальности <> русского человека именно понимание мира как тюрьмы, то есть мира как чего-то, что лежит во зле, от чего нужно избавиться. И отсюда как раз и рождается движение к периферии, то есть попытка убежать, пойти туда, где всё будет хорошо <...>»


С некоторыми другими экспонатами можно ознакомиться, пройдя по ссылкам ниже:

Сергей Баландин Презентация №3
Анастасия Альбокринова Презентация №4
Евгений Бугаев   Презентация №1 Портрет поколения: Евгений Чертоплясов
Олег Елагин Презентация №2
Анфиса Доброходова Живопись — это медиа

Для того чтобы о данном проекте и его участниках сложилось более красочное впечатление, стоит упомянуть также об одном мероприятии Первая ледовая биеннале с участием некоторых из них под руководством Константина Зацепина (заместителя директора Самарского областного художественного музея по развитию) . Приведу выборочно цитату из статьи в журнале aroundart "Художники на льду", в которой своими впечатлениями делятся Анастасия Альбокринова и Константин Зацепин:

" Можно было наблюдать резвые прыжки Ильи Саморукова по размеченным им фигурам на снегу, сидение в кронах деревьев автора данной статьи и ее друга с перформансом «Грачи прилетели», бережное окунание Сергея Баландина лицом в снег и его же спешное отбегание от места, где новогодним фейерверком должно было взорваться (но не взорвалось) говно. Под конец мероприятия Олег Елагин пригласил осмотреть проект группы «Волжские воссыватели», заключающийся в слове ИННОВАЦИЯ (причем с одной «н»: неверное, это тоже художественный замысел — примечание ilirei), написанном на снегу чем-то желтым".

Заметили, с каким наслаждением и чувством самоудовлетворения они описывают результаты своих действий, которые без стыда называют искусством? Типичный карнавал М. Бахтина. Самое любопытное в том, что эти малевичи ждут ругательств, чтобы потом с гордостью вывесить их на своей страничке Вконтакте. Настоящая селфи-мания участников проекта "Волга. Ноль", по-другому и не назовешь.

Вот как метко выразился Сергей Баландин о современном искусстве в статье о выставке «Не каждый в Швеции ест фрикадельки», которая проходила в октябре-ноябре 2014г. на остановках г. Самары:

"Суть искусства, как ни парадоксально это звучит, не в создании нового образа, а в разрушении привычного".

Подробнее о выставках совриска на самарских остановках в следующей статье.

Tags: Самара, культура
Subscribe
promo eot_su february 26, 2015 13:13 43
Buy for 10 000 tokens
25 февраля — 40 дней со дня гибели наших товарищей. В этом номере газеты их последний бой и их самих вспоминают боевые друзья. памяти наших товарищей Игоря Юдина, Евгения Белякова и Евгения Красношеина, героически погибших при защите Донецка 17 января 2015 года Вольга, командир Отдельной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments